Рецепты теста        23.05.2019   

Национальный греческий алкогольный напиток. Греческая водка – напиток для тех, кто никуда не спешит. Бедность - не порок, а толчок к изобретениям

Кофе особенно любим, и готовится разными способами. Для крепкого черного кофе зерна перемалывают особым образом и подают в маленьких чашечках вместе со стаканом чистой воды: очень сладкий кофе называется гликос, средней сладости - метриос, совсем без сахара - скетос. Из него же готовят взбитый холодный кофейный шербет кофе фраппе, который чудесно утоляет жажду в самую сильную жару.

Чай в Греции пить не принято, он используется как лекарство от простуды и других недомоганий.

Вино . Его греки предпочитают всем прочим спиртным напиткам. Греция -- страна виноделия. Здесь, благодаря мягкому и теплому климату, с древних времен возделывают виноград. Поэтому ассортимент производимых вин очень разнообразен.

Самое знаменитое сухое вино - рецина. Его необычный вкус объясняется тем, что в него добавляют немного сосновой смолы.

Из красных вин стоит попробовать рапсани, при приготовлении, которого используется сразу три сорта винограда. Из крепленых вин наиболее известны мускаты, например MOSCATO ALEXANDREIAS, «александрийский мускат», LEUKO, «белый», RODOI, TRANI.

В Древней Греции культиви­ровалось 150 сортов виногра­да, приспособленных к различ­ным почвам и климатическим условиям. Уже тогда существо­вало огромное разнообразие греческих вин, начиная от лег­ких белых, сладких или сухих до розовых и красных, полуслад­ких и сладких. Каждый город- полис производил собственные вина. Греки предпочитали гус­тое темно-красное вино. В больших сосудах (пифосах) его на шесть месяцев ставили в погреба - для брожения. Потом вино закрепляли изюмом, который всегда имелся в изобилии, или медом. Лучшими считались самосские и юдосские вина. Ненамного градниками занято более 1,5 миллиона гектаров земли. Еже­годно производится около 500 миллионов литров вина, из которых половина импортирует­ся. Не уступали им и вина с островов Хиос и Лесбос. И по сей день, особенно славится терпкое вино с острова Санторини (Тира) иинограда, возделанного на вулканическом пепле.

Из греческих водок широко употребляются узо и ципуро.

Остров Лесбос прославился тем, что подарил миру еще один характерный спиртной напиток Греции - узо. Кстати, для его производства тоже используется виноград.

Многие опрометчиво считают, что это название имеет виноградная водка вроде турецкой раки. Только это ошибочное мнение. Виноградной водкой, скорее, можно назвать другой алкогольный напиток Греции - ципуро. Его издавна гнали местные садоводы, которые имели виноградники, как говорится, для себя, для семьи. А вот его модификация, о которой идет речь, - уже не столько алкогольный напиток Греции, сколько характерный элемент местного колорита, как, скажем, текила для Мексики. В 1989 году это название получило регистрацию как греческое, так что с тех пор данный напиток можно делать только на его исторической родине. Любовь греков к анисовому напитку с ароматом микстуры от кашля, который становится беловатым при добавлении воды, столь велика, что на острове Лесбос имеется даже целый музей, хотя, справедливости ради, стоит отметить, что его в больших количествах производят и в городах Тирнавос, Каламата. Заслуга в создании музея принадлежит семейству Варвянис, которое делает этот алкогольный напиток Греции на протяжении свыше 170 лет.



Греки бережно хранят свои традиции, и это касается не только самого рецепта их национального алкоголя, но и ритуалов, сопровождающих его производство и распитие. К примеру, в первый день лета в городе Митилини неизменно проводится Фестиваль узо. Расположенный здесь замок становится эпицентром веселья. Мало того, что здесь проходят всевозможные представления, в которых участвуют известные в стране актеры и певцы, так еще компании, которые производят этот национальный напиток Греции, наливают собравшимся бесплатно, позволяя таким образом дегустировать свою продукцию.

Любой спиртной напиток Греции, как, впрочем, и национальные алкогольные изыски любых других стран, имеет определенную привязку к местности. Вот, к примеру, история появления прародителя анисового алкогольного напитка под названием «ципуро» неразрывно связана с легендарным городом Афины.

Вообще, некоторые данные свидетельствуют, что этот спиртной напиток Греции из виноградного жмыха придумали в XIV веке монахи из православного монастыря, располагавшегося на горе Афон. Говорят, они угощали ципуро каждого, кто посещал обитель. Столетие спустя этот спиртной напиток Греции стали производить и в Афинах. Тому имеется и документальное подтверждение – производство алкоголя в те времена регулировалось специальными султанскими указами. В один из подобных циркуляров попал и ципуро. Сейчас его производят в большинстве регионов Греции, в числе которых Фессалия, Крит (кстати, здесь в ципуро иногда добавляют мед, в результате чего получается специфический напиток «ракомело»), Эпир. В этих регионах виноградную самогонку еще называют «цикудья». А вот свободно торговать им за пределами своего нома (та область, где проживает греческий самогонщик) было разрешено только в 1980 году. Кстати, тогда же было налажено и поточное производство ципуро на крупных лицензированных предприятиях.

Казалось бы, к чему делать напиток, которым баловались афиняне еще в XV веке, если уже существует множество других, более современных? Ответ каждый выбирает для себя. Одни греки ратуют за сохранение исконных традиций, другие ценят разнообразие (не зря же появилась поговорка «В Греции все есть!»), третьим просто не нравится аромат аниса, присутствующий в узо. Как ни странно, все они правы. Конечно, этот спиртной напиток Греции имеет весьма специфический характер, который не всякому нравится, но в этом проявляется его сходство с городом, где он был создан. Афины – это культурный центр Греции, где постройки античных времен преспокойно соседствуют с домами, выстроенными по последнему слову современной архитектуры. Витрины новомодных бутиков в сочетании с сохранившимися там и сям византийскими базиликами рождают неповторимый образ этого прекрасного города, пережившего за свою долгую историю немало взлетов и падений. Ципуро – этот национальный спиртной напиток Греции за последние три десятка лет стал не менее значимым и востребованным, чем его младший братишка. Сегодня производство ципуро остается самым настоящим ритуалом. Это культовое действо приходится на октябрь. Данный национальный спиртной напиток Греции гонят, сопровождая процесс песнями и танцами вокруг медных котлов. Когда ципуро готов, хороводы сменяются шумными застольями и народными гуляньями.

Очень популярно за пределами Греции бренди METAXA.

Этот алкогольный напиток Греции представляет собой бренди, разведенный вином с добавлением настойки из определенных травок. Точная рецептура держится греками в строжайшем секрете. Суть же этого процесса заключается в изготовлении вина из чуть заизюмленного винограда трех сортов, характерных для Средиземноморья, его последующей перегонке, а также добавлению к полученному дистилляту сладкого вина сорта «мускат», дистиллированной воды и настойки из таинственного набора трав, состав которого непосвященным знать
не положено. После выдержки не менее 3 лет такая смесь становится метаксой.

Кстати, этот национальный спиртной напиток Греции появился сравнительно недавно. Первый завод по его производству был открыт в городке под названием Кифизия в 1882 году. Автором рецепта стал некий Спирос Метакса, в честь которого этот спиртной напиток Греции и получил свое необычное название. Сперва его употребляли только соотечественники изобретателя рецепта, но делали они это с таким нескрываемым удовольствием, что уже в 1892 году он решился попробовать отправить партию на экспорт. Три года спустя этот национальный спиртной напиток Греции получил свою первую награду за рубежом, завоевав золотую медаль на Международной выставке, прошедшей в Бирмингеме (Германия). С тех пор он не утрачивает статус изысканного напитка для ценителей тонких вкуса и аромата.

Греки своим алкогольным детищем очень гордятся. Чтобы лишний раз подчеркнуть, что этот спиртной напиток Греции - национальное достояние, дизайнер по имени Янис Цекленис в 1963 году получил патент на бутылку особой формы, напоминающую амфору. Именно в такую тару теперь разливают метаксу 7-летней выдержки.

Еще один спиртной напиток Греции, представляющий собой смесь логичных в данном контексте и необычных компонентов, носит название «мастиха» . Это традиционный ликер с острова Хиос, который отличает внушительная крепость (около 30%) и наличие в составе мастики. Если с крепкими напитками русскому человеку сталкиваться не впервой, то вот последняя составляющая аппетит не очень возбуждает.

На самом деле, мастика - это смола одного из подвидов фисташковых деревьев (скорее, это даже кустарник), которые растут только на Хиосе. Их пробовали выращивать и в самых разных местах, да только капризные кусты никак не хотели приживаться не только за рубежом, но и в других районах самой Греции. По словам геологов, мастиковые деревья растут на Хиосе благодаря сочетанию почв, богатых известняком, с воздействием вулкана Псарона. С одного дерева можно получить всего лишь около 300 - 400 грамм смолы. В Греции ее часто используют в кулинарии, добавляя в еду, сладости и даже жвачку, а также напитки. Тягучий, пряный запах мастики напомнит о восточных странах. Издавна смола высшего качества отправлялась в гарем константинопольского султана. Сотни его наложниц, таким образом, получали возможность использовать мастиковое масло, благодаря чему их кожа становилась ароматной и шелковистой.

Мастиха имеет мягкий хвойно-фруктовый аромат и сладкий вкус со свежим оттенком огурца. Этот ликер совершенно универсален. Этот спиртной напиток Греции с удовольствием пьют мужчины из коньячных бокалов, дополняя сигарой. Женщинам нравятся коктейли с мастихой или ее сочетание с десертами. Кстати, такой спиртной напиток Греции часто подают во время свадебных застолий, когда основное блюдо уже съедено.

У японцев есть саке, у корейцев – соджу, в Индонезии и на Бали – туак. В Греции синонимом народного духа называют узо.

Но само это название – «узо» вошло в употребление достаточно поздно, лишь во второй половине XIX века.
Рождением же своим этот исключительно греческий напиток обязан традициям, уходящим корнями в тысячелетнюю историю производства крепких спиртных напитков, появившимся еще в Древнем Египте и Персии.

Да и сама история его рождения окружена ореолом загадочности и мистики. Попробуем же приоткрыть завесу тайны…

Анис и Арак

Начнем наше расследование с одной пряности, широко известной с древнейших времен – аниса.

На самом деле, под этим именем скрываются два растения, друг на друга совершенно непохожих, да и распространенных в разных частях света.

Одно из них – анис обыкновенный – это зонтичное травянистое растение, произрастающее в основном на западе Евразии. По-гречески он называется «гликанисос» – сладкий анис.

Другое – бадьян анисовый, распространенное в Восточной Азии – вечнозеленый кустарник. По-гречески он называется – «астероидес анисон» – звездчатый анис.

Но благодаря анетолу – ароматическому эфирному маслу, содержащемуся в том и другом растении в большом количестве, еще издавна были замечены объединяющие их терапевтические и кулинарные качества.

В Древнем Египте анис использовали, наряду с тмином и майораном, для мумификации умерших.

В Древнем Китае анису поклонялись как священному растению.

В древней Греции было известно «вино Гиппократа», дошедшее под этим названием до Римской империи – настойка аниса в вине.
Именно Гиппократа можно считать отцом спиртных напитков, настоянных на анисе.

Развитие и распространение виноделия на территории Древнего мира, породило помимо традиционного процесса, основанного на брожении, также и новую технологию – дистилляцию, т. е. извлечение винного спирта путем перегонки.

Особенное развитие эта технология нашла в азиатских странах, а продукт, получаемый в результате, повсеместно стал называться одинаково – «арак», в переводе с арабского – «пот», что напрямую указывает на процесс перегонки.

Экономической предпосылкой его создания было повторное использование отходов виноделия – жмыха, остающегося после отжима винограда. В него добавляли воду и сахар и после повторного брожения производили перегонку, а затем настаивали 1-2 месяца в дубовых бочках.

В большинстве стран Востока в процессе перегонки в него добавляли анис или бадьян.

Кроме виноградного сырья для производства арака использовали в разных странах инжир, финики, рис, сливу, кокосовый или пальмовый сок, кумыс и другие продукты, поэтому вкус и аромат напитков под общим названием арак может значительно отличаться в каждой стране, где его производят.

Также он отличается и крепостью, которая может быть от 20 до 70-80%.

Такие напитки имеют свои корни в бедности, и кое-где их даже называют «вино бедняков».

Производство основано на желании как можно более выгодно использовать отходы виноделия или садоводства, ценность которых чуть выше мусора.

Экономически слабые классы не только участвовали в создании таких напитков, но и максимально способствовали их распространению.

Это относится и к большинству спиртных напитков Средиземноморья, таким как испанский абсент, итальянская граппа, кипрская зивания, а также балканская ракия.

От Раки до Цикудья и Ракомело

В Балканских странах: Болгарии, Сербии, Черногории, Боснии, Хорватии, Румынии напиток, получаемый путем перегонки продуктов брожения винограда или фруктов, называется «ракия», в Греции – «раки», в Турции – «ракы», все эти названия происходят от азиатского «арака».

Вопреки утвердившемуся мнению, раки не турецкое изобретение, распространившееся затем по другим странам Оттоманской империи.

В исламской Турции, с ее строгими законами шариата, спиртные напитки могли производить и употреблять только иностранцы.

В основном это были православные греки, хранившие традиции виноделия и перегонки спиртных напитков еще со времен Византийской империи.
Они и были главными производителями раки в Турции, а от них эта традиция разошлась по другим странам Балканского полуострова.

В Турции же этот напиток получил повсеместное распространение только в XX в., благодаря «отцу турецкого народа» – Мустафе Кемалю Ататюрку, основателю современного светского турецкого государства.

Говорят, однажды попробовав греческое раки, он воскликнул, что этот божественный напиток способен сделать любого пьющего настоящим поэтом. До конца своих дней Мустафа Кемаль был его поклонником и немало сделал для популяризации раки в Турции.

От греческого раки берут свое начало и такие, известные сейчас спиртные напитки, как ципуро и цикудья. В 1920 году, специальным постановлением греческого правительства крестьянам Крита, только что вошедшего в состав Греции, было разрешено местное производство алкогольных напитков путем дистилляции.

Продукт выжимки винограда, использующийся для этого, называется на Крите «цикудья», от него и произошло название местного напитка, хотя, по традиции, его до сих пор называют также и «раки». Отличие от традиционной раки только в том, что критская раки-цикудья не содержит аниса.

Производится она на маленьких семейных винокурнях, с использованием традиционных медных перегонных аппаратов. В процессе однократной перегонки получается продукт, крепость которого обычно не превышает 30%, а стоимость находится в пределах 4€ за 0,5 л.

Благодаря использованию для производства напитка отходов, остающихся от выжимки высококачественных критских вин, качество цикудьи можно поставить на достаточно высокий уровень, несмотря на практически домашнее производство.

На основе раки делают на Крите чудесную и целебную настойку на меде – «ракомело», которая пьется горячей и эффективно помогает при простудных заболеваниях. В охлажденном виде она хороша, как десертный напиток после приятного обеда.

Стоит ракомело около 5€ за 0,5 л. Также известен на Крите напиток из ягод тутовника – «мурнораки», который стоит 35€ за 0,5 л. Кроме Крита раки-цикудья производится и на Кикладах.

В других частях островной и материковой Эллады наибольшее распространение получил другой напиток, своим происхождением обязанный раки, – «ципуро».

Ципуро

Первое документальное упоминание о производстве греческого ципуро в монастырях сделано в 1590 году, а существовало оно там значительно раньше, вероятно, уже в XIV веке.
Оттуда же оно получило дальнейшее распространение по территории Западной Македонии, Эпира и Фессалии. До последних десятилетий XX века производство ципуро было только домашним и не существовало в промышленных масштабах. Была запрещена и его широкая торговля, продажа разрешалась только в тавернах и специализированных закусочных – «ципурадико».

В 1988 году появился закон, устанавливающий правила производства, налогообложения, проверки качества, розлива и торговли такими напитками. С этого времени крупные семейные предприятия преобразуются в промышленные, благодаря чему значительно повышается как качество ципуро, так и его соответствие стандартам Евросоюза.

В результате этого закона ципуро и цикудья были признаны защищенными греческими наименованиями продуктов, а ципуро Фессалии, ципуро Македонии, ципуро Тирнаву и цикудья Крита – защищенными торговыми марками.

Традиционно этот напиток производится двух видов: без добавления аниса, и с ним. Кроме аниса, а иногда и вместо него, могут добавляться и другие специи: фенхель, гвоздика, корица.

В большинстве закусочных-ципурадико в Фессалии и Македонии ципуро подается в маленьких бутылочках – «карафаки», емкостью 100–200 граммов.

К каждой карафаки полагается «мезе» – порция легкой закуски в виде , печеных овощей, морепродуктов, маслин и т. п.

Сколько бы порций ципуро вы ни заказали, столько раз вам принесут мезе, причем, каждый раз другое, чем иногда можно поставить в затруднение персонал заведения, когда после пятой–шестой карафаки у них кончается ассортимент закусок, ведь сами греки редко выпивают больше двух порций напитка.

Предшественник ципуро – раки сыграл свою роль и в истории Греческой национально-освободительной революции 1821 года. 21 марта 1821 года в городе Патра произошел инцидент, когда около сотни турецких солдат из гарнизона соседнего городка Рио, изрядно выпив раки в закусочной на центральной площади Патры, убили хозяина заведения и сожгли его дом, в результате начавшегося пожара сгорели и многие соседние дома.

Возмущенные жители города подняли восстание против турок, которое вскоре охватило и соседние провинции. 25 марта, когда греки объявили лозунг восстания «Свобода или смерть», и поныне отмечается как национальный праздник Греческой независимости.

Одним из крупнейших производителей ципуро в Греции считается фирма «Тсандали», основанная в 1890 году. «Македонико Ципуро Тсандали» в стеклянной бутылке емкостью 0,5 л стоит в супермаркете 8,40€.

Узо – напиток эллинов

«Капли датского короля», или грудной эликсир – старинный рецепт лекарственного средства от кашля. А по существу – настой аниса. Вкус его знаком с детства людям среднего и старшего поколения. И это первая ассоциация, возникающая у тех, кто впервые попробовал знаменитый греческий напиток «узо».

В состав хорошего узо входит не только анис, но и бадьян, фенхель, кардамон, корень имбиря, корица и кориандр. Некоторые полагают, что ципуро и узо – одно и то же, но это является глубоким заблуждением. Технология изготовления этих напитков совершенно различная.
Если ципуро получается полностью в процессе перегонки виноградного сырья, то содержание его в составе узо не превышает 20–30%. Смесь семян и ароматических трав для узо настаивается сначала на чистом спирте, затем тщательно перегоняется в медном дистилляторе с обязательным отделением «головной» и «хвостовой» частей. Затем отобранная сердцевинная часть медленно перегоняется второй раз при непрерывном контроле. Полученный спирт разбавляется мягкой водой так, чтобы содержание алкоголя в полученном напитке было не ниже 37,5%.

История появления узо и само происхождение этого слова неразрывно связано с небольшим городком Тирнавос, находящемся в регионе Фессалия. Этот район, издавна славившийся своими винодельческими традициями и производством одной из самых известных марок ципуро, был известен выращиванием коконов шелкопряда для производства натурального шелка. Лучшие образцы коконов отбирались для экспорта во Францию, текстильная продукция которой была знаменита во всем мире, и сырье для нее поставлялось самое качественное.

На ящиках для отправки стояла надпись на итальянском языке «USO MASSALIA» – «использовать в Марселе». Этот таможенный термин в XIX веке воспринимался в торговле, как своеобразный знак качества. Один турецкий офицер, стоявший в то время в Тирнавосе, попробовав ципуро местного производства, сделанное по семейным рецептам, воскликнул: «Это же USO MASSALIA – лучший напиток, какой только может быть»!

В 1856 году семья Катсарос получила первый в Греции патент на производство и продажу нового продукта под торговой маркой «Дистилляция, как USO Тирнаву» – намек на высокое качество своего продукта. С тех пор это название и закрепилось за напитком, а рецепт его изготовления из города Тирнавос быстро разошелся по всей Греции.

После обретения страной независимости многие греки стали переселяться из Турции на территорию Греции, в частности, в Македонию и на остров Лесбос. Они принесли с собой византийские традиции виноградарства, виноделия и производства раки.

В начале XX века во многих странах Европы был введен запрет на производство и потребление полынной водки – абсента, получившего широкое распространение. Популярность его была особенно велика среди низших классов общества. В состав известных марок абсента кроме полыни входили также анис и фенхель, своими ароматами сглаживавшие горечь полыни.

Любители запрещенного напитка стали искать ему замену и быстро нашли ее в анисовых настойках.

Во Франции в это время появляется Пастис и Перно-Рикар, в Италии – Самбука. Любовь к настойкам аниса предопределила и быстро возросшую популярность греческого узо.

В столице Лесбоса Митилини возникает широкое производство узо, быстро завоевавшего популярность в самой Греции и во многих других странах.

Уже в 1930 году на острове насчитывалось 40 мелких и 10 крупных производителей напитка. Такие марки митилинского узо, как «Варваянни», «Мини», «Пломари», «Смирнио», «Самара», «Яннатси» становятся любимыми напитками как самих греков, так и гостей Греции.

Стоимость «Варваянни» в стеклянной бутылке 0,7л – 11,90€, а другого популярного узо «12» – 8,75€.

Как говорят греки: «Узо – это вся Греция в одном стакане». Узо – это то лучшее, что может сопровождать блюда из морепродуктов или рыбы, вареные, тушеные, жареные или приготовленные на углях блюда. Узо – один из главных героев греческой таверны.


Метакса

Наверное, неспроста местом рождения коньяка «Метаксы» – греческого бренди, входящего в число 50 самых популярных напитков мира, является портовый город Пирей.

В этом порту, крупнейшем в Греции и одном из самых больших в Средиземноморье сходились морские дороги всей Европы, да, что Европы – всего мира.
Множество разноязычных, с разным цветом кожи и разрезом глаз, моряков со своими привычками и пристрастиями сходили здесь ежедневно на берег во время стоянки своих судов и кораблей. Они искали возможности хотя бы на несколько часов забыть о своей нелегкой работе. И интернациональный Пирей старался отвечать им всем дружелюбием и гостеприимством.

Закусочные и бары работали круглосуточно, а идея создания своего греческого коньячного напитка, подобного тем, что подавали в портовых заведениях Марселя, Гавра и Ниццы витала в воздухе и нужен был только человек, способный воплотить ее в жизнь. И такой человек нашелся. Это был Спирос Метаксас, представитель большого семейства торговых брокеров.

Отец семейства – Ангелис был выходцем с небольшого скалистого, выжженного солнцем и, казалось бы, малопригодного для жизни островка Псара, находящегося поблизости от острова Хиос и недалеко от турецкого побережья.

Этот маленький островок имеет большую историю. Жители его, не имея возможностей развивать земледелие или животноводство, с самых древних времен занимались рыболовством и мореплаванием и считались отличными моряками.

Во время Архипелагской экспедиции графа Алексея Орлова островитяне активно помогали русскому флоту и 7 июля 1770 года участвовали в Чесменском морском сражении, происходившем в непосредственной близости от острова, а в 1821 году они одними из первых поддержали Греческое восстание, переоборудовав все свои торговые суда в военные корабли.
За это турки устроили на острове страшную резню, когда из 20 000 жителей уцелело не более 500 человек. Оставшиеся в живых разъехались по всей Греции, а семья Ангелиса оказалась в Халкиде.

Вероятно в это же время он принимает решение сменить фамилию, а поскольку в Халкиде семья открывает предприятие по торговле шелком, Ангелис записывается под фамилией Метаксас («метаксиос» – по-гречески шелковый). И опять история греческих напитков оказывается связанной с шелком.
После смерти Ангелиса его девятерым сыновьям осталось немалое состояние. Один из них – Спирос, забрав свою долю наследства, решает обосновать свой бизнес в Пирее.

В конце XIX века экономика независимой Греции, основанная на морской торговле, стремительно развивается, и в портовом Пирее кипит торговая и денежная жизнь страны. Перепробовав несколько разных занятий, Спирос, наконец, выкупает небольшой, приходящий в упадок винокуренный завод. Привлекает в дело двух своих братьев, и в 1888 году они регистрируют свою новую компанию и торговую марку «Метакса».

На острове Хиос издавна существовал местный напиток, представлявший собой настойку смолы мастикового дерева на спирте с добавкой различных ароматических и целебных трав, который назывался «Мастиха». Он и сейчас производится только на Хиосе, и больше нигде в Греции.

Так что в создании «Метаксы» были учтены и древние винодельческие традиции Хиоса. А хиосские вина еще во времена Древней Греции и Рима считались самыми ценными и дорогими во всем Средиземноморье.

Выбрав лучшие ингредиенты и ароматические травы, и, связав старинные традиции виноделия и дистилляции с великолепными качествами винограда сорта Мосхато, братья создали новый греческий коньяк, быстро завоевывавший признательность любителей и ценителей всего мира.

Уже в 1895 году он завоевывает золотую медаль на выставке в Бремене. В 1900 году начинаются массовые поставки в США, где напиток получает эпитет «летящий бренди».
В 1915 году «Метакса» завоевывает Гран-При на выставке в Сан-Франциско.

Кроме коньяка предприятие производило абсент, шартрез, бенедиктин, вермут, но со временем все они ушли на второй план.

Бренд «Метакса» пережил две мировые войны, немецкую оккупацию, нелегкие послевоенные годы, Гражданскую войну, хунту, но, несмотря на все превратности, остается одним из самых узнаваемых греческих символов.

Знаменитая семизвездочная «Метакса» в бутылке емкостью 0,7 л в виде старинной амфоры стоит сейчас примерно 21,75€, пятизвездочная – 16€, демократичная трехзвездочная – 13€, пятизвездочная в трехлитровой бутыли на подставке и с краником – 79€, а бутылка «Metaxa AEN» емкостью 0,7 л из бочки №1 – 1410€.

Алкогольные напитки типа бренди имеют свою философию – тех, что пьются на ходу, бездумно, не существует.
Требуется определённый момент и развитое чувство вкуса. Для настоящего ценителя время такого напитка – после хорошей еды.

В отличие от других, дающих быстрое опьянение, здесь нужна медлительность, вдумчивость, игра с ароматом. Высшее качество продукта и ароматическое послевкусие, остающееся во рту от последнего глотка – вот те особенности, за которые ценят «Метаксу» ее поклонники во всем мире.

Греческая водка с анисом узо производится на основе виноградного дистиллята или смеси бренди с ректификатом (чистым спиртом крепостью 40-50%) и настаивается на анисе и других различных ароматных травах. При производстве узо часто используют миндаль, бадьян, гвоздику, фенхель, кардамон, кориандр и множество других специй, применение которых определяется регионом, где готовится настоянная на анисе водка. Анис же является неизменным компонентом этого крепкого напитка. По внешнему виду узо не отличается от обычной водки – напиток абсолютно прозрачен. Весь процесс производства водки с анисом напоминает приготовление домашней самбуки, но греческая водка получается не такая сладкая и не содержит в себе бузину. Напиток имеет очень мягкий и сбалансированный вкус. Каждый производитель узо имеет собственный рецепт приготовления напитка. Национальное законодательство Греции предписывает соблюдение при выпуске алкоголя только двух обязательных правил – в узо должно быть не менее 20% винного спирта из сока или жмыха и должен обязательно присутствовать анис.

По легенде, узо – напиток бессмертия для богов. В Греции он производится везде, без анисовой водки немыслимо ни одно застолье. Водка с анисом является национальным достоянием и гордостью греков.

История напитка

Напитки-предшественники узо, представляющие собой настойки трав на винном спирте, берут свое начало со времен Византийской империи. В 14 веке настойки на водке использовались даже афонскими монахами. По легенде, именно монахи стали применять в рецептуре напитка анис, называемый в Греции словом «узо». Но окончательно рецепт узо был доработан уже в 19 веке после обретения Грецией независимости. Главным центром производства водки на анисе стал греческий остров Лесбос и его поселения Тирнавос и Каламата. С 1989 года название «узо» стало зарегистрированной торговой маркой, которая может использоваться исключительно для продукции греческого производства.

Способы употребления

Настойка на анисе и на водке может употребляться как в чистом виде, так и в разбавленном. Чистый узо принято называть «Sketo». Подают напиток в этом случае налитый в рюмки по 50-100 граммов с температурой около 20 градусов по Цельсию. В Греции принято пить анисовую водку маленькими глотками, чтобы можно было разобрать все оттенки во вкусе спиртного. Алкоголь отлично справляется с задачей возбуждения аппетита, поэтому признан отличным аперитивом. Закусывают узо при подобной подаче классическими для греческой кухни морепродуктами, легкими средиземноморскими салатами, а также мясом, сыром, фруктами, оливками, сладостями и крепким кофе.

Во время массовых застолий в Греции принято разбавлять узо водой. Это делается для снижения крепости напитка и смягчения его вкуса. Разводят настойку на анисе в пропорции 1:1, после чего она мутнеет и приобретает белый цвет. В Греции никогда не делают на основе узо коктейлей и не смешивают его ни с какими другими напитками.

Иногда в чистый узо для смягчения насыщенного анисового привкуса добавляют кубики льда. С этой целью можно также хорошо охлаждать напиток. Изменение температуры активно влияет на изменения вкусовых качеств анисовой водки.

Несмотря на категорическое неприятие на родине напитка его сочетания с другими видами спиртного или соками, в Европе часто делают коктейли на основе анисовой водки. Наиболее популярными коктейлями являются Илиада, Бузо и Греческий тигр.

Чтобы приготовить Илиаду, нужно взять 120 миллилитров узо, 60 миллилитров Амаретто, 3 ягоды клубники и колотый лед. Бокал для коктейля наполняется льдом наполовину, а затем заливается смесью Амаретто с узо. Клубнику нужно припустить в блендере и полученную мякоть добавить в бокал с коктейлем. Все ингредиенты активно перемешиваются.

Для любителей крепких спиртных напитков отлично подходит коктейль Бузо. В нем в произвольном порядке смешиваются 30 граммов узо, 60 граммов бурбона и 15 граммов красного сухого вина. Ингредиенты охлаждаются и подаются к столу в высоком коктейльном бокале.

Препарат "Алкобарьер"

Наиболее легким и женственным является коктейль Греческий тигр, который также готовится на основе водки из аниса. В бокал со льдом поочередно необходимо влить 30 миллилитров узо и 120 миллилитров апельсинового или лимонного сока. Коктейль активно перемешивается и подается с украшением из дольки цитруса по краю бокала.

Рецепт приготовления анисовой водки

Водка на анисе в домашних условиях готовится довольно просто. Конечно, получаемый алкоголь ничего общего с традиционным греческим узо не имеет. Однако если настоять водку на анисе, то вкус у домашнего напитка получается вполне идентичным оригинальному продукту.

Рецепт водки на анисе предполагает использование следующих ингредиентов:

  • 1 литр водки;
  • 2 литра воды;
  • 100 граммов аниса;
  • 20 граммов бадьяна;
  • 2 гвоздики;
  • 5 граммов кардамона.

Сначала в емкость, куда предварительно налит спирт или водка, поочередно добавляют анис и все подготовленные специи. Эту смесь плотно накрывают и помещают на 2 недели в темное место с температурой воздуха около 22 градусов. По истечении этого срока спирт цедится через марлю, разводится чистой водой до крепости 20-25% и переливается в емкость для перегонки. В эту же емкость в марле подвешиваются все собранные после процеживания специи. Водку необходимо подвергнуть дистилляции и готовый продукт выдержать около 3 дней в темноте.

Перед началом домашнего изготовления аналога узо нужно позаботиться о том, где купить анис для водки, как выбрать качественный спирт и определиться с количеством перегонок алкоголя, каждая из которых делает градус водки выше исходного.

Польза и вред анисовой водки

Настойка аниса на водке обладает рядом полезных свойств. Ее часто используют в качестве эффективного медикаментозного средства, поскольку в ней содержатся эфирные масла, улучшающие пищеварительные функции и обладающие обеззараживающими свойствами. При регулярных проблемах со стулом анисовую настойку употребляют до еды по столовой ложке.

Полезные свойства настойки аниса на водке проявляются и при лечении трахеитов, бронхитов и кашля различной этиологии. Для этого 5-10 капель алкогольного анисового напитка добавляют в травяной сбор, состоящий из боярышника, шиповника и зверобоя, заправляют медом и дают пить 2 раза в сутки до устранения всех болезненных симптомов. Лекарство помогает отхождению мокроты, успокаивает кашель и ликвидирует болезнетворные микроорганизмы.

Водка, настоянная на анисе, помогает женщинам справляться с плохим самочувствием во время менструального цикла. Напиток устраняет спазмы и болевые ощущения в спине и животе. Анисовая настойка для борьбы с предменструальным синдромом принимается по 1 чайной ложке 3 раза в день.

Настойка на анисе и на водке помогает ликвидировать бактерии в полости рта, благодаря которым часто возникает неприятный запах и проблемы с деснами. Для этого 20 капель настойки разводят в стопке воды и этим раствором полощут рот после каждой чистки зубов. Такой эликсир способен всего за несколько дней устранить неприятный запах изо рта и оздоровить десны.

При ангине также можно применять водку из аниса. В стакане теплой воды необходимо развести 50 граммов настойки и полоскать горло полученным раствором каждый час. В течение 1 дня гнойный налет с гланд уходит, горло перестает болеть и устраняется воспаление.

Иногда даже кормящим матерям для улучшения лактации назначают настойку из аниса. Конечно, в этом случае ее концентрация должна быть минимальной – 1-2 ложки на чашку чая с молоком, что не позволит алкоголю навредить ребенку, но значительно улучшит качественные и количественные показатели вырабатываемого молока.

Существуют и противопоказания к применению водки из аниса, поскольку, как и любой другой алкоголь, она способна быстро вызывать алкогольную зависимость. К тому же, напиток обладает высоким аллергенным свойством, поэтому люди, которые склонны к проявлениям аллергических реакций, должны от узо отказаться, чтобы избежать анафилактического шока.

Для быстрого и надежного избавления от алкоголизма наши читатели советуют Препарат "Алкобарьер" . Это натуральное средство, которое блокирует тягу к спиртному, вызывая стойкое отвращение к алкоголю. Кроме того, Алкобарьер запускает восстановительные процессы в органах, которые начал разрушать спирт. Средство не имеет противопоказаний, эффективность и безопасность препарата доказана клиническими исследованиями в НИИ Наркологии.

Важным противопоказанием к употреблению анисовки является высокая возбудимость и склонность к эпилептическим припадкам, поскольку она может усугубить течение заболеваний. В качестве растирки анисовку нельзя применять в чистом виде, поскольку она вызывает ожоги кожных покровов.

Кроме того, при лечении заболеваний дыхательных путей ни в коем случае нельзя превышать дозировку алкоголя в растворе, поскольку в малых количествах настойка на анисе является лекарством, а в больших может стать настоящим ядом, усугубляющим протекание заболевания.

Знаменитое греческое У́зо — алкогольный напиток, представляющий из себя бренди, крепостью 40 градусов с вытяжкой из аниса. Аналоги узо присутствуют и других странах Средиземноморья, чаще известные под названием «ракы». Это не только один из самых известных напитков современной Эллады, но и один из самых любимых греками. Традиционный греческий напиток пользуется популярностью особенно в летний период, несмотря на свою крепость. Узо (Ούζο) подают во всех тавернах и ресторанах Греции. У местных жителей есть даже поговорка «Узо – это вся Греция в одном стакане». На основе греческого бренди готовят всевозможные коктейли (с апельсиновым, томатным соком и т.д.), которые можно попробовать на вечеринках и в ночных клубах. Чайную ложку даже добавляют в в самом конце варки, для придания напитку экзотических ноток аниса. Узо, как и , производится только в Греции и запрещен к производству в других странах законом Евросоюза.


История греческого узо

Есть несколько версий происхождения самого слова «узо»:

  • Первая гласит о том, что название греческого крепкого напитка произошло от турецкого слова üzüm, что в переводе значит «виноградная настойка» или «виноградная гроздь».
  • Вторая — от глагола в древнегреческом языке «озо», что означает «пахну»
  • Третья — от словосочетания «USO di Massaglia», что в переводе с итальянского означает «для употребления в Марселе». Эта версия имеет любопытную историю: Греция присылала в Марсель ящики с такой надписью, и слово «USO» со временем вошло в название напитка.

Как это не парадоксально, но именно третья версия имеет подробности, достаточные, чтобы стать главной. Считалось, что на экспорт для Марселя отправлялась лучшая продукция для текстильной фабрики, и надпись «USO di Massaglia» была практически гарантией качества. По легенде турецкий офицер судна, стоявшего в городе Тирнавос (Фессалия) попробовал местную семейную настойку и восхитительно произнес: «Это же «USO di Massaglia!», т.е. высший класс! Предприимчивая семья Катсарос 1856 году решила зарегистрировать свой напиток под названием «Дистилляция, как USO Тирнаву» упомянув свой город и слово, ассоциирующееся с высоким качеством. Напиток стал популярен и постепенно начал производиться на территории всей Греции.

Интересно, что словом «узо» называют в Греции и анис, который является обязательным ингредиентом напитка.

Зарегистрировано название напитка греками уже было после получения независимости — в 1989 году, и теперь весь мир знает и любит узо, исключительно, как греческий напиток произведенный по уникальной технологии.

В Греции есть даже музей узо, где собраны экспонаты рассказывающие об истории и способах производства напитка: бутылки, инструменты, старинные фото и т.д. Музеем управляет семья Варваянни, которой он и принадлежит. Находится музей на юге острова Лесбос в Митилини в Пломари.

Произодство узо

Многие считают, что узо и ципуро это один и тот же напиток. На самом деле, это два крепких напитка, произведенных по различной технологии. В составе узо присутствуют: дистиллят смеси спирта (20% перегонки винограда) и ароматические травы (анис, корица, гвоздика, бадьян, фенхель, кардамон, корень имбиря, корица, кориандр и мускатный орех). Состав ароматизаторов может варьироваться, но неизменным ингредиентом является анис.

Семена и травы настаивают на чистом спирте, затем происходит процесс перегонки. Для этого используют медные котлы (дистилляторы). Отбирается средняя часть и перегоняется второй раз. Затем полученный продукт разбавляют водой приблизительно до 40%.

Исторически производство напитка зародилось в Тирнавосе, но Лесбос и Каламата тоже имеют долгосрочный опыт изготовления знаменитого греческого напитка. Отличается производство напитка и географически — на севере Греции предпочитают горький и крепкий узо без сахара, а южанам ближе рецепт с сахаром.

Как пить греческую узо

Узо — напиток, который подается в небольших узких стаканчиках. К нему подают холодную воду со льдом. Крепкий напиток принято пить маленькими глоточками или разбавлять водой. Сам напиток прозрачный, но при добавлении воды характерно мутнеет из-за масел аниса.

Узо часто используют как аперитив, но не исключена и подача с закусками. Чаще всего в качестве закуски выступает мезе, жареный осьминог на гриле и другими морепродуктами в сочетании с любимым греками салатом (греческим). Иногда подают с маринованными овощами и или баклажанами.

Цена на узо колеблется от 5 € до 20 € в зависимости от качества напитка и места его приобретения.

Говорят, что две вещи сводят с ума иностранцев в современной Греции – греческие женщины и греческое узо: одинаково жгучие, ароматные, пьянящие. И если знакомство с гречанкой – дело случая, то с узо все обстоит гораздо проще. Достаточно присесть за покрытый чистой клетчатой скатертью столик в маленькой приморской таверне, глубоко втянуть ноздрями соленый голубой средиземноморский воздух, подозвать, щелкнув пальцами, проворного официанта, поглядеть ему со значением в глаза и произнести в пол-голоса: «Эна узаки, паракало»- «Пожалуйста, стаканчик узо». Только и всего.

Узо – напиток мужской, традиционный. Стаканчиком узо встречают гостей, провожают друзей, поднимают в знак желания двух назнакомых между собой компаний познакомиться поближе и продолжить вечер вместе. Главное здесь – не перепутать и не переборщить: нельзя пьянеть, нельзя переедать, и главное: нельзя пить узо неразбавленным, иначе не избежать нарушения двух первых «заветов».
В узкий, высокий стакан наливается до половины ароматный прозрачный напиток, резко пахнущий анисом, добавляются два кубика льда, немного холодной воды, благодаря которой узо из прозрачного превращается в матово-белый, и начало застолью положено. Западноевропейские туристы, хоть раз посетившие Грецию, увозят с собой на родину, кроме рецептов приготовления знаменитого «деревенского салата» и «мусаки», привычку пить в час аперитива стаканчик узо- то ли в знак ностальгии о проведенных возле теплого, самого чистого в Европе, гостеприимного греческого моря волшебных каникул, то ли потому, что вместе с терпким узо в их жилы просочились капли ихора – прозрачной крови богов греческой мифологии, следы которой, как утверждают греки, можно обнаружить у всех жителей южного, изрезанного скалами лоскута Балканского полуострова.
Чтобы насладиться стаканчиком узо не надо готовить сложные и жирные закуски: достаточно нескольких маслин, щупальца осьминога, блюдечка золотисто-зажаренной хамсы, нескольких кубиков маринованных овощей – и компания греков может беседуя просидеть за столом весь вечер. Узо также сопровождает рыбный стол, там, где европейцы традиционно предпочитают белое вино. Ну а о морских «фруктах» - устрицах, мидиях и прочих съедобных раковинах –и говорить не приходится: узо под них пьется как вода!
Греки говорят, что если в названии месяца нет буквы «р», то полагается пить узо: в жару, которая расплавляет греческие улицы с мая по август, центры городов пустеют. Бесконечная серебряная река автомобилей зарывается в песок и гальку на морском побережье, благо до моря рукой подать буквально из любой точки страны. Одичавшие за зиму берега вновь густо «заселяются», и бело-черные, точно пингвины, официанты не успевают обегать столики, с «четвертинками» узо и пирамидами тарелочек с закусками на подносах.
Трудно найти грека, не пробовавшего узо, практически всему мужскому населению Греции знакома в подробностях процедура его производства, но очень и очень немногие знают историю происхождения его названия.
«Узо»? Наверняка, слово турецкого происхождения! Ведь говорят. что именно беженцы из Малой Азии привезли с собой вместо багажа на соседние с Турцией северно-эгейские острова Хиос и Лесбос рецепт божественного напитка, такого популярного на ионических берегах.» Однако, собиратели греческого современного фольклора дают совсем другую трактовку.
В фессалийском городе Тирнаво, кроме вина, изготавливали и крепкий напиток «ципуро», причем не только на спиртных заводах, но практически во всех фессалийских хозяйствах. В огромных медных чанах вываривали виноградную кожуру с водой или испортившимся вином. Дистиллят, который получался в результате варения, перегоняли вторично, добавляя анис, соль, угольки и лук. Продукт этой сложной операции именовался (и до сих пор именуется) «ципуро» или «ракы». Некоторые гурманы подвергали «ципуро» и третьей перегонке, добавляя мастику и сахар, в результате чего в домашние бутыли заливалось «переваренное ципуро», как когда-то называли узо.
Название «узо» этот напиток получил только лишь в последние годы турецкого владычества над Грецией. В те времена в Тирнаво служил военврачом турецкой армии армянин Ставрак-бей, которого связывала тесная дружба с местными греками Андонисом Макрисом, торговцем тканями, и Димитрисом Думеникиотисом, произодителем ципуро и владельцем торговой лавки. Обычно, в часы после сиесты друзья вели бесконечные беседы о судьбах балканских стран и всего мира, потягивая «переваренное ципуро» за столиком в лавке Думеникиотиса. В один из таких послеполуденных бесед Ставрак-бею и пришла идея добавить в ципуро кое-какие новые ингредиенты, чтобы улучшить его вкус. Заводчик Думеникиотис не замедлил воплотить идею своего друга армянина на своем спиртном заводе, в результате чего получился такой тонкий на вкус напиток, что торговец тканями Макрис, полный энтузиазма, воскликнул: «Да это же uso Massalia!» Никому из жителей Тирнаво тех времен не надо было объяснять, что имел в виду «крестный отец» узо Андонис Макрис, наши же современники наверняка нуждаются в кратком пояснении: в Тирнаво с давних времен выращивали шелковичного червя и произодили в огромном количестве коконы, самые высококачественные из которых отправлялись на шелкопрядные заводы Европы, в том числе и в Марсель, с надписью «uso Massalia», то бишь «для использования в Марселе». Возглас Макриса означал, что продегустированный им напиток был высочайшего качества!
Как и у всякого национального сокровища- а узо, бесспорно, им является - у греческого узо есть свой музей. Находится он на Лесбосе, красивейшем острове Эгейского моря, родине древних лирических поэтов Сапфо и Алкея, который славится по всему миру своими бесконечными маслиновыми рощами и отменным узо. Создала этот необычный экспозиционный и дегустационный комплекс семья Варваяннисов, на протяжении вот уже почти ста семидесяти лет производящая знаменитое лесбосское узо (его еще называют митиленовским, по названию столицы острова, живописнейшего города-порта Митилены).
Кстати, самый первый, Евстафий Варваяннис, будучи умудренным предпринимательским опытом, в свои 55 лет переехал на Лесбос из...Одессы и в 1860 году построил в селении Пломари первый завод по производству узо. Выбор местоположения для своего «греческого» бизнеса было выбрано не случайно: Пломари, в наши дни небольшой провинциальный островной городок (хоть и «столица» узо!), был крупным торговым портом юной независимой Греции, откуда уходили нагруженные разными товарами корабли в страны Черноморья и, конечно, Россию. Кроме того, на Лесбосе произрастало такое количество ароматических трав, способных обогатить вкус любимой жителями эгейского побережья ракы, что знакомый с производством анисового напитка по Одессе Евстафий Варваяннис ни минуты не сомневался в успехе своего начинания. Из Константинополя был привезен в Пломари первый чан для производства узо, и уже в следующем году сам султан оказался в числе наипервейших клиентов и почитателей замечательного 46-градусного лесбосского уза «Варваяннис Бле», то есть с синей этикеткой.
За сто сорок лет традиции узо «Варваянниса» у руля завода сменилиось пять поколений, заводские сооружения были перенесены в соседний городок, расширены, модернизированы. Появились разновидности узо «Варваянниса»- ароматнейший аперитив 47-градусный аперитив «Эвзон», тончайшее на вкус, сложнейшее в производстве 48-градусное узо «Афродита», более слабое, «женское» 42-х градусное узо «»Варваяннис» с зеленой этикеткой. Не изменились только основные «составные» - несравненное качество и преданность семьи делу жизни одесского предка. Известно, что знаменитый греческий коньяк «Метакса», без которого из Греции не возвращается ни один уважающий себя русскоязычный турист, не принадлежит более грекам. Проданными оказались и такие чисто греческие предприятия, как лесбосское узо «Мини», поменяли «руки», как говорят греки, и любимые всеми греками ликеры «Эолики». Семейное предприятие Варваяннисов также не раз испытывало трудности, но, несмотря ни на что, правнуки одессита сохранили верность семейной традиции. Верными «нектару» Варваянниса оставались и остаются и истинные ценители прохладного напитка, причем немало таких, кто считает, что именно узо Варваянниса и есть настоящее, первозданного вкуса узо, этого мнения придерживаются и выходцы из Малой Азии, «турецкие» греки, как, скажем, Аристотелис Онасис...
Кстати, цена узо такова, что не надо иметь миллионы Онасиса, чтобы позволить себе насладиться им. Если вы окажетесь в Афинах, не спешите покупать узо в супермаркетах, и, главное – не зарьтесь на красивые, «фигуристые» бутылки в туристических торговых точках. Найдите время побывать на Центральном афинском рынке, в самом центре города, почти у подножия Акрополя, и зайдите в небольшую узовую лавку у входа в Рыбные ряды. Вас ошеломит изобилие марок, этикеток и названий: узо лесбосское, узо хиосское, узо фессалийское, узо пирейское, узо пелопонесское. Разная крепость, разные градусы, совершенно разные вкусы. Вы запутались? Не знаете, что выбрать? Тогда обратитесь к продавцу: он постарается подобрать наиболее отвечающее вашему вкусу. Покидая лавку, запаситесь маслинами и белоснежной греческой фетой (брынзой) – вот вы и готовы начать первое робкое знакомство с напитком греческих богов.
Вот вроде бы и все. Картина обрисована, расставлены акценты на трудных моментах, дан краткий исторический обзор вопроса. И все-таки, что-то ускользает, о чем-то я да забыла упомянуть. Ах, да! Последнее предупреждение: если вы устанете от беготни по достопримечательностям и магазинам и присядете перевести дух за столик какого-нибудь из многочисленных уличных кафетериев, не отвечайте на вопрос официанта: «Что будете пить?» односложным «Типота», то бишь «Ничего». Через несколько секунд он возвратится со стаканчиком узо и закуской: видите ли, много лет назад один хитрый кабатчик, которому смертельно надоело слышать от своих клиентов это одиозное для всех коммерсантов слово «ничего», придумал новое название для продаваемого им местного уза – «Типота», «Ничего»! Его традицию продолжают и кабатчики современные, не позволяя таким образом улепетнуть от заказа ни одному посетителю.
Вот такой волшебный напиток есть в Греции. И особенно его надо взять на заметку всем любителям выпить: потребляя его, не придется даже лгать своей жене: ведь на вопрос «Ты что пил?» всегда можно ответить с чистой совестью: «Ничего»!

Евгения Евстафиу