Десерты        17.06.2019   

«Меня никогда не раздражала моя жена. Рестораны Новикова. Новые рестораны Новикова

Аркадий Новиков — один из самых успешных рестораторов России, совладелец более чем сорока различных проектов в сфере ресторанного бизнеса по всему миру. О себе он рассказывает с большим удовольствием, однако утверждает, что сам далеко не оратор, и его лекция в МГИМО, на которой присутствовали журналисты Media Family , скорее исключение из правил.

В рамках лекции Аркадий Новиков раскрыл студентам из разных вузов секреты своего успеха, поделился теплыми воспоминаниями и планами на будущее, ответил на вопросы гостей. А мы, в свою очередь, выбрали самые интересные из них.

Аркадий : Я помню… Вообще, это кайф. Я деньги копил и складывал пачечками, вот такие стопочки, гладил их… А давайте я вам лучше расскажу, как я заработал первые 400 долларов? Когда я открыл «Сирену», ко мне пришел один парень – чеченец, который «крышевал» весь этот район, и подарил мне на день рождения 400 долларов. И знаете, что самое интересное — это были первые 400 долларов, которые я держал в руках, это был для меня один из самых ценных подарков, несмотря на то, что я потратил 50 тыс. долларов на открытие ресторана. А что касается заработка… Ну, слушай, сначала ты мечтаешь стать миллионером, потом заработать 10 миллионов, потом 100… Ну и все, в общем-то.

«Хотели
бы вы, чтобы ваши дети прошли через тот опыт, который есть у вас, чтобы
прошли по карьерной лестнице от самых низов до самого верха? И смогли бы
вы добиться таких беспрецедентных успехов, родившись в состоятельной
семье?»

Аркадий:
Да, я действительно родился в достаточно бедной семье и не стыжусь
этого. Однако мои дети, к сожалению или же к счастью, уже никак не
смогут пройти по моему пути. С одной стороны, мне бы определённо
хотелось, чтобы они научились всему сами, попробовали развиваться в
сложной ситуации. А с другой, все родители хотят, чтобы их дети были
счастливы, а, наверное, они довольны, когда кровати заправляет
домработница, еду готовит повар, а деньги берутся из тумбочки. Поэтому
вряд ли они прочувствуют всю тяжесть моего пути.

Я открыл свой
бизнес, когда мне было почти 30, поэтому у моих детей ещё есть время в
этом плане. Конечно, я очень надеюсь, что у них все получится. В любом возрасте и в любой ситуации можно стать успешным.

Фото из Инстаграма Аркадия Новикова

«Философы говорят, что человека как личность характеризуют его друзья и его враги. А какие у вас враги?»

Аркадий:
Я надеюсь, что за всю жизнь так и не нажил врагов. Ведь от чего они
появляются? Если человек у кого-то что-либо украл, из-за зависти.
Бывало, что у меня воровали, но тогда сколько же вокруг меня должно быть
врагов! Конечно, есть люди, которые совершали неприятные действия, но я
не могу назвать их таким страшным словом. Полагаю, враги появляются,
когда ты кого-то сильно обидел, а я стараюсь этого не делать, хотя
зачастую бываю довольно жёстким: могу и уволить, и наказать, и
поругаться. Порой сложно разобраться, кто прав, кто виноват, у каждого
своя правда. Но все же стараюсь оставаться максимально справедливым в
любой ситуации.

«Вы говорили, что закрывается лишь один-два процента ваших заведений. Расскажите, как вам удается создавать действительно крутые рестораны?»

Аркадий: Наверное, любой бизнес, особенно ресторанный, это определенная психология, это значит, что нужно уметь предугадывать тенденции — что будет нужно в ближайшие несколько месяцев конкретной аудитории,также важно уметь правильно подбирать дизайн и следить за воровством. И знаете, для меня это настолько просто и элементарно, что создается ощущение, будто все получается само собой. Кстати, все концепции, за исключением одной-двух, я создаю сам.

«Сейчас на рынке очень много конкурентов. Даже если вашему бренду «Рыбы нет» находится аналог — заведение «Воронеж», в чем ваше конкурентное преимущество?»

Аркадий: Если сравнить двух рестораторов названных вами заведений, во-первых, я симпатичнее. Да и у нас вкуснее. А если серьёзно, преимуществ у нас практически нет, так как, что касается сырья, наши поставщики — две высокопрофессиональные компании, которые производят качественную продукцию. Однако мой партнёр гораздо масштабнее и существует на рынке дольше. Но на мой слишком субъективный взгляд, со стороны дизайна «Рыбы нет» — более современный и динамичный проект, что подтверждается большим числом посетителей ежедневно. Кроме того, говоря об уровне подготовки шеф-повара, отмечу, что в «Воронеже» очень хороший шеф-повар, но наш, конечно, гораздо лучше. Вы сами понимаете, что каждый хозяин будет расхваливать свое детище, но оба ресторана действительно отменные.

«Ресторанный бизнес могут погубить мелочи и нюансы. Расскажите, чего особенно стоит бояться молодым рестораторам».

Аркадий: Вы знаете, любой бизнес держится на двух камнях: это профессионализм и честность . Если человек непрофессионален и нечестен – ничего не получится. Не менее важно правильно выбрать место, у меня были моменты, когда я делал ошибки с локацией. В Лондоне, например, так и произошло.И еще один нюанс – это правильный выбор самой концепции ресторана. Также рестораторы терпят неудачи из-за завышенного ценообразования и себестоимости продуктов.На это все, пожалуй, особенно стоит обратить внимание.

ЛИХАЧЕВА: 9.07 в столице. Доброе утро. Вы слушаете "Финам FM " . Меня зовут Елена Лихачева, здравствуйте. "С ресторанами у нас все в порядке, все есть, - говорит наш сегодняшний герой. - Не хватает парковок, и еще взаимопонимания и доброты. А мне не хватает отдыха. Я устал. Я вообще закрыл бы все рестораны и оставил один - свой". У нас сегодня в гостях самый знаменитый, самый известный ресторатор города Москвы, да и всей России, всея Руси, можно сказать - Аркадий Новиков. Доброе утро, Аркадий.

НОВИКОВ: Доброе утро.

ЛИХАЧЕВА: У вас даже с утра какой-то такой немного уставший голос. Ну, хорошо.

НОВИКОВ: Не выспался.

ЛИХАЧЕВА: Для начала рубрика "Статус".

СТАТУС: , ресторатор, предприниматель. 47 лет.

КАК ЭТО ДЕЛАЛОСЬ: Окончил кулинарное училище номер 174, позже - факультет экономики общественного питания Академии народного хозяйства имени Плеханова. Работал на протяжении пяти лет в должности повара, затем - в должности шеф-повара в столичных ресторанах. В 92-м открыл свой первый ресторан "Сирена". Всего с 92-го года в партнерстве с различными рестораторами и инвесторами Аркадий Новиков создал около 60 ресторанных проектов. Среди них - рестораны "Царская охота", "Узбекистан", "Сыр", "Маркет", "Vogue-cafe", "Галерея", сетевые проекты в демократичном сегменте "Елки-палки", "Маленькая Япония", "Пять звезд", и другие. В 2002 году Аркадий Новиков организовал собственное тепличное хозяйство "Агроном", а с 2005 занимается созданием и продвижением экологически чистой продукции под брендом "NOVIKOV". Сегодня в группу компаний Аркадия Новикова входит около 50 различных проектов в сфере ресторанного, розничного и развлекательного бизнеса в разных форматах и ценовых сегментах. Аркадий Новиков - один из основателей и член координационного совета Федерации рестораторов и отельеров. Лауреат премии в области ресторанного дела и индустрии гостеприимства.

ЛИХАЧЕВА: Еще раз доброе утро. Спасибо, что вы к нам сегодня приехали. Скажите, пожалуйста, не в одном вашем интервью, в нескольких даже, я встречала подобного рода высказывания о том, что "Что-то как-то я подустал". Эта усталость - это род кокетства, или, в самом деле, вы немного устали?

НОВИКОВ: Немножко устал.

ЛИХАЧЕВА: Все-таки 50 проектов, даже больше - это чересчур?

НОВИКОВ: Я не знаю, чересчур это, много или нет.

ЛИХАЧЕВА: Для вас.

НОВИКОВ: Я еще помимо того, что уже открыл, делаю еще какие-то рестораны. Сейчас строится четыре или пять ресторанов, а может быть, больше ресторанов. Я уже запутался, уже просто потерялся в лесу этих ресторанов, серьезно. Совершенно не кокетничаю. Я вообще не могу понять, меня многие спрашивают сегодня, тоже задают вопросы, как у меня получается в этом во всем разбираться, работать. А я сам не знаю, как у меня это получается. Получается - а может, не получается. Может, это само собой работает. Хотя, конечно, у меня есть объяснения определенные, почему. Один все равно в поле не воин. За спиной должна быть команда, бригада, или как она называется. Полк.

ЛИХАЧЕВА: Аркадий, скажите, пожалуйста, сколько времени вы сами лично занимаетесь новым проектом? То есть, вы участвуете только на этапе формирования концептуальной идеи, а потом оставляете команде, своему полку, или какое-то время все-таки сами его…

НОВИКОВ: Хотите, скажу, что мне нравится делать? Я по-другому отвечу на вопрос.

ЛИХАЧЕВА: Давайте.

НОВИКОВ: Мне нравится создавать рестораны. Как вообще получается, как я открываю рестораны: в принципе, мне ничего не надо. Я просто жадный до каких-то новых идей, до проектов. Ко мне приходит какой-то знакомый, партнер или потенциальный человек, которого я знаю, и говорит: "Аркадий, у меня есть место, давай откроем". Я говорю: "Нет, не надо, я уже не хочу, я устал", а он говорит: "Ну, давай, пожалуйста, посмотри, пожалуйста. Давай просто посмотрим". Мы идем смотреть, у меня вдруг моментально рождается какая-то идея, и если нормальные, более-менее приличные условия, и человек этот соответствует моему представлению, что он нормальный, то мне сразу начинает хотеться что-то сделать. Все. Это первое. После этого мне интересен процесс, я не очень люблю заниматься грязной работой, стройкой, я вижу, как это будет выглядеть. Потом стройка заканчивается, начинается процесс декорации, который я люблю, но уже меньше. Это уже моя сфера. Ну, и потом, когда уже ресторан открывается, уже я в него, как рыбка, вплываю, и немножко, какое-то время, плаваю. Потом я поплавал, его открыли, я насладился в душе этим открытием, я понял, что проект получился, что уже люди ходят, что кому-то нравится, что вроде что-то получается, что деньги вроде идут, что окупается, и на каком-то этапе - все.

ЛИХАЧЕВА: Как отрубило, да?

НОВИКОВ: Нет, не как отрубило. Я понимаю, что не могу бросить, потому что за спиной мои партнеры, за спиной персонал, за спиной деньги, которые надо отдавать или возвращать, если это наши деньги. И это начинается бытовуха.

ЛИХАЧЕВА: А вдохновение переносится уже непосредственно на какую-то другую идею, другое место, да?

НОВИКОВ: Я часто слушаю какие-то передачи про семью, про любовь, про отношения. Мне иногда надоедает слушать музыку, я слушаю какие-то такие передачи философские. Там говорят о семье, о том, что это неинтересно, когда отношения становятся обычными, и тогда надо искать что-то еще. Слава богу, у меня в семье это не грозит, а вот что касается ресторанов, то я, наверное, наедаюсь, и у меня пропадает интерес. То есть, я ими занимаюсь, мне приходится ими заниматься, но уже я не кайфую.

ЛИХАЧЕВА: Поправьте меня, может быть, я ошибаюсь, но, по-моему, ни один из ваших ресторанов не закрылся. Это означает, что все, что вы открыли - это успешные идеи. Полсотни проектов, и ни одного провального?

НОВИКОВ: 99% вроде все нормально было.

ЛИХАЧЕВА: А это у вас от рождения какая-то такая способность, или это благоприобретенная?

НОВИКОВ: Я думаю, что, наверное, в основном приобретенная. Естественно, конечно, я учился и становился в течение этих 47 лет. Наверное, где-то какие-то гены. Я все время говорю о том, что у меня в одном месте шило, потому что я не могу долго сидеть, и мне приходится… Я не могу сидеть - я все время хожу, мне хочется куда-то идти. Рассказывал сегодня, что у меня сын, когда… Когда я разговариваю по телефону, я не могу сидеть даже на стуле - мне надо обязательно ходить. Я хожу кругами. Сейчас заметил: сыну 13 лет, он разговаривает по телефону и тоже ходит кругами. Поэтому какие-то вещи приобретаются. Не знаю, мама у меня была активная достаточно, папа интересный человек был, интеллигентный. Не знаю. Наверное, бабушки, дедушки. Не знаю, кто.

ЛИХАЧЕВА: А Саша, ваша дочь - она такая же? У вас же двое - я для наших слушателей скажу - у вас Никита и Александра.

НОВИКОВ: Да, Никита - сын, Александра - дочка. Александра учится сейчас в институте в Лондоне. Талантливая девочка, в том смысле, что я думаю, она будет хорошим организатором.

ЛИХАЧЕВА: Это тоже в папу, конечно.

НОВИКОВ: Не знаю. Я не знаю, хороший я организатор или нет, но она, мне кажется, будет хорошим организатором. Я, знаете, задумываюсь, отчего вообще, почему люди становятся организаторами: они, может быть, иногда ленивы сами, им не хочется делать какие-то вещи самим, и им приходится кого-то просить или заставлять, организовывая.

ЛИХАЧЕВА: Ну да, организовывать людей вокруг себя.

НОВИКОВ: Вот это, я думаю, у нее от этого. То есть, она сама не большая любительница что-то такое делать своими руками, хотя, думаю, что не белоручка, но, тем не менее, я думаю, что она будет неплохой организатор. Не знаю, кто из нее вырастет, потому что все-таки еще молоденькая, но перспектива есть. Мне, конечно, хотелось бы, чтобы она была счастливой в первую очередь, а хочет она работать - пусть работает, не хочет работать… Она хочет работать, только она пока не знает, кем она хочет работать, кем она хочет стать. Она хочет дальше продолжать по профессии, по которой она учится.

ЛИХАЧЕВА: Это кем?

НОВИКОВ: Она учится в London College of Fashion, модой хочет заниматься. Ну, не знаю, будет она заниматься или нет. Пока я ее прошу: "Саш, помоги мне что-то", она так аккуратненько в сторону уходит - не хочет помогать. Вчера я как раз по поводу этого с ней говорил, что я собираюсь новый проект делать, может она мне помочь? Пока она отказывается. Я думаю, что пока по причине того, что молодость, ей хочется, наверное, потратить на отдых, может быть, со своими друзьями, это же она занимается…

ЛИХАЧЕВА: А может быть, все-таки с таким знаменитым папой довольно сложно сразу начинать сотрудничество.

НОВИКОВ: Нет, нет. Для нее папа не знаменит. Для нее папа - это папа.

ЛИХАЧЕВА: А вы разве не замечали, что дети богатых знаменитых родителей - у них несколько такое сниженное стремление, амбиции, может быть, чуть-чуть сниженные? Они как-то так…

НОВИКОВ: У меня у самого амбиции не сильно высокие. Я думаю, что это, может быть, и не здорово, а может быть, и неплохо. С какой стороны посмотреть. Я спокойно отношусь к людям, у которых нормальные амбиции, приземленные. Это всегда от человека зависит. Я не знаю, есть у меня какие-то амбиции? Я хочу жить хорошо, а у меня нет амбиции стать миллиардером. Спросили бы меня - хотел бы я быть миллиардером? Наверное, хотел бы. Но что-то делать для этого я не хочу. Хотел бы я быть ресторатором всея Руси, как вы говорите? Нет, не хотел бы. Я не знаю, чего я хотел бы. Хочу жить, хочу получать удовольствие от жизни. Это сейчас говорю, как есть.

ЛИХАЧЕВА: Подождите, вы так говорите, как будто в будущем: "Я хочу получать". А сейчас вы разве не получаете удовольствие от жизни?

НОВИКОВ: Тяжело получать. Во-первых, невозможно все время получать удовольствие от жизни. За удовольствие надо что-то отдавать и работать. Хорошо, когда один ресторан, два, три, может быть. Когда их огромное количество - прежде всего, тяжело. Вам надо везде все попробовать, вам надо всем сказать, вам надо поправить и объяснить. А они, они, они, эти - не всегда слушаются. Иногда ленятся.

ЛИХАЧЕВА: Все примерно одно и то же, и так пятьдесят раз, да?

НОВИКОВ: И меня это убивает.

ЛИХАЧЕВА: Есть что-то неискоренимое и постоянно повторяющееся, что вас убивает. Как раз то, что они ленятся?

НОВИКОВ: Нет. Это называется одним словом: безразличие.

ЛИХАЧЕВА: Безразличие?

НОВИКОВ: Да.

ЛИХАЧЕВА: Это самое страшное для вас?

НОВИКОВ: Это самое страшное не для нас. Для нас для всех, для нашей страны. Вообще все плохое происходит из-за безразличия. Это самое главное слово, от чего вообще мы должны излечиться. Это я говорю не про мою профессию, а про всю страну нашу, потому что мы можем быть безразличны к близким, к дальним, к своей работе, к здоровью, к стремлению к чему-то. Вот это самое страшное, меня это больше всего убивает. Меня убивают люди, которые ничего не хотят делать, которым до одного места, как он готовит еду, или как он обслуживает, или как он еще что-то делает.

ЛИХАЧЕВА: Вы сейчас так говорите, как будто это на самом деле ваша болевая точка.

НОВИКОВ: Однозначно. Это даже не болезнь - это диагноз, которым поражена вся страна.

ЛИХАЧЕВА: Вот прямо с языка сорвали. Я сейчас хотела спросить: вы думаете, это характерно исключительно для нашей страны, для российских людей, с российским менталитетом, или это, может быть, глобальный тренд последнего времени для всех европейцев, например? Я у них замечала какие-то пустые глаза. Но, может быть, мне не повезло немного. Давайте буквально на одну минуту прервемся, после этого продолжим именно с этого места. Еще раз представлю нашего сегодняшнего гостя. Нашего сегодняшнего гостя в Москве знают практически все, и очень многие люди, даже никак не связанные с ресторанным бизнесом, и не только у нас в Москве, но вообще в России, знают его. Это самый известный ресторатор, зовут его Аркадий Новиков. Буквально через одну минуту мы вернемся в студию "Финам FM ".

ЛИХАЧЕВА: И снова доброе утро. У нас сегодня в гостях Аркадий Новиков, самый известный, самый знаменитый московский ресторатор. Еще раз доброе утро, Аркадий, еще раз спасибо за то, что вы к нам сегодня пришли. Мы говорим о безразличии. Я до паузы задала вопрос, кажется ли вам, что безразличие - это исключительно российская черта, или, может быть, нет? Или вы чувствуете то же самое, путешествуя в Италии, в Европе, в Америке, неважно?

НОВИКОВ: Нет, я в меньшей степени это чувствую за границей, чем здесь. Просто я здесь работаю, у меня здесь много предприятий, много людей работает. Когда-то работало больше 10 тысяч человек, может, до 15 тысяч человек - фактически, целый завод.

ЛИХАЧЕВА: Сейчас поменьше, да?

НОВИКОВ: Да, мы от чего-то отказались, что-то продали. Сейчас меньше, наверное. Я не знаю, сколько сейчас работает до конца людей. Все предприятия разные. Но много людей, я просто вижу в массе: в массе люди не хотят работать.

ЛИХАЧЕВА: А вы как-то подразделяете - например, люди 30-летние меньше не хотят работать…

НОВИКОВ: Можно, я… Давайте так, я в принципе немножко постараюсь слезть с этой негативной ноты. То есть, многие не хотят, но многие работают нормально, и почему такое количество ресторанов, и, в общем-то, у нас не самые плохие рестораны. Но меня все равно они беспокоят. Давайте, чтобы совсем негативное убрать. А тоя так сейчас совсем раскисну, расплывусь по столу, и все будет плохо.

ЛИХАЧЕВА: А у вас нет такого ощущения, что, например, молодые больше хотят работать, а 40-летние - это какие-то потерянные люди, которые меньше хотят работать? То есть, это не характерно для какого-то определенного возрастного периода?

НОВИКОВ: Характерно для склада ума и того, что внутри у тебя на сердце - все от этого зависит.

ЛИХАЧЕВА: Исходя из того, что вы сказали, я так понимаю, ваша позиция не только в бизнесе, а вообще в жизни - она небезразличная. То есть, это вы во главу угла ставите.

НОВИКОВ: А я не знаю. У меня внутри это живет, я не могу пройти мимо валяющейся бумажки или валяющейся визитной карточки, которая упала оттого, что ее сдуло ветром. Я не могу мимо нее пройти. Я не понимаю, как можно пройти мимо и не заметить грязный стол или жвачку, которую бросил кто-то на пол, чтобы ее не соскрести и не выбросить. Я не могу понять, как человек, который работает, который должен за это отвечать, как раз не делает то, что я сказал. Не знаю.

ЛИХАЧЕВА: Ну, хорошо, а если мы сейчас оставим в стороне работу, что вас оставляет неравнодушным и заставляет ежиться? Не обязательно от возмущения - может быть, наоборот, от радости. Но не в бизнесе.

НОВИКОВ: Я люблю красивую картинку в окне или просто на природе. Я люблю красивую картинку с едой. Я даже не знаю, что еще. Мало, кстати…

ЛИХАЧЕВА: Красивые пейзажи, в том числе…

НОВИКОВ: Я люблю фенечки всякие, мне нравятся всякие… Нефритики я коллекционирую, мне нравятся.

ЛИХАЧЕВА: Раньше вы коллекционировали очень дорогие часы, теперь они у вас, я так понимаю, где-то дома ненужные лежат теперь?

НОВИКОВ: Вот новые часы.

ЛИХАЧЕВА: В основном теперь фенечки такие?

НОВИКОВ: Да.

ЛИХАЧЕВА: Нефрит, я так понимаю, это последняя мода. Трогаете его все время?

НОВИКОВ: Нет, в кармашке все время.

ЛИХАЧЕВА: Подзаряжаетесь?

НОВИКОВ: Вообще. Может, поэтому у меня шило. Может, это не шило, а нефрит? Нет, у меня есть маленькая коллекция, я люблю… Не знаю, почему. Просто нравится мне этот камушек, не понимаю, почему.

ЛИХАЧЕВА: Нефрит очень многим нравится. Это же самый главный китайский камень, он соединяет все лучшие черты инь и все лучшие черты янь, поэтому он вам нравится. Это свидетельствует о хорошем вкусе, безусловно.

НОВИКОВ: Да? Даже дело не том, что вкус. Я не могу понять. Мне не хочется его держать в руках.

ЛИХАЧЕВА: Потому что это совершенство. В каком-то смысле это совершенство, именно поэтому многим хочется держать в руках нефрит. Непонятно, почему у нас в стране так ценно золото, платина, и так далее, или бриллианты, например. Вот бриллиант - это совершенно такой, знаете, янь. Это яркая выраженность янь. Поэтому он такой однобокий немного. И непонятно, почему его так любят - в нем гармонии никакой нет. Ладно, давайте не будем про камни.

НОВИКОВ: Давайте.

ЛИХАЧЕВА: Давайте все-таки про вас. Вы пошли в армию в 18 лет, и это какую-то ключевую роль сыграло в формировании, что ли, вас?

НОВИКОВ: Я не знаю. Может, и сыграло. Я считаю, что… Я доволен, что я пошел в армию, по крайней мере. Не знаю, хотел бы ли я… Как гражданин, наверное, надо, чтобы я хотел, чтобы мой сын пошел в армию, но вообще не хотел бы.

ЛИХАЧЕВА: Ну, и вообще он, конечно, не пойдет.

НОВИКОВ: Не знаю.

ЛИХАЧЕВА: Дай бог, чтобы не пошел.

НОВИКОВ: Пойдет, не пойдет - все будет зависеть от того, как… Все связано с законом. Если потребуется идти, значит, пойдет. Нет - значит, не пойдет. Что касается меня и армии: я пошел в 18, по-моему, лет, или в 19 - я уже не помню, сколько мне было. В общем, мне повезло: для меня это была реальная школа мужества. Реально. То есть, из такого совсем юного мальчика там из меня сделали взрослого человека.

ЛИХАЧЕВА: Какими-то щадящими способами, или обычной дедовщиной?

НОВИКОВ: Нет. Кстати, о дедовщине: мне повезло - у нас не было дедовщины. Везде была дедовщина, у нас не было дедовщины.

ЛИХАЧЕВА: Вы в каких войсках служили?

НОВИКОВ: Я служил: авиационная часть, род - охранные. Город Цхакая в Грузии. У нас была экспериментальная рота, где было 60 старослужащих, и 10 или 12 человек разного призыва. По идее, должна была быть настолько жестокая дедовщина - нет, не было. Я задумывался, почему. Дело в том, что у нас было оружие реальное. Если во многих войсках не было реального оружия, они стреляли только когда ходили на стрельбище, то у нас, в принципе, оружие было всегда, потому что мы все время выходили на посты. Это раз. Второе - это школа под Дмитровым была такая, она и есть, по-моему - Центральная школа военного собаководства, где я четыре месяца прослужил, проучился, мне дали там собаку и научили обращаться с собакой. После этого я поехал в часть. В этой школе тоже было выживание, потому что там непросто было учиться - и дрался, и зашивали мне губу.

ЛИХАЧЕВА: В каком смысле - зашивали губу?

НОВИКОВ: Ну, дрался, все бывает в армии. Приехала мама ко мне. У меня плечи и сейчас не широкие, а были еще уже, наверное. У меня была гимнастерка 56-го размера, у меня погон был где-то на середине руки. И подрался, у меня была разбита губа - такая веревочка. Приезжает мама ко мне проведать сына в армию: стоит сын с погонами вот так вот…

ЛИХАЧЕВА: Такой, с разорванной губой.

НОВИКОВ: Нет, еще губу мне зашили и завязали, такая веревочка завязанная.

ЛИХАЧЕВА: А я сначала подумала, что зашивали губы - в смысле, чтоб не разговаривал.

НОВИКОВ: Нет, нет. Зашита она была, рассечена. Нормально все. Потом я был в армии, в роте, в охране. У меня было 10 овчарок, я был вожатый караульных собак. У меня интересная служба, я ходил на посты, и когда провинился, сидел - к сожалению, был не идеальный солдат - 20 с лишним суток меня за разные в течение некоторого времени меня сажали на губу.

ЛИХАЧЕВА: Да вы хулиганье! 20 суток - это же прямо о-го-го!

НОВИКОВ: 24, по-моему, или 21, я не помню. Я не хулиган - так получалось. Один раз я подрался почему-то. Я не драчун вообще, но, тем не менее, на меня полез какой-то молодой лейтенант, который непонятно… Один раз прапорщик; один раз собака чуть не укусила замполита. Один раз нас поймали, чего-то мы там выпили. Хотя выпил-то я… Все трезвые были. Один раз я машину перевернул, "ГАЗ-66", заехал случайно в обрыв. Там не обрыв, там… Ну, слава богу, все нормально, но тем не менее.

ЛИХАЧЕВА: Нет, я не хулиган, нет-нет.

НОВИКОВ: Один раз еще что-то такое, да. Нет, у нас служба вообще интересная была, конечно, я кайфую, просто интересная. Мы ездили… Вы знаете, я так задумался, откуда у меня вообще жилка предпринимательства - она еще оттуда началась, из армии, потому что мы уже там что-то пытались… Мы косили сено, мы потом втихаря это сено продавали грузинам, они нам за это давали еду, давали деньги. Мы потом это все делили, у нас как общак. Мы в чайную все ходили, мы там неплохо жили. Потом местные жители загоняли скот, мы этот скот отлавливали, чтобы он не мешал самолетам летать, чтобы не выходили они на взлетную полосу, мы их ловили, они у нас потом это выкупали. Извините, конечно, я сразу могу извиниться, если кто слышит. Но, тем не менее, 10 рублей, за которые мы отдавали корову, не помешали. Я помню случай интересный. А там были коровы, быки, и у нас была работа - мы этих ловили быков, и один раз был буйвол - там буйволы в Грузии. И я поймал буйвола. А как буйвола ловишь? Ловишь его - типа лассо веревку накинул, и держу. А они смирные, в общем, спокойные такие. Я лассо накинул и веревку на руку намотал, и веду этого буйвола в стойло, чтобы потом его засадить, будем так говорить, за 10 рублей, в компанию. И вдруг что-то напугало эту корову, буйвола, и он побежал. А там были колючки. В общем, метров 10-15 он меня протащил. Все нормально, я чуть-чуть поцарапался - повезло, в общем. Повезло. Там колючи какие-то были, я успел размотать эту веревку, которая была на руке, а так не знаю, сколько бы он меня протащил. Осталось бы меня половина, наверное. В общем, интересно. И служба интересная была, и ребята нормальные были, и видел жестокость, видел людей, которые умирали. Видел дружбу. Научили.

ЛИХАЧЕВА: Настоящая школа жизни, можно сказать, да?

НОВИКОВ: Ну, научили. Я не знаю, хотел бы я, чтобы мой сын так учился, но меня, по крайней мере, это закалило. По крайней мере, мне показалось, что я стал мужчиной.

ЛИХАЧЕВА: Давайте буквально на три минуты мы прервемся. После этого продолжим. Интересно, как вас занесло в кулинарный техникум - как-то или к этому склонность, наверное, нужно было иметь с детства. Знаете, я, когда с некоторыми рестораторами разговариваю, они говорят: "Я в шесть лет уже маме пироги помогал печь". У вас, я так понимаю, получилось опять случайно несколько?

НОВИКОВ: Да, у меня случайно.

ЛИХАЧЕВА: Давайте буквально через три минуты мы продолжим. Я еще раз представлю нашего сегодняшнего гостя. Это самый знаменитый ресторатор, я еще раз представлю, всея Руси, потому что это правда.

НОВИКОВ: Зовите меня просто "известный", ладно?

ЛИХАЧЕВА: Договорились. Вторую часть программы я буду называть вас просто "известный", как в той самой сказке.

НОВИКОВ: Хорошо.

ЛИХАЧЕВА: Прервемся на три минуты, вернемся в студию "Финам FM " после кратких новостей.

ЛИХАЧЕВА: И снова доброе утро. У нас сегодня в гостях просто известный ресторатор, как мы договорились, Аркадий Новиков. В представлении это имя не нуждается.

НОВИКОВ: Помните, "Просто царь".

ЛИХАЧЕВА: Да-да-да. И еще, помните, по-моему, тоже у Шварца: "А вы вовсе и не великий какой-то там король, а просто выдающийся, да и только!" Что-то такое. Да, точно, это "Обыкновенное чудо" Шварца. Ну, ладно, не суть. Мы с вами остановились на том, как вас занесло в кулинарный техникум. Я так понимаю, это тоже случайная довольно история вышла, или нет?

НОВИКОВ: Вообще случайно.

ЛИХАЧЕВА: Вообще случайно?

НОВИКОВ: Да. Я в 17 лет вообще не понимал, кем я хочу быть, после школы. Попытался я, по-моему, поступить в институт - я уж не помню - автодорожный, по-моему, институт был. Я хотел в автодорожный и железнодорожного транспорта. Куда я не поступил, я сейчас не помню - то ли туда, то ли туда. В общем, короче, я не сдал экзамены: какой-то сложный вопрос был совсем, хотя математику вроде, мне казалось, что я знал неплохо. В общем, я не поступил, и вообще у меня прострация, потому, что у меня вообще не было никаких идей. И мама мне сказала: "Хочешь - иди", - там рядышком с домом нашим, где мы жили, как раз Раменки, в Раменках было училище кулинарное. Я подумал, я так всегда говорил, что копаться, на мой взгляд, в сливочном масле куда лучше, чем в машинном.

ЛИХАЧЕВА: Кстати, хорошая поговорочка.

НОВИКОВ: Да. И я решил пойти… Как решил - просто пошел, и все. даже не решил, не раздумывал. пошел - и пошел. Вы знаете, удивительно, что буквально с первых дней прямо я как будто понял, что это моя история. Знаете, я даже не понимал. Во-первых, я учился средненько в школе достаточно, я был троечник-двоечник. Может, у меня были где-то четверки. В общем, отстающий ученик был. Не знаю, почему. Видимо, так, знаете, в школе как бывает: если завелось, если на нем поставили такой уголочек…

ЛИХАЧЕВА: Лейбл такой прилепили.

НОВИКОВ: Да, что он такой - так оно и есть. Я училище закончил с отличием, причем мне нравилось. Я просто кайфовал, я летал. Мне нравилось резать, мне нравилось варить. Я кайфовал от новых каких-то рецептов, самых простых. Вот просто нравилось мне. Наверное, я понимал, что я чувствую вкус, я не знаю. Я смотрел мультик про этого крысенка…

ЛИХАЧЕВА: "Рататуй".

НОВИКОВ: "Рататуй", да. И, наверное…

ЛИХАЧЕВА: Настольный мультик, мне кажется, всех рестораторов и поваров.

НОВИКОВ: Я не знаю, настольный, но я там себя узнавал.

ЛИХАЧЕВА: В этом крысенке?

НОВИКОВ: В этом крысенке, да. Реально узнавал. Причем это вот реально, я прямо…

ЛИХАЧЕВА: Вы даже чем-то похожи - в хорошем смысле слова.

НОВИКОВ: Я хотел даже… Я, кстати, озвучивал рекламу этого фильма, этого самого крысенка, мне так понравилось. Меня, правда, не взяли потом на озвучку основного мультика.

ЛИХАЧЕВА: Ну, это довольно сложно, там такой персонаж очень сложный, там профи должен быть.

НОВИКОВ: Да. Короче, мне нравилось. А потом я закончил училище, стал обычным поваренком, пошел работать в ресторан "Университетский". Я считаю, мне повезло, что я туда попал.

ЛИХАЧЕВА: Это вы там, где "Сирену" открыли - тот самый?

НОВИКОВ: Нет. "Университетский" - это был при гостинице "Университетской" на Мичуринском проспекте. Площадь Индиры Ганди. Там мне повезло, что там работали ребята, которые были обычными советскими поварами, но они меня научили готовить, они научили меня правильно разбираться в еде. То есть, меня учили и там, и там. Я благодарен им, спасибо, и училищу. И еще у меня был один учитель, который меня научил пахать. Это был шеф-повар в ресторане "Гавана". То, как я сейчас работаю - это сдача от той работы, у меня так товарищ мой говорит: сдача.

ЛИХАЧЕВА: Это что значит - сдача?

НОВИКОВ: Сдача - это…

ЛИХАЧЕВА: Малая часть.

НОВИКОВ: Малая часть того, как я пахал, когда я работал заместителем шеф-повара ресторана "Гавана". Это было нечто. Вот это была работа. А сейчас я так, просто устал.

ЛИХАЧЕВА: Погулять вышел.

НОВИКОВ: Просто устал. А тогда была работа, тогда было тяжело.

ЛИХАЧЕВА: А вы себя как бы оценили по десятибалльной шкале именно как повар? Все знают, что вы действительно очень талантливый ресторатор, бизнесмен, и хватка у вас, та самая чуйка, какая-то невообразимая. Но как повар, как профессионал, вы на сколько бы себя оценили? От одного до десяти.

НОВИКОВ: Баллов на шесть, на семь.

ЛИХАЧЕВА: То есть, не сильно много?

НОВИКОВ: Ну, как это может быть много?

ЛИХАЧЕВА: Для того чтобы много, наверное, не один десяток лет надо?

НОВИКОВ: Знаете, чем отличается тренер от игрока хорошего?

ЛИХАЧЕВА: Ну, тренер не обязательно должен хорошо играть, конечно.

НОВИКОВ: Вот и я - я понимаю, разбираюсь в еде, могу определить, вкусно или невкусно. Даже могу поумничать, сказать, чего не хватает, в общем-то. Но приготовить - должен быть опыт, должна быть ежедневная работа, знание, чувство, чуйка, звук, слух, руки - все, что угодно. Голова, время, опыт, знания. У меня мало. Мало, и потеряна квалификация. У меня была мечта вести кулинарную программу. Наверное, если бы у меня сложилось, я бы, наверное, начал учиться, заниматься, потратил бы больше времени. Но я тоже понимал, что если я буду вести, картинкой-то зрителя не обманешь, и камеру не обманешь. Картинка - она и будет картинкой. Я все равно такой человек, который знает. У меня есть один товарищ - Вова. Он знает, если будет слушать. Я раньше играл на бильярде, я люблю играть, в принципе, даже получается у меня немножко. А он - просто талант. У него все, что связано с шарами, вообще все идеально. И он все время мне клал руку на плечо, и говорил: "Ты, Аркадий, игру любишь, знаешь, но не понимаешь". Поэтому тут надо уметь, знать, понимать, чувствовать. Конечно, надо быть опытным. Нет, я разбираюсь в еде, еще раз говорю, без ложной скромности, но если оценить себя - не больше того, что я сказал.

ЛИХАЧЕВА: Не больше шести-семи.

НОВИКОВ : Да.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо. Давайте вернемся к тому, в чем вы понимаете абсолютно все. Вы…

НОВИКОВ: Я не могу сказать, что я понимаю абсолютно все.

ЛИХАЧЕВА: А что вы еще не поняли?

НОВИКОВ: Вы еще вопрос не задали, но это неправильная сразу постановка. Не может человек понимать абсолютно все даже в том, что он делает.

ЛИХАЧЕВА: То есть, человек, который открыл полста проектов, из них только 1% не особенно успешны, то есть закрыты. 99% - успешны. И вы не особо все понимаете, не до конца? Хорошо, что вы не понимаете в ресторанном бизнесе?

НОВИКОВ: Нет, я все понимаю.

ЛИХАЧЕВА: Что же вы тогда?..

НОВИКОВ: Я не говорю, что идеально. Я понимаю, но я делаю ошибки. Я же делаю. Человек не может не делать ошибки. Я делаю какие-то ошибки.

ЛИХАЧЕВА: Хорошо, расскажите про ваши ошибки, потому, что все любят рассказывать, и любят спрашивать про достижения, а вообще-то полезно очень послушать про ошибки, потому что это, во-первых, многим поможет - может быть, кто-нибудь, в отличие от меня, учится на чужих ошибках.

НОВИКОВ: Ошибки, ошибки, ошибки. Мне сложно говорить об ошибках. Наверное, может быть, сейчас нет ошибок у меня. Давайте так: может быть, не совсем грамотно я себе подбирал персонал - раз. Может быть, не совсем правильно почувствовал где-то, в каких-то проектах, сам концепт. Мы недавно сделали один проект, я не буду говорить, какой - переделывали один из ресторанов, который, я считаю, не нужно было вообще делать, все это неправильное место, и не надо было его трогать. И он так работает…

ЛИХАЧЕВА: Где какое-то время шел ремонт, а потом его перепозиционировали? Этот ресторан? Ну, не будем называть, хорошо.

НОВИКОВ: Да. Уже двадцать пятый раз мы его переделываем, и все…

ЛИХАЧЕВА: И что-то там ничего не идет.

НОВИКОВ: И все не идет, да. И думаю, что мы опять ошиблись. Два - это, наверное, с самой идеей, с самим концептом. Хотя казалось мне, вроде должно пойти. Ну, где-то, значит, не догоняю. Ну, может быть, еще мелкие какие-то ошибки - я их вижу, но сложно это оценить. Может быть, не хватает времени где-то на дегустацию.

ЛИХАЧЕВА: Аркадий, как вы думаете, среди открытых вами ресторанов есть ли какие-нибудь проекты, которые успешны не потому, что они грамотно сделаны, а потому, что под ними подписались вы? То есть, я хочу сказать, с какого-то момента зачетка, известно, начинает работать на того, кто этой зачеткой владеет. То есть, сначала ты на имя, потом имя на тебя. Есть ли такие рестораны, по вашему мнению? То есть, они, в принципе, хорошие рестораны, но если бы кто-то другой их открыл, не было бы там успеха.

НОВИКОВ: Я вообще очень спокойно отношусь к своей вот этой "знаменитости", или бренду, как мне говорят. Я все-таки думаю, наверное, это, может быть, помогает где-то. У меня есть определенное количество гостей, которым нравится то, что мы делаем. Но думаю, что все равно за каждым рестораном стоит или достаточно удобное место, или правильно подобранный концепт для этого места. Соответственно, менеджер, повар, дизайн, атмосфера - я думаю, что это основное. То есть, процентов, наверное, восемьдесят или девяносто - это последнее. Может быть, процентов десять-двадцать - это имя, как вы говорите. Наверное, оно есть. Потому что ко мне с уважухой относятся, прямо по-настоящему, мои коллеги из других ресторанов. Я сейчас был в ресторане в Екатеринбурге, который открыл Федя Бондарчук - не знаю, с партнерами, без партнеров - пиццерию. Я зашел туда, меня сразу увидел повар-итальянец - встречали, менеджеры подходили, спрашивали, сидели, угощали. Я уговаривал их, чтобы я счет оплатил, они говорили: такой крутой, как вы, не должен платить. Федя, спасибо тебе. Или в каких-то других ресторанах тоже я прихожу, мне там тоже начинают сразу внимание - это в Москве, и даже где-то за границей. Конечно, такая гордость существует. Приятно. Я, конечно, без зазнайства, но мне приятно, что люди с уважением относятся, что я какой-то авторитет.

ЛИХАЧЕВА: В хорошем смысле слова, да.

НОВИКОВ : Да.

ЛИХАЧЕВА: А что касается других имен - вы со Стасом Наминым открывали "Царскую охоту", допустим, вы с Бондарчуком открывали. Достаточно длинный список знаменитостей. Или, например, "Дымов № 1" - тоже гость нашей программы не так давно.

НОВИКОВ : Хороший парень, правда?

ЛИХАЧЕВА : Очень, да.

НОВИКОВ: Да. Перспективный.

ЛИХАЧЕВА: Да. Так вот, другое имя играет какую-то роль в том, выстрелит ресторан или нет, будет он популярным или нет?

НОВИКОВ: Думаю, что играет.

ЛИХАЧЕВА: А вы, по какому принципу выбираете - если есть вообще, в принципе, принцип?

НОВИКОВ: Я не выбираю никогда.

ЛИХАЧЕВА: То есть, приходят к вам, предлагают?

НОВИКОВ: Стас на самом деле пришел. Я у Стаса Намина работал, и когда я уже открыл первый ресторан…

ЛИХАЧЕВА: Это чуть ли не первое ваше место работы было - одно из первых, да?

НОВИКОВ: Да, да. Он меня тогда порекомендовал, я даже... Тогда Рублевку-то еще никто не знал, тогда Рублевки-то не было. Я еще думал. Я еще, представляете, я тогда мог купить вообще все, что вокруг. Если бы я купил - тогда это даже не продавалось, это можно было собрать просто так.

ЛИХАЧЕВА: Ну ладно, что теперь жалеть? Ну, не купили. Купили хотя бы "Царскую охоту".

НОВИКОВ: Да, хотя бы "Царскую охоту". В общем, короче, Стас, Вадик… Мы с ним не потому, что он популярный, а потому что он прост правильный парень, таких людей мало, на таких людей надо равняться вообще. Такие были бы все, как Вадик - было бы, наверное…

ЛИХАЧЕВА: Вадик Дымов, я так расшифрую.

НОВИКОВ: Да, Вадик Дымов, да. Может быть, и жили бы по-другому. А кто еще? Федя Бондарчук - ну, Федя - он и есть Федя: талантливый, знаменитый, известный, работоспособный. Степа Михалков - человек, который тоже со вкусом с огромным, с именем, с любовью к работе. Понимает, как должно быть, что должно быть. Мне кажется, партнер - это очень важный персонаж в ресторане. От них очень много зависит, насколько успешный ресторан или нет.

ЛИХАЧЕВА: А все ваши рестораны партнерские, или есть, которые принадлежат исключительно вам?

НОВИКОВ: В основном все партнерские. У меня даже жена является где-то партнером.

ЛИХАЧЕВА: Ну, у нее же еще есть свой бизнес - у нее магазины?

НОВИКОВ: У нее еще свой, да.

ЛИХАЧЕВА: Я надеюсь, у нас еще будет время поговорить о том, чем занимается ваша жена. Давайте мы буквально на одну минуту прервемся. Аркадий Новиков, известный ресторатор у нас сегодня в программе "Они сделали это!". Через одну минуту мы вернемся в студию "Финам FM ".

ЛИХАЧЕВА: И снова доброе утро. У нас сегодня в гостях Аркадий Новиков, который сделал около 50 различных проектов, в том числе и "Кавказская пленница", и "Сыр", и "Узбекистан", и "Маленькая Япония", и "Царская охота", и "GQ Bar", и "Япона Мама", и "Суши весла", и "Елки-палки". Если я сейчас буду перечислять, то мне времени просто не хватит, поэтому на этом пока закруглимся. Я бы сейчас хотела спросить по поводу ваших других проектов. За последнее время интересные, любопытные, занимающие вас, увлекающие вас проекты есть? Например, кроме ресторанов?

НОВИКОВ: Меня какое-то время увлекал проект, связанный с продуктами, с овощами.

ЛИХАЧЕВА: Это то, что "Агроном", да? Где вы выращиваете…

НОВИКОВ: Да. Увлекал меня этот проект.

ЛИХАЧЕВА: А сейчас с ним что происходит?

НОВИКОВ: Он работает. Так же работает ровно, как есть. Даже думаю, что, насколько я понимаю, в ближайшую неделю я буду встречаться, организовываю встречу президента с предпринимателями, где попробую я, может быть, сформулировать вопрос президенту, который…

ЛИХАЧЕВА: Президенту какому? Медведеву?

НОВИКОВ: Да. По поводу продуктов как раз. Связанный с продуктами. Что происходит в стране. Попробую задать, и даже у меня есть какое-то свое представление в связи с тем, что у меня уже что-то есть, связанное с продуктами, попытаюсь задать ему…

ЛИХАЧЕВА: Хотите предложить ему какую-то концепцию прямо уже?

НОВИКОВ: Хочу предложить, может быть, я не знаю, насколько это может работать. Я считаю, у меня есть понимание, почему не работает у нас само производство продуктов в стране.

ЛИХАЧЕВА : Почему?

НОВИКОВ: Тогда меня уже не позовут. Да нет, я могу, у меня нет секретов. Я считаю, что каждый из нас, имея деньги, может создать любое предприятие. И самая большая проблема заключается даже не в организации. То есть, сделать колхоз или создать производство может каждый, а вот продать - оказывается, нет.

ЛИХАЧЕВА: То есть, организация сбыта - самый уязвимый момент?

НОВИКОВ: Организация сбыта. И вот когда ты начинаешь… Например, я вырастил помидоры. Я вырастил, они могут быть очень хорошие технология - пожалуйста, деньги найти можно, земля или что-то есть, упаковка есть. А вот как только ты произвел - все, начинаются проблемы. У тебя есть помидоры, но пойди, попробуй их продай, потому что когда ты начинаешь продавать, тебя так опустят, что тебе становится это невыгодным. И идея такая может быть: мне кажется, государство должно помогать реализовывать продукцию, дотировать сельхозпроизводителя не на момент, когда он начинает производить - это на мой взгляд - а на последнем этапе. Должно быть выгодно продавать и выгодно покупать. Например, супермаркет покупает помидоры по цене, грубо говоря, 10 рублей, а часть из них платит в колхоз государство. И тем самым мы отрубаем закупку продукции за границей и начинаем производить свое. И как только наша продукция становится очень хорошей, автоматически эта дотация через какое-то время будет уменьшаться и уменьшаться. Мы начинаем использовать свои продукты. То есть, это будет выгодно и магазинам, которые будут покупать нашу продукцию, и выгодно производителю, потому что он получает в полном объеме свои деньги, которые он потратил. Мне кажется, тогда это начнет работать.

ЛИХАЧЕВА: Знаете, тут нужно еще обязательно предусмотреть, чтобы было выгодно чиновникам, иначе они все это затормозят. Это как силу природы надо воспринимать в любом случае. То есть, их каким-то образом надо тоже заинтересовать, а вот тут, мне кажется, этот пункт упущен. Нет?

НОВИКОВ: Ну, я не знаю. Да, вы правильно иронизируете.

ЛИХАЧЕВА: Я не иронизирую.

НОВИКОВ: Ну, не знаю, да. Давайте перейдем… Я не знаю, как вы задаете вопросы, мне просто интересно. Ни в одном моем ресторане, ни в одном, к сожалению, мы не используем российское мясо для жарки. Ни в одном, к сожалению. Да, котлеты - пожалуйста, может быть. Ни в одном.

ЛИХАЧЕВА: То есть, оно настолько некачественное, что его есть нельзя?

НОВИКОВ: Его нет просто. Его нет.

ЛИХАЧЕВА: А, его нет?

НОВИКОВ: Его нет. Недавно ко мне пришел человек, говорит: "У нас есть коровы. Хочешь, у нас покупать их будете". Я хочу, я мечтаю. Я говорю: "Ну, давайте. Только нам нужно определенный кусок мяса, определенный сорт, мягкое". Он приходит ко мне, и говорит: "Ты знаешь, Аркаша, мы не можем определенный кусок - мы можем тушу или полутушу". А что я буду делать с полутушей? Вот они вырастили, а продать не могут. Проблема заключается в последнем. Обязательно это нужно. Опять, мы продаем те же самые помидоры, которые мы выращиваем, за три копейки. Невыгодно производить.

ЛИХАЧЕВА: Вы в своем хозяйстве - у вас есть хозяйство, называется "Агроном" - вы там выращиваете несколько культур. Вы выращиваете только для своих ресторанов? Вы не продаете нигде. То есть, у вас нет практического… Потому, что в теории звучит замечательно, но вы практически можете предложить модель?

НОВИКОВ: Невыгодно. Колхозу невыгодно продавать ресторану. Удивительно. Сегодня мне домой привезли на пробу (я еще не пробовал) специальные помидоры, которые хочу я использовать для приготовления пасты - такие немножко подвяленные чуть-чуть. Они на веточке, которые должны быть сладкие прямо. Не зеленые, которые потом доходят в коробке, а вкусные. Я еще не пробовал, но думаю, что нормальные. Мы что-то где-то немножко используем. Но глобально это невыгодно. Глобально выгодней продать за три копейки какому-то дяденьке, который отвезет это потом на рынок или еще куда-то, где-то договорится. Невыгодно, невыгодно, невыгодно, невыгодно, потому что это никому не надо, потому что все хотят купить за три копейки. А за три копейки невозможно купить хорошее. Это у нас тоже еще одна проблема. Дешево хорошо не бывает. Это невозможно, надо понимать. Эта страна - это тоже непонимание, что не может быть дешево и хорошо. Не бывает такого.

ЛИХАЧЕВА: Я вам пожелаю, чтобы эта встреча состоялась, та самая встреча с нашим президентом. Вы всерьез собираетесь ее организовывать, и ее, и некоторое количество предпринимателей, которые могли бы сдвинуть с мертвой точки, правильно я вас понимаю?

НОВИКОВ: Попробуем.

ЛИХАЧЕВА: А зачем вы вступили в "Единую Россию", мне интересно? Чтобы потом иметь возможность организовывать встречи с президентом, или какая-то корысть? Зачем?

НОВИКОВ: Да нет у меня никакой корысти.

ЛИХАЧЕВА: Просто это же нужно какие-то… Это же не какое-то спонтанное решение: шел-шел, увидел пирожок - купил. Это же надо какую-то цепь действий совершить обдуманных.

НОВИКОВ: Нет, на самом деле, я не пришел туда и не сказал: "Примите меня в члены партии". Мне сказали мои друзья, которые руководят партией, которые в руководстве, не хотел ли бы я? Я подумал: почему бы и нет? А почему бы нет? На самом деле, встретиться с президентом - для этого не нужно быть членом партии.

ЛИХАЧЕВА: Здесь я иронизирую, я понимаю, да.

НОВИКОВ: Да я не знаю. Я не могу сказать, что я такой прямо партдеятель. Я не то, что не сильно верю в идеи какие-то социализма, коммунизма или… Я небезразличный человек. Мне очень импонирует то, что говорят с трибуны некоторые наши руководители, и то, что руководители партии… К сожалению, не все воплощается в жизни - многие вещи не делаются или растворяются где-то. Но, в общем-то, я знаю многих людей, которые наверху, которые… Хотел сказать - которые на меня похожи. На которых я похож, потому что они такие же небезразличные. И которые умные, и… Мне нравится, для меня это определенный пример. Я сейчас не говорю про…

ЛИХАЧЕВА: А назовите поименно. Страна же должна знать своих героев. Даже интересно, что это за большое количество неравнодушных, небезразличных к своей стране людей там.

НОВИКОВ: Я не хочу называть не первых лиц… Я не хочу, я считаю, что это не нужно. Хотя, в общем, почему и нет? Я считаю, что… Мне нравится Путин. Реально. Такой прямо ух! Грамотный. Мне нравится, что он жесткий, Мне нравится он. Мне нравится, что человек, если стукнет по столу, тогда что-то происходит. Мне кажется, я тоже такой же. Я не люблю, когда много раз говоришь, и потом люди ничего не делают. Мне нравится Дмитрий Анатольевич Медведев - молодой совершенно, отличающийся по своему характеру от Путина, который, в принципе, где-то, если говорить о том, что они вместе работают, дополняет, или наоборот. Один другого дополняет. Такая вот у них…

ЛИХАЧЕВА: Аркадий, скажите, пожалуйста. Представляете, у нас же разные истории случаются с предпринимателями в России. С какого-то момента некоторым предпринимателям перестает нравиться политика нашего государства. Ну, раз - как-то взяли, отобрали. Такое же ведь бывает. Вам и тогда будет нравиться то, что это может произойти у нас в стране, и никто не защитит?

НОВИКОВ: Мне не нравится, когда отбирают. Мне не нравится, я считаю, что это неправильно. Отбирать нельзя.

ЛИХАЧЕВА: Но это же происходит.

НОВИКОВ: Происходит, к сожалению. Вы знаете, есть проблема. Если мы говорим о том, чем мы отличаемся от других - немножко у нас двойная мораль определенная. Я себя, я не знаю, насколько это правильно, иногда ставил на место руководителей.

ЛИХАЧЕВА : И?

НОВИКОВ: Многие вещи я бы делал так же, как они. К сожалению. Хотя с чем-то много не согласен. У нас так вот… Такие мы к сожалению, так у нас должно быть. Мне так кажется.

ЛИХАЧЕВА: Это такой российский, свой…

НОВИКОВ: Русский.

ЛИХАЧЕВА: Русский путь, да?

НОВИКОВ: Да. Думаю, что, к сожалению. Я себе задавал… Со многими вещами я не согласен, просто со многими. Если бы я там был - наверное, я так поступал бы, наверное. Я так думаю. Не люблю политику, на самом деле, я не политик, и не собираюсь использовать членство "Единой России" для своих каких-то политических или карьерных ростов или целей. Нет, я просто… Не знаю. Я считаю, что если говорить о "Единой России", не только я нужен партии - партия нужна мне, в принципе, как инструмент для достижения каких-то определенных целей даже в своей профессии. Я считаю, этим не надо стыдиться, надо говорить. То есть, я не прихожу и не говорю: дайте мне помещение, я открою сейчас один ресторан, не прошу никаких льгот, а просто хочу, чтобы моих предприятий было больше, чтобы мы больше создавали рабочих мест, чтобы люди получали удовольствие, те, кто к нам приходит. Я считаю, что это нормально, и нечего стыдиться.

ЛИХАЧЕВА: В теории все хорошо. Дай бог…

НОВИКОВ: А в принципе, любая партия создана только для одного - чтобы помогать. Давайте так: я считаю, что многие вещи, которые происходят - это нехорошо. Можем спорить сейчас, можем что угодно, но давайте так: пытаться брать из не самого, может быть, идеального лучшее, и говорить, что… Например, Вадим Дымов, про которого мы говорили хорошо - тоже член партии. И Ольга Слуцкер - тоже член партии, и Вова Груздев - тоже член партии. Таких людей, которые что-то создают, что-то хотят сделать - таких очень много. Ну и что? Федя Бондарчук - тоже. И ничего страшного, что они известные, и не надо говорить, что они пошли туда, потому что популизм… Я знаю, что ни Дымову ничего не надо, и…

ЛИХАЧЕВА: Я просто несколько опасаюсь - я, возможно, не права - но мне кажется, что может быть, с какого-то момента членство партии "Единая Россия" может стать не просто желанием или даже желательным условием, а просто необходимым условием, и этот момент мы все просто можем не заметить, как он произойдет.

НОВИКОВ: Может быть.

ЛИХАЧЕВА: Такое произошло уже один раз с одной известной партией, понимаете?

НОВИКОВ: Да, я понимаю, и понимаю ваши опасения.

ЛИХАЧЕВА: Вот надо как-то… Нужно все-таки нюх держать по ветру.

НОВИКОВ: Согласен.

ЛИХАЧЕВА: Поэтому так расслабиться и говорить о том, что давайте мы все концентрироваться будем на хорошем, думать о хорошем… Конечно, когда концентрируешься на хорошем, оно, как правило, происходит, но не всегда, к сожалению. Поэтому… Ладно. Это, в общем, тема отдельной передачи.

НОВИКОВ: Да, согласен.

ЛИХАЧЕВА: Последний вопрос. У вас действительно много разных проектов, все они каким-то образом связаны с ресторанами, с едой, с продуктами. А если бы вам предложили… Да даже не вам предложили, а вот вы бы сами себе хотели бы предложить что-нибудь совсем другое, и если да, то что бы это было?

НОВИКОВ: Я вам отвечу в следующей программе, через какое-то время.

ЛИХАЧЕВА: Что-то уже задумали? Нет, серьезно?

НОВИКОВ: Есть у меня, да, есть один проект, который я думаю, рассказать вам, или нет. Не расскажу. Точно сейчас не расскажу.

ЛИХАЧЕВА: Намекните хотя бы.

НОВИКОВ: Точно не расскажу, нет. Совершенно в другой области, совершено никак не связан ни с едой, ни с питанием, ни с чем. На мой взгляд, безумно интересный, на мой взгляд. безумно перспективный. Я должен спросить - у меня там есть уже партнеры - я должен спросить партнеров, вообще надо об этом говорить или нет. На мой взгляд, это какой-то… Один из партнеров - гений, который мечтает получить Нобелевскую премию в области того, что он делает. Но я пока не буду вам говорить. Пока заинтригую всех. Но это интересный проект, который может быть потенциальным, перспективным, и, может быть, даже денежным.

ЛИХАЧЕВА: Ну, тогда обещайте, что когда вы его реализуете, или, по крайней мере, когда на подходе к реализации, когда уже можно будет о нем говорить, вы тогда еще раз придете, о нем расскажете, хорошо?

НОВИКОВ: Хорошо.

ЛИХАЧЕВА: Спасибо вам огромное. Аркадий Новиков в программе "Они сделали это!".

НОВИКОВ : Спасибо.

Как сообщают СМИ, Аркадия Новикова избили в ресторане Farш. По данным телеграм-канала Mash, его несколько раз ударил по лицу и голове 17-летний подросток. Все началось с того, что в ресторан Новикова на улице Никольской пришел молодой человек, выходец Саратова. Парень хотел купить пиво и быстро показал паспорт. Алкоголь ему благополучно продали, однако он внезапно упрекнул сотрудников ресторана в нарушении закона.

ПО ТЕМЕ

Тогда в холл ресторана спустился сам Аркадий Новиков и попросил парня покинуть заведение. Но неожиданно подросток ударил ресторатора по лицу. В итоге, в ресторан приехали полицейские, которые завели административное дело за продажу алкоголя несовершеннолетним. По факту драки идет проверка. Отметим, что неприятный инцидент произошел еще несколько дней назад, однако журналисты об этом узнали лишь сейчас.

Однако представитель ресторатора опровергла информацию об избиении. Якобы в настоящее время Аркадий Новиков находится в Италии. "Аркадий Анатольевич сейчас в совершенно прекрасном состоянии находится за рубежом. В Италии. С кучей уважаемых людей. И там точно нет ресторана Фарш. Это проверяется по визам, по штампам, это столько людей может засвидетельствовать. Он не в Москве. Это недостоверная информация. Он бодр, полон сил, и планирует в Питере порадовать всех новым открытием. Все хорошо", – цитирует представительницу Новикова по имени Татьяна "Говорит Москва".

Самое интересное, что позже Новиков подтвердил сообщения о том, что подвергся нападению. "Со мной все в порядке, ничего страшного не случилось. Я не в Москве уже. Это произошло не в самом Фарше, а рядом", – цитирует ресторатора Super .

Напомним, Аркадий Новиков родился в 1962 году в Москве. Окончив кулинарное училище, а затем факультет экономики общественного питания Академии народного хозяйства имени Плеханова, Аркадий Новиков начал свою карьеру в должности повара ресторана "Университетский", где проработал около пяти лет. Затем работал заместителем шеф-повара в ресторане "Гавана", шеф-поваром в ресторане "Олимпийские огни". В 1992 году открыл свой первый ресторан.

Сейчас в его компанию Novikov Group входят кафе, рестораны и бары в Лондоне, Дубае, Сочи, Кисловодске и Петербурге и около 50 заведений в Москве.

Сегодня в мире открыто более 70 ресторанов Аркадия Новикова. Его называют первым российским ресторатором, а заведения холдинга «Новиков групп» работают уже более 25 лет для жителей Москвы. Расширение «империи» распространилось и дальше: с 2012 года Аркадий основывает заведения в Лондоне, Дубае, Майми и Порто-Черво.

Рестораны Новикова

Развитие карьеры А. Новикова

В отличие от большинства создателей ресторанов, Новиков начинал свой путь с кухни. Сначала окончил кулинарное училище, готовил в ресторанах «Университетский» и «Гавана», позже — был шеф-поваром трех крупных заведений. А в 1991 году основал холдинг «Новиков групп», до сих пор занимающий высокие позиции в гастрономическом бизнесе.

Sirena — первый и любимый ресторан Новикова, открытый в 1992 году Москве. Став первым рыбным заведением столицы (да еще и во время дефицита морепродуктов), он моментально завоевал популярность и репутацию владельцу. С тех пор практически ежегодно открывается несколько ресторанов Novikov Group. В их копилке — и ресторан «Белое солнце пустыни» с интерьером в духе легендарного фильма, и «Царская охота» — место, в котором обедали Борис Ельцин и Жак Ширак, и несколько одноименных заведений с собственной сыроварней. Экологически чистые продукты в рестораны Аркадия Новикова в Москве поставляет его собственное фермерское хозяйство «Агроном».

Новиков групп рестораны

Причины успеха заведений

Все рестораны Novikov Group — концептуальные гастрономические проекты. Каждое заведение обладает особой атмосферой и уникальным стилем. Для Аркадия Новикова важную роль при создании нового ресторана играет муза: идеи приходят, как стихи к поэтам. Кроме еды, сервиса и интерьера, для организации качественного заведения принципиальное значение имеют:

  • локация. Одни улицы, места и районы теряют популярность, а другие, наоборот, приобретают. При открытии ресторанов в Москве «Новиков групп» обращает внимание даже на сторону дороги.
  • концепция. В каждом заведении должно быть что-то особенное, что привлекает конкретную аудиторию. Рестораны Новикова стараются угодить и гурманам, и приверженцам красивых мест, и любителям душевно отдохнуть.
  • мода. Ловить тренды и чувствовать изменения окружающего позволяет заведениям ресторатора не только становиться, но и оставаться успешными.

Все рестораны «Новиков групп» собраны у нас на официальном сайте — сайт. На нашем сайте вы сможете ознакомиться с полным списком ресторанов Новикова в Москве.

Аркадий Анатольевич Новиков - предприниматель, ресторатор.

Детство

Знаменитый российский предприниматель родился 25 июля 1962 г. в Москве. Его отец был конструктором на заводе Орджоникидзе, а мать – воспитательницей в детском саду. Родители развелись, когда мальчику было 6 лет. Детство Новиков провел в двухкомнатной квартире, где проживал вместе с мамой и бабушкой. По его словам, бабушка всегда была доброй, а мать не раз воспитывала с помощью палки или ремня. Новиков признается, что поздно повзрослел, в школе учился неважно и даже не задумывался о будущем. «Я до 15 лет зачитывался сказками», – отмечает успешный ресторатор.

Образование

Сразу после школы Аркадий Новиков пробовал поступить в автодорожный институт. Попытка была неудачной, поэтому в 1979 году он решил пойти учиться в кулинарное училище № 174, несмотря на то, что готовкой никогда не интересовался. Тем не менее, Новиков окончил училище с отличием. Служил в армии, где был вожатым караульных собак. Продолжил обучение в Академии народного хозяйства им. Плеханова на факультете экономики общественного питания.

Профессиональная деятельность

Повар. Профессиональную деятельность Аркадий Анатольевич начал в ресторане «Университетский», где работал поваром до 1988 года. Затем стал заместителем шеф-повара в московском ресторане «Гавана». На должности шеф-повара работал в ресторане «Олимпийские огни». После этого был шеф-поваром корпоративного кафе «Виктория», где часто собирались известные артисты и музыканты. В 1990 году становится шеф-поваром «Hard Rock Cafe», которое открыл один из основателей российского шоу-бизнеса Стас Намин.

Ресторатор. Аркадий Новиков считается одним из лучших российских рестораторов. Каждый его ресторан – это театр со своими декорациями, композицией и даже действием. Деятельность Аркадия Новикова имела существенное влияние на развитие российского ресторанного бизнеса.

1992 г. – Новиков открывает собственный ресторан «Сирена». Данное заведение стало первым рыбным рестораном Москвы. Здесь многие жители столицы впервые познакомились с различными экзотическими морепродуктами.

1994 г. – создает ресторан французской кухни, известный как «Клуб Т». На протяжении долгого времени его считали лучшим столичным рестораном с французской кухней.

1996 г. - открывает ресторан «Царская охота» (русская кухня). В том же году в этом ресторане проходил обед президента России Б. Ельцина и президента Франции Ж. Ширака.

1996 г. - создает трактир «Ёлки-Палки», ставший первым демократичным рестораном с русской кухней. С годами он вырастает в огромную сеть демократичных ресторанов.

1997 г. - открыт ресторан «Белое солнце пустыни». Это заведение положило начало моде на ностальгические и тематические рестораны.

2002 г. - был открыт ресторан «Бисквит», благодаря которому распространились рестораны-lounge. Кроме того, Новиков организовывает ООО «Агроном» (Горки-10, Рублевское шоссе). В этом тепличном хозяйстве выращивается большое количество экологически чистых растений: помидоры, клубника, огурцы, дыни, баклажаны, зелень и пр. Выращенные продукты поставляются в рестораны Новикова, а также в другие предприятия. В 2005 году Аркадий Анатольевич начинает продвигать экологически чистую продукцию под брендом Novikov.

2004 г. – А. Новиков совместно с предпринимателем Л. Хасисом запускает новые проекты в сфере гастрономической розницы. В частности, российское отделение всемирно известной французской сети Fauchon (гастрономические бутики).

2005 г. – запускается сеть продуктовых гастрономов «Глобус Гурмэ». Также открывается российское отделение французской сети магазинов Hediard. Кроме того, был открыт универсам «Ёлки-Палки» (сегмент soft-discount retail). Дополнительно Новиков выступает ведущим в первом российском реалити-шоу о бизнесе, известном под названием «Кандидат» (совместный проект ТНТ и Junior TV).

Начиная с 90-тых годов, в партнерстве с разными инвесторами и рестораторами Аркадий Новиков сумел создать более 30 проектов:
Рестораны: «Галерея», «Узбекистан», «Маркет», «Ваниль», «Сыр», «Бapasһка», «Vogue cafе», «GQ Bar», «Tatler Club», «Shore House», «Mr. Lee», «Luce», «Vesna», Cantinetta Antinori, Francesco, China Club, Peperoni;
Сетевые проекты: «Prime Star», «Киш-Миш», «Маленькая Япония», «Ёлки-Палки по…», «Суши Вёсла».

2012 г. – Группа компаний Аркадия Новикова насчитывает более 50 разных проектов:

  • 30 концептуальных ресторанов;
  • ООО «Агроном»;
  • компания Novikov Catering, (организация праздников, банкетов, фуршетов);
  • компания «NRG product» (поставка морепродуктов);
  • компания «Mainstreet» (торговля недвижимостью);
  • «Студия цветов 55» – сеть флористических салонов.