Крем для тортов и пирожных        13.06.2019   

Священный ритуал в японии чайная церемония. Какая посуда понадобится для проведения чайной церемонии в Японии. Как возникла чайная церемония

Япония - страна удивительных традиций, кулинарных шедевров, восхищающих туристов всего мира. Одной из самых зачаровывающих особенностей этой культуры является японская чайная церемония. Это настоящее искусство приготовления и питья чая, красивый ритуал, который нужно обязательно увидеть хотя бы раз в жизни. Чайная церемония в Японии стала частью жизни, традицией, заложенной еще в давние времена, но сохранившейся до наших дней. Поэтому она привлекает тех, кто желает прикоснуться к одному из самых ценных ритуалов этой страны.

Немного истории

История чайной церемонии берет свое начала в средних веках. Чай появился в Японии в VIII веке. Считается, что привезли его буддийские монахи или путешественники. Чай выращивали на территории монастыря и преподносили Будде. Его использовали во время медитаций и религиозных мероприятий. Именно буддийские священники зародили традиции чайной церемонии в Японии.

Стали проводиться турниры по угадыванию лучших сортов этого напитка. Среди простых людей проводились чайные собрания, на которых пытались познать эстетику этого процесса. Сама чайная церемония была придумана Муратом Дзюко. Он добавил к этому искусству философию и язык жестов. Это были попытки уйти от мирской суеты к умиротворению и тишине.

Особенности ритуала

Японская чайная церемония - это не просто технология приготовления и употребления чая. Это множество составляющих, которые должны сопровождать этот ритуал. Чайный домик для проведения церемонии, по замыслу основателей, должен был представлять собой маленькую крестьянскую хижину с соломенной крышей. Позднее он был усовершенствован последователями учения. Искусство чайной церемонии в Японии предполагает использование специальной керамической посуды, изготовленной местными мастерами.

Вокруг чайного домика расположен сад, созданный по определенным принципам. Также был разработан этикет для участников церемонии, темы и характер бесед, которые должны быть непринужденными и создавать атмосферу умиротворения и отрешенности. К чайному домику ведет каменная дорожка. Вокруг расположено множество камней, поросших мхом, и фонари. В саду преобладают кипарисы, вечнозеленые кустарники, сосны и бамбук. Все должно навевать мысли об отрешенности и спокойствии.

Чайный домик

Это один из важных элементов церемонии. Домик состоял из одной маленькой комнаты. Дверь представляла собой узкий вход не более 60 сантиметров в высоту и ширину. Один из принципов ритуала предполагает равенство всех входящих, и каждый должен при входе согнуться, независимо от положения. Такой вход не давал пронести в домик оружие, и все мечи оставались снаружи. Внутри нет места мирской суете, здесь все прекрасно.

Главной составляющей сооружения является ниша, где находится свиток с живописью, курильница с благовониями и букет цветов. Эта ниша расположена напротив входа и сразу привлекает внимание. Несколько окон разных размеров позволяют проникать свету ровно настолько, чтобы обеспечить оптимальное освещение. Сквозь них можно любоваться красотами сада.

Развитие ритуала

С каждым годом последовательность действий и манеры поведения становились усовершенствованными. Входя в пределы чайного сада, гости погружались в атмосферу тишины и спокойствия, оставляя все проблемы за воротами. Перед входом в домик принято снимать обувь и оставлять ее у порога. В полном молчании все входят внутрь и рассаживаются, проникаясь тишиной и красотой атрибутов. Через некоторое время выходит хозяин церемонии и, поклонившись гостям, усаживается напротив, возле очага.

Атрибуты чаепития

Чайная церемония в Японии - это неспешный ритуал, помогающий расслабиться и предаться медитации. Для ее проведения используют особые предметы - настоящие произведения искусства. Главными аксессуарами являются: шкатулка с чаем, деревянная ложка и чашка. Над огнем висит котелок с водой. Каждый предмет имеет определенное эстетическое и философское значение. Это не просто ритуал - это принципы, постижение великого смысла жизни. Поэтому все атрибуты имеют большое значение.

Чайная церемония

Хозяин церемонии должен насыпать в чашку зеленый чай и залить его кипятком. Все жесты должны быть неторопливыми, без суеты. Затем четкими движениями масса взбивается при помощи бамбукового веничка. Чайный порошок должен полностью раствориться и превратиться в пену. Все это время гости наблюдают за процессом и вслушиваются в ритмичные движения. Далее чаша передается самому почетному гостю, и тот делает первый глоток, отпивая чай. Все делается медленно, без нарушения общего спокойствия.

Затем чаша отдается обратно хозяину церемонии. После этого она передается из рук в руки, чтобы каждый участник мог ощутить структуру и теплоту глиняной поверхности. Далее начиналась неторопливая беседа. Говорить следовало о красоте свитка и букета, расположенных в нише, о свойствах чаши для чаепития. Проблемы и повседневные дела остаются за пределами чайного домика и сада. Вся церемония проходит в три этапа. Первый - это прием пищи. Далее следует питье густого чая, то есть ритуал, описанный выше. Затем идет питье жидкого чая.

Принципы церемонии

Чайная церемония в Японии имеет четыре основных принципа. Их сформулировал основатель, Мурат Дзюко. Первый принцип - это гармония («ва»). Она должна присутствовать в движениях и мыслях. Второе - это почтительность («кэй»), которая сопровождает всю церемонию.

Третий принцип - это чистота («сэй») действий и мыслей. Последнее - это тишина и покой («сэки»). Чайная церемония в Японии проводится в тишине, спокойной обстановке, где ничто не нарушает размеренного течения жизни. Тишина и покой подразумевают и просветленное одиночество.

Принцип гармонии

Самой главной целью любой чайной церемонии является достижение гармонии. Участники должны отрешиться от земных проблем, забот и мыслей. Во время церемонии нет различий между людьми и их происхождением. Все объединяется, и достигается гармония. Это основа и всей культуры этой страны. Гармония помыслов, не связанных с житейскими трудностями. Участники ведут беседу о красоте, вещах, касающихся самой церемонии, и достигают единства в своих желаниях, действиях и мыслях. Это и есть цель и смысл проведения таких мероприятий.

Принцип почитания

Этот принцип основан на проявлении терпимости и уважения по отношению к старшему поколению или к другим участникам церемонии. Он лежит и в основе воспитания, которое прививают японцам с детских лет. Поэтому в этой стране уровень почитания пожилых людей, старших по званию и по возрасту самый высокий. Участники ритуала должны контролировать свои ощущения и чувства и быть тактичными по отношению к другим людям, сидящим в чайном домике.

Принцип чистоты

Этот принцип подразумевает душевную и физическую чистоту. Намерения каждого участника должны быть самыми светлыми. Не должно быть никаких злых или корыстных намерений. Участники обязаны быть чисты как духом, так и телом. Согласно поверьям, такие люди будут иметь хорошее здоровье и множество благ.

Принцип покоя и тишины

Последний принцип подразумевает полное спокойствие духа и умиротворение. Каждый гость должен спокойно воспринимать всю церемонию, сдержанно и без раздражения. Чайная церемония, фото о которой оставят самые лучшие воспоминания, создана, чтобы объединить людей и привести их к покою и умиротворению. Во время ритуала сохраняется дружественная обстановка, вежливое и тактичное отношение между всеми участниками.

Выбор гостей

Хозяин церемонии занимается выбором гостей. Самое главное для него - это определение самого почетного участника. Этот человек должен знать традиции чайной церемонии и все правила ее проведения. Главный гость является примером для остальных участников.

Его извещают о проведении церемонии как минимум за неделю. После этого он дает свое согласие или отказывается участвовать в этом действии. Главный гость вместе с хозяином занимается подбором остальных участников. Устроитель церемонии присылает ему список, из которого надо отобрать пять человек, или обсуждает этот вопрос при личной встрече. Когда участники церемонии отобраны, всем рассылаются приглашения. Сегодня для этих целей используют телефон. Раньше все было намного сложнее и более изысканно. В ответ каждый гость был обязан лично посетить устроителя праздника или прислать ему письмо с благодарностью.

Одежда для чайной церемонии

Одежда для этого ритуала подбирается в зависимости от типа события. Для формального торжества мужчины надевают кимоно из шелка. Поверх него идет черная накидка с нарисованным белым знаком. Также надевают широкие штаны (хакаму) и белый пояс (таби). Требования к женской одежде более строгие. Главным из них является скромность одежды. Она не должна быть ярких и вызывающих цветов. Обычно участники церемонии приносят с собой салфетки. Их необходимо положить за отворот кимоно. Также у них должен быть маленький и большой платок и заостренная деревянная палочка. Это необходимые для проведения аксессуары.

Разновидности чайной церемонии

Чайная церемония, фото которой можно увидеть в данной статье, подразделяется на шесть типов. Церемония, совершаемая при луне, заканчивается не позднее четырех часов утра. Порошковый чай заваривают в ходе самого чаепития. Он должен быть очень крепким. Ритуал, проводимый на восходе солнца, заканчивается не позже шести часов утра. Существует утренняя чайная церемония в Японии. Кратко - это чаепитие после шести утра.

Послеобеденный ритуал проводят после часа дня. Из еды здесь подают только пирожные. В шесть часов вечера начинают вечернюю церемонию. Существует еще и специальная церемония, которую проводят по особым случаям. Например, в честь какого-то памятного события. Самая распространенная - это послеобеденная церемония. У каждого ритуала есть свои особенности. Они не заметны для обычного обывателя, но знатоки чувствуют тонкие нюансы различных церемоний.

Чай для церемонии

Отдельно следует сказать о чае, который используют для проведения чайных мероприятий. Кроме посуды, обстановки, участников, главным составляющим всего ритуала является чай. Изначально он доставлялся из Китая. Со временем японцы научились культивировать и выращивать свои сорта чая. Их отличие от напитка китайского, индийского или цейлонского происхождения очень существенное. Поэтому для проведения настоящей церемонии следует выбирать только чай, выращенный в этой стране. Вот так проходит чайная церемония в Японии, фото которой вызывают желание посетить это действо. Но лучше всего увидеть этот ритуал наяву и прочувствовать всю его красоту и гармонию.

Чайная церемония в Японии сродни медитации, которая освобождает участников от привычной суеты, отравляющих мыслей и гнетущих разговоров. Чаепитие восстанавливает душевные силы и возвращает сознанию ясность. Церемония помогает «поклониться Красоте в сером цвете будней» и вспомнить, что жизнь прекрасна! Нужно лишь взглянуть на неё под правильным углом, празднуя свои прозрения глотками ароматного чая.

Искусство чайной церемонии сложилось в Японии под влиянием дзен-буддизма, поэтому каждый элемент напоминает отточенный ритуал духовной практики. Возвышение души через обыденные действия – обычная практика буддийских монахов, которая быстро прижилась в среде деловитых японцев. Чайная церемония стала способом возвращения внутреннего равновесия и возможностью сосредоточить внимание на гармонии мира.

Ритуальное чаепитие оттачивалось в Японии столетиями. Буддистские монахи применяли чай, как подношение Будде. Самураи и представители аристократии устраивали особые чайные турниры, где участники состязались в знании сортов, происхождения и даже способов заваривания чая.

Фундамент традиционной церемонии был заложен монахом Мурата Дзюко. Мастер объединил разрозненные принципы в стройную систему, отталкиваясь от идеи «ваби», которая подчёркивала значимость простоты и естественности. Основными принципами церемонии стало стремление к Гармонии, Почтительности, Чистоте и Покою.

Философскую и эстетическую составляющую в дальнейшем углубил Сэн-но Рикю, который стремился распознавать красоту не в предметах роскоши, а в простых вещах. Верный своим принципам мастер был вынужден совершить ритуальное самоубийство, получив приказ от своего сюзерена (Тоётоми Хидэёси), любящего пышные и шумные торжества. Вопреки трагедии, стремление к простоте, стало основой японской культуры чаепития.

Структура чайной церемонии – этапы очищения

Японская чайная церемония всегда проходит без спешки в атмосфере уважительной почтительности. Условно ритуал можно разделить на несколько частей:

Приход гостей – отрешение от мирских проблем

Чайная церемония в классической форме начинается с прихода гостей. Приглашённых впускают на специальную ограждённую территорию, состоящую из уютного сада, «чайного дома» и нескольких «хозяйственных сооружений».

На входе гости получают возможность оставить лишние вещи и переобуться, после чего обязательно совершается небольшая прогулка по саду. Специальная тропинка (родзи) ведёт к дому чайного мастера, позволяя гостям неторопливо погружаться в Тишину и созерцательное состояние.

Чайный мастер встречает гостей вежливым поклоном, предлагая им совершить омовение рук и лица. Затем все входят в «тясицу» (чайный домик) через маленькую дверцу (высотой около 90 сантиметров) – гости вынуждены склоняться в поклоне, что имеет глубокий смысл (проявление почтительности, оставление забот за порогом, отказ от вражды).

Торжественная часть – ритуальное чаепитие

Чайная церемония начинается с момента, когда гости оказываются в таинственной атмосфере чайного домика. Помещение обустроено предельно просто – однотонные стены, приглушённого оттенка, татами на полу и заранее подготовленная токонома (ниша для благовоний, свитков с буддийскими текстами, цветочных украшений). В центре домика обычно располагают простой бронзовый очаг, на котором мастер кипятит воду и готовит чай.

  • Подготовка. Считается, что голод лишь помешает постижению гармонии. Поэтому японская чайная церемония включает в себя предварительное угощение (простую пищу «кайсеки» до начала чаепития и специальные сладости «омогаси» в процессе). После принятия пищи гости могут выйти в сад, освежить голову, а затем возвращаются к ритуальной части.
  • Ритуал. В абсолютном молчании при свете очага чайный мастер приступает к приготовлению чая. Начинается волшебство отточенных движений, которые погружают наблюдателей в медитативное состояние. Треск горящих дров, звуки закипающей и льющейся воды, тихое приготовление чая в специальной посуде – мастер показывает, что каждое движение может быть проявлением высокого искусства.

Наиболее значимой частью церемонии является создание «густого чая» (кой-тя), который заваривают в большой керамической чашке и передают по кругу между гостями (от старшего к младшим или по социальному уровню).

Принято делать не более одного символического (при принятии чаши) и трёх полных (после трёх поворотов посуды в руках) глотков чая. А также заботиться о присутствующих – после пробы напитка нужно бережно протирать края чаши льняной или бумажной салфеткой.

После осушения напитка, каждый гость вновь имеет возможность подержать чашу в своих руках и внимательнее изучить её форму, индивидуальные особенности (окрас, трещинки) и остаточный аромат чая. Ритуальная часть считается завершённой, приходит время расслабляющей беседы.

  • Отдых и возвышенные речи

Чайная церемония приобретает светский характер – мастер готовит чай отдельно для каждого гостя, услаждая слух присутствующих поучительными легендами и притчами, шедеврами японской литературы, философскими высказываниями. В этой части гости могут задавать вопросы о символизме чайной церемонии или вести беседы на возвышенные темы.

Расслабленное чаепитие и обсуждение интересных тем может длиться несколько часов – мастер сам принимает решение о завершении церемонии. После приношения ритуальных извинений он удаляется из домика, гости получают возможность неспешно выйти из медитативного состояния.

Чайная церемония в Японии проходит неспешно, чтобы каждый участник смог в полной мере насладиться красотой ритуала. Каждый этап направлен на очищение разума от гнетущих мыслей, сердца от груза переживаний. Все проблемы и дела остаются за воротами чайного комплекса, чему способствует чёткая структура церемонии.

Суть процесса сводится к достижению полного умиротворения и обретению возвышенности – благодаря одухотворённым действиям мастера, гости учатся наслаждаться каждым моментом и видеть Красоту в простейших вещах.

Время пить чай – когда проводят церемонию

Ничто не остаётся неизменным – таков неумолимый закон времени. Поэтому чайная церемония может проводиться в любое время суток. Ночь, как и день – отличное время, чтобы пить чай. Впрочем, в зависимости от времени суток выделяют различные виды церемоний.

Традиционные разновидности чайных церемоний:

  • Ночная мистерия. Ночью всё воспринимается по-другому, поэтому чайные мастера стремятся создать мистическую атмосферу для церемонии, проводящейся в ареоле лунного света. При свете звёзд из цельных листьев готовят порошковый чай, который всегда заваривают очень крепко. Гости собираются вместе около полуночи и расходятся по домам к 3-4 утра.
  • Чаепитие восходящего солнца. Восход славит жизнь, поэтому церемония проходит воодушевлённо и даже блаженно. Царит атмосфера благодарности и принятия, ведутся беседы о Добре и Любви, Труде и Мечтах. Чаепитие начинается около 3 часов ночи и продолжается вплоть до 6 утра, чтобы участники могли в полной мере оценить тонкую грань между тьмой и рассветом.
  • Освежающий утренний чай. Утренняя чайная церемония начинается в районе 6 часов утра, когда солнце очень нежно греет, а воздух ещё помнит ночную прохладу. Проводят утренний ритуал обычно в жаркую погоду, когда только глубокой ночью и ранним утром доступна прохлада.
  • Послеобеденный чай. Солнце отмерило половину дня, гости успели основательно подкрепиться и нуждаются в расслабляющем чаепитии. Послеобеденная церемония начинается около 13 часов дня и дополняется только лёгкими сладостями, подчёркивающими вкус чая.
  • Вечерняя церемония. Вечер – чудесное время для проведения чайной церемонии. Гости получают возможность освободиться от всех забот дня и полностью погрузиться в созерцание – впереди вся ночь для восстановления сил, значит можно позволить душе воспарить!
  • Заказные чайные церемонии. Помимо цикла суточных чаепитий существует особый вид чайной церемонии – «специальная» (с яп. риндзитяною), которую заказывают к знаковым событиям. Популярны чайные встречи старых друзей, празднование важных семейных дат, организация юбилеев и прочих торжеств.

Зачастую на подобных мероприятиях присутствует много людей, мало знакомых с деталями чайной церемонии, поэтому мудрость и опыт мастера играют решающую роль. От него требуется не только правильно и красиво провести церемонию, но и задать нужный эмоциональный тон, увлечь всех участников внутренней и внешней красотой ритуала. Только чайный мастер высокого ранга обладает столь внушительными душевными качествами.

Как современные японцы пьют чай

Чайная церемония считается великой культурной традицией, нуждающейся в бережном обращении. Большинство японцев не имеют возможности часто посещать чайный домик или изучать тонкости ритуала. Допускается проведение церемонии в отдельной комнате ресторанчика или даже на дому, главное – не допускать слишком вольного обращения с правилами проведения обряда.

Чаепитие в современной Японии зачастую проходит намного проще. Японцы известны своим героическим трудолюбием, поэтому охотно покупают холодный чай в бутылках, экспресс напитки в кафетериях или автоматах, заваривают обычный пакетированный чаёк.

Между тем, чайный дух настойчиво зовёт жителей страны восходящего солнца к таинственному чайному домику, где на бронзовом очаге кипит родниковая вода, а чайный мастер бережно готовит изысканный чай.

Пожалуй, одной из самых захватывающих и известных церемоний, связанных с Японией является тя но ю (chanoyu, 茶の湯), чайная церемония, которую также иногда называют садо («путь чая», sado, 茶道). Существует не так много церемоний, которые были бы настолько отточены и выверены. Сложная и в то же время предельно простая, одновременно незамысловатая и преисполненная глубокого смысла, чайная церемония может служить метафорой не только самурайскому идеалу, но и всей Японии.


Краткая история

Чай приобрел популярность в Японии в период Камакура благодаря стараниям монаха Эйсая (1141-1215). Примерно пятидесятью года ми позднее буддийский монах Даё (1236-1308) вернулся из путешествия в Китай и привез с собой знания о китайской чайной церемонии в той форме, в которой она практиковалась в буддийских монастырях. Искусство проведения церемонии практиковалось и оттачивалось монахами, пока священник Сюко (1422-1502) не продемонстрировал его сёгуну Асикаге Ёсимасе. Почитавший различные искусства Ёсимаса одобрил церемонию, и с этого момента она стала распространяться за пределами храмов.


Неудивительно, что в начале чайная церемония являлась времяпрепровождением знати, так как чай в то время в основном употреблялся высшими слоями общества. Изменения начались с появлением мастера Сен-но Рикю(1522-1591). Рикю изучал чайные традиции с ранних лет и впоследствии оказал большое влияние на дальнейшее развитие эстетики японской чайной церемонии. Стиль церемоний Асикага был приспособлен для знати, в нем использовались искусная китайская посуда, а сама церемония проводилась таким образом, чтобы не оскорбить никого из важных гостей. В своем видении церемонии Рикю стремился к минимализму: заменил дорогую утварь на более практичную, а вычурные и зачастую безвкусные чайные домики знати - на маленькие и простые, называемые Sôan. Единственным путем внутрь такого домика была маленькая дверь нидзиригути. Любой желавший пройти в неё должен был наклониться, независимо от своего статуса, что способствовало созданию духа равенства. Также дверь служила символическим рубежом, отделяющим пространство спокойствия и тишины чайного домика от суеты внешнего мира. Рикю видел чайную церемонию как мероприятие вне социальных и политических событий.

В 1579 году Сэн-но Рикю стал мастером чайной церемонии у Оды Нобунаги, который с большим интересом изучал чайные традиции и коллекционировал дорогие и редкие предметы для чайных церемоний. После смерти Нобунаги тремя годами позднее, он стал проводить церемонии у Тоётоми Хидэёси и достиг статуса наиболее авторитетного мастера в области чайных церемоний. Хидэёси высоко ценил мастерство Рикю, однако Рикю не одобрял цели, для которых Хидэёси использовал церемонию - в качестве форума для обсуждения государственных дел. Рикю считал, что такой подход нарушает, если не уничтожает полностью гармонию церемонии. Так или иначе, по причинам, неизвестным доподлинно, Хидэёси приказал Рикю совершить сепукку, однако искусство проведения чайных церемоний продолжило развиваться в соответствии с принципами, сформулированными Рикю.

Краткое описание

Обычно чайную церемонию проводят в специальной чайной комнате, тясицу. Гости входят через нидзиригути. Чайная комната планируется таким образом, чтобы первым, что видит входящий, был свиток какэмоно в нише токонома. Как правило, на свитке каллиграфически выводится какое-либо высказывание. Свиток тщательно подбирается в зависимости от настроения или времени года, и гости ненадолго задерживаются перед ним, прежде чем занять место у очага в центре комнаты.


После гостей входит хозяин, обменивается с гостями поклоном и садится напротив них. Пока вода закипает, гостям подается кайсеки - легкая еда, которая должна не только быть вкусной, но и красиво выглядеть. Эта еда не предназначена для насыщения, её главная роль в процессе - эстетическая. Подается немного саке и сладостей вагаси. После этого гости ненадолго выходят, а хозяин совершает необходимые приготовления и меняет свиток на тябана - композицию цветов или веток. Когда все готово, гости возвращаются, и церемония переходит к самой важной части.

Вначале посуда символически очищается, и хозяин приступает к приготовлению густого зеленого чая. Гости в молчании внимательно наблюдают за его действиями. Разговоры во время церемонии не приветствуются и считаются невежливыми. Чай засыпается в чашу с небольшим количеством воды и размешивается до образования однородной массы. Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции. Хозяин передает чашу гостям, и те по очереди отпивают из нее, что символизирует единение присутствующих. Затем хозяин вновь передает чашу гостям, но уже пустую, чтобы они могли внимательно её рассмотреть.

После этого хозяин готовит чай в чашках для каждого гостя. На этом этапе гости начинают беседу, предметом которой может быть свиток с изречением, тябана, чай, посуда или что-либо другое, обязательно связанное с церемонией. Когда церемония завершается, хозяин выходи первым, чтобы гости могли еще раз оценить комнату и все предметы в ней. Пока гости выходят, хозяин стоит снаружи и кланяется уходящим. После этого он возвращается в чайную комнату, восстанавливая в памяти прошедшую церемонию, а затем убирает все предметы, чтобы комната приняла в точности такой же вид, как и до начала церемонии.

В чайной церемонии обычно используется два вида чая: койтя, более густой, немного горьковатый, он считается более «формальным» напитком, и усутя, более легкий и «неформальный». Койтя подается первым, его гости понемногу отпивают из общей чаши. Усутя используется в следующей части церемонии, его гости пьют из индивидуальных чашек. Чашки могут иметь самый разный вид и нередко подбираются в зависимости от времени года. Зимние чашки более глубокие, чтобы дольше сохраняли тепло, а летние мельче и шире, чтобы чай быстрее остывал.

На протяжении всей церемонии хозяину и гостям следует стремиться к состоянию спокойствия и безмятежности. Как сказал священник Такуан, когда писал о чайной церемонии: «делайте всё с мыслью о том, что в этой комнате мы можем насладиться потоками воды и камнями также, как мы наслаждаемся природными реками и горами, оценить различные настроения и чувства, вызываемые снегом, луной, деревьями и цветами, когда они проходят через метаморфозы времен года, появляются и исчезают, расцветают и увядают. Когда гостей встретили с должным почтением, мы тихо слушаем кипение воды в чайнике, которое звучит как ветер в сосновых иголках, и забываем о мирских печалях и заботах…»

Японцы пьют в основном зеленый чай, реже - желтый. Желтые чаи заваривают по-китайски, в гайвани, настаивая не более 2 минут. Зеленые чаи пьют и в обычном, листовом виде, и в виде порошка. Во втором случае чайные листья перед завариванием перетираются в фарфоровой ступке. Нормальным количеством заварки на 200 г воды считается 1 чайная ложка порошка (или 1,5-2 ложки листового чая). Чай заваривают в фарфоровых шаровидных чайниках, нередко, по китайскому обычаю, с ситечками для заварки. Температура воды для заваривания чая не превышает 60°C, время заваривания не превышает 4 минут. В таких условиях чай не может полностью экстрактироваться, но зато в напитке сохраняется максимум аромата, который более всего и ценят в нем японцы. Чай имеет слабый, бледно-зеленый цвет. Японские чашки обычно не имеют ручек и очень малы - их объем не превышает 50 мл. Чай из них пьют очень медленно, маленькими глотками, без сахара или иных добавок.

Чай в Японии сопровождает каждый прием пищи. Его пьют перед едой и после еды, обычно им запивают рис. Кроме повседневного чаепития, чай пьют во время японской чайной церемонии. В таких случаях готовится особый, церемониальный чай. Листья растираются в мельчайший порошок, который заваривается из расчета приблизительно 100 г чая на 500 мл воды. Полученный напиток имеет консистенцию жидкой сметаны, он очень терпкий и чрезвычайно ароматный.

В отличие от китайцев, считающих, что чай можно пить только горячим, японцы охотно пьют также холодный зеленый чай.

Японская чайная церемония

Чайная церемония(яп. - тя-но ю) - специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

История

По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII-VIII векам нашей эры. Чай был завезен в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком - его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзен-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать все большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай способствовал введению питья чая при дворе, представив сегуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Едзеки» о сохранении здоровья с помощью чая. К XIII веку питье чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» - собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой.

По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Дае (1236-1308). У Дае обучились первые чайные мастера - также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394-1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко). Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил ее проведению сегуна Асикага Есимицу, дав, таким образом, традиции «путевку в жизнь» - как и в большинстве стран, в Японии все, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных.

Мурата следовал положенной в основе церемонии идее «ваби» - стремлению к простоте и естественности, отчасти, в противоположность пышности и роскоши самурайских «чайных турниров». Он объединил четыре основных принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Дальнейшее развитие чайной церемонии обеспечил Дзео Такэно (1502-1555). Он начал использовать для церемонии специальное строение - чайный домик (тясицу), которому, в соответствии с принципом «ваби», был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей. Он же ввел в употребление в церемонии керамическую посуду грубой работы.

Ученик Дзео Такэно, выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591), доработал чайный домик и ввел в практику создание сада (тянива) и каменной дорожки (родзи), ведущей через сад к домику. Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Нововведения, сделанные Рикю, придали новое значение «саби» - принципу изысканности и красоты, также воплощенному в чайной церемонии. Обстановка церемонии направлялась на то, чтобы показать не явную, яркую, бросающуюся в глаза, а скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках. Таким образом, к XVI веку чайная церемония из простого коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль, который в целом рассматривался как одна из форм духовной практики и в котором каждая деталь, каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония - искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Судьба Сэн-но Рикю сложилась трагически: его эстетические принципы входили в противоречие с вкусами Тоетоми Хидэеси, предпочитавшего пышные, богатые приемы и драгоценную чайную утварь (для него в 1585 году была даже построена огон тясицу - чайная комната, покрытая золотой фольгой, все чайные принадлежности в которой были из чистого золота), и в 1591 году чайный мастер был вынужден по приказу повелителя совершить ритуальное самоубийство. Тем не менее, чайная церемония развивалась в русле принципов, выработанных Сэн-но Рикю, и ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ. Большую роль в укреплении позиций школы сыграл внук Рикю, Сэн Сотан (1578-1658), ставший третьим по счету иэмото школы. Сыновья Сэна Сотана возглавили три ветви школы Сэнкэ: Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ.

Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества. К началу XVIII века в Японии сформировалась целая система чайных школ, впрочем, все они были ответвлениями школы Сэнкэ. Во главе каждой школы стоял иэмото - руководитель и старший из чайных мастеров, который управлял школой и аттестовал мастеров, прошедших в ней обучение. Главной задачей иэмото считалось поддержание неизменности канонизированной традиции чайной церемонии. В школах был разработан необходимый комплекс упражнений, предназначенный для выработки навыков чайного мастера. Естественно, там обучались всему, что связано с организацией и оформлением церемонии, с приготовлением чая, с поддержанием подобающей беседы и созданием нужного настроения.

Зародившись в древнем Китае, чайные традиции начали свою экспансию во всех направлениях. В Японию семена чая попали ориентировочно в 9 веке: в ту пору это был напиток для избранных – его пили люди, принадлежавшие к дворцовой знати.

Чайные церемонии также являлись частью культуры буддистских монахов, которые, как предполагается, и завезли чай в Страну восходящего солнца. Другая версия – появление чая в Японии еще в 6 в.н.э., когда Япония стала устанавливать дипломатические отношения с Китаем.

История взращивания чая, согласно имеющимся сведениям, восходит к 802 году н.э., когда монах по имени Сайти разбил чайную плантацию у подножия горы Хией-дзан. Однако именно массовое производство чая в Японии связывают с именем Эйсая – монаха одного из дзен-буддистских монастырей. Он сам привез из Китая чайные кусты отборных сортов и занялся их выращиванием при монастыре. Немногим позже - в 1191 - году Эйсай написал свой известный труд о полезном влиянии чая на организм человека.

Со временем масштабы чайных плантаций в Японии выросли, появились новые выведенные сорта, был освоен способ производства порошкового чая, стало применяться обжаривание чайных листьев для улучшения их вкусовых свойств.

В дальнейшей истории чайных традиций в Японии можно выделить еще несколько интересных событий:

14-15 в.в. – появление чайных турниров, которые стали интересным развлечением не только для богатых, но и для более бедных слоев японского общества. Все участники таких турниров должны были дегустировать различные сорта чая и угадывать их название и происхождение. В этот же период происходит зарождение чайной церемонии, которая в Японии имеет свои особенности. Основоположником такого действа стал в 15 в. н.э. монах Мурата Дзюку;

в 1610 году Япония впервые экспортировала свой чай за пределы страны. Первая партия отправилась в Европу силами датской торговой компании;

в 1736 г. священник Коюгай Байсаоу открыл в городе Киото первый чайный домик, где могли покупать чай простые люди;

в 1740 г. японец Соен Нагатани получил путем селекции новый чайный сорт – сенча , который на сегодняшний день является самым распространенным японским сортом зеленого чая.

  • Правила выбора мате: упаковка и качество

    Если страна-изготовитель определена, стоит обратить внимание на сроки. Просроченный продукт разительно отличается по вкусу неприятной горечью, вязкостью или вовсе посторонними включениями. ...

  • Чай с крапивой

    Крапива – это не простой сорняк, хотя именно так многие привыкли относиться к этому необыкновенно полезному растению. Крапивные щи на Руси готовили издавна, да и сегодня многие хозяйки не брезгуют нарвать по весне молодой крапивы, чтобы угостить близких необыкновенно вкусным и витаминизированным блю...

  • Японский чай

    В Японии используют главным образом зеленый чай, который заваривают особым способом. Сначала сухие листья тщательно растирают в фарфоровой ступке до порошкообразного состояния. Затем порошок засыпают в подогретый горячим воздухом специальный фарфоровый круглый чайник. Обычно заварка берется из расче...