Рецепты пирогов        10.04.2019   

Шоколадные фабрики России. История появления продукта в стране. Появление шоколада в России. Паровые шоколадные фабрики

По фантикам от русского шоколада легко изучать вкусы граждан и историю страны: Петр Первый, гномы, пасхальные кролики, Ленин, пухлые девочки и Гагарин, которого не узнать.
В московском Музее истории русского шоколада хранятся тысячи таких оберток, а также розовые бархатные бонбоньерки, ноты шоколадного вальса, книги с дореволюционными рецептами и тонкий фарфор.

Мы отправились в музей, чтобы разобраться в истории русского шоколада, но он оказался временно закрыт, и с одним из его основателей, Марией Головкиной, пришлось встречаться в полевых условиях - на фабрике «Злата Розман», где Мария в свободное от чтения лекций и музейных экскурсий время готовит шоколад по бельгийской технологии, но с соблюдением строгих советских ГОСТов.


В Россию шоколад попал при Петре Первом. Он был жидким, очень дорогим, и первое время его пили только на петровских ассамблеях. Довольно быстро дворцы стали оборудовать специальными комнатами для приготовления шоколада, была даже придумана должность кофешенк - человек, ответственный за шоколад, чай и кофе при царском дворе.

Затем шоколад постепенно вышел за дворцовые пределы, и уже в конце XVIII века им торговали уличные лоточницы. Спустя время, по всей России стали открываться кофейни, где люди пили горячий шоколад и обсуждали новости. Кроме открыток с изображением этих старых кофеен, других сведений у нас пока нет, собираются по крупинкам. Найти рецепты того периода пока не получается, у нас есть рецепты более поздние - конца XIX века, когда по всей стране уже производили плитки и конфеты.

В 1914 году в Санкт-Петербурге было 170 кондитерских шоколадных производств, в Москве - 213, а по всей России - более 600. Главным достижением кондитерские фабрики считали получение титула «поставщик двора Его Императорского Величества» и возможность рисовать на своей продукции двуглавого орла.

Номинацию присуждали дважды в год - перед Пасхой и под Рождество. Давали ее за заслуги и за качество, а если оно падало, то номинацию отнимали; по наследству она не передавалась. В основном поставщиками императорского двора были кондитеры, жившие в России, исключением стал один француз - Антуан Рюмпельмайер, который придумал пирожное «Монблан» и кормил шоколадом русских аристократов в Ницце, за что и получил почетный титул. Самые популярные московские фабрики - «Товарищество Эйнем» и «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» - жестко конкурировали между собой. Абрикосов, например, завлекал в магазины покупателей-мужчин, нанимая на работу в одни магазины только брюнеток, а в другие только блондинок. Эйнем не отставал.


Шоколад всегда был элитарным продуктом, его мог себе позволить не каждый - и далеко не каждый день. Если сравнивать упаковки, то сразу видно, какой шоколад где был сделан. Санкт-Петербург был интеллигентным городом, а Москва - купеческой. И московская упаковка гораздо дороже выглядит, чем петербургская. Вообще, в те времена упаковка чаще стоила дороже, чем сами конфеты.
Конфеты упаковывались в розовые бархатные шкатулки с атласным дном, в нарядные фанерные коробки с орнаментом ар-деко: вероятно, такие конфеты кавалеры дарили дамам. До революции кондитерской графикой занимались замечательные художники, известно, что к рисованию оберток привлекали Ивана Билибина, Александра Бенуа, Виктора Васнецова. Самый главный дореволюционный фабричный художник - Эммануил Андреев. Это он нарисовал «Мишку косолапого» и многие другие известные обертки.

Нескольким крупным московским фабрикам удалось уцелеть после революции: «Товарищество Эйнем», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей», фабрика «А.Сиу и Ко», на которой к 300-летию дома Романовых было придумано печенье «Юбилейное», крайне популярное в советское время. В Санкт-Петербурге устояла фабрика «Жорж Борман» - участник семи европейских выставок. Кстати, именно Борман первым придумал у нас открытое производство, поставив посреди торгового зала машину, делающую шоколад. Еще он был знаменит тем, что первым в Санкт-Петербурге поставил автомат для питьевого какао. Но быстро его закрыл, потому что люди кидали сразу 30 копеек вместо 15 в надежде получить две порции одновременно, били по автомату; в общем, не получилось.

Множество других замечательных фабрик не сохранилось: «Блигкен и Робинсон», «Паровая фабрика кондитерских изделий Динга», «Паровая фабрика кондитерских товаров Яни», «М.Конради». В основном ими владели иностранцы, гонения на которых начались уже в 1914 году с началом Первой мировой войны. Многие побросали свои фабрики еще до революции и уехали. А кого-то расстреляли, как греков-кондитеров Яни.


«Белочка» была сделана впервые на фабрике Жоржа Бормана, которую потом переименовали в фабрику имени Самойловой. В 1990-е годы, когда появились авторские права на изображения и названия, «Красный Октябрь» выиграл почти у всех фабрик изображения и названия, но вот «Белочку» им получить не удалось - «Белочка» досталась фабрике имени Крупской, тоже, как и фабрика имени Самойловой, петербургской.

После революции фабрики национализировали и переименовали. Сначала, правда, им вообще выдали только номера, а названия появились чуть позже. «А.Сиу и Ко» стала «Большевиком», фабрика Сергея Ленова - это «Рот Фронт», «Товарищество Эйнем» - «Красный Октябрь», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» - фабрика имени Бабаева, «Жорж Борман» - фабрика имени Самойловой.

Национализированные фабрики работали по старой рецептуре, более того - она стала открытой. Выпускали книги, в которых подробно были прописаны рецепты известных конфет, и практически в каждом городе была своя шоколадная фабрика, которая могла делать эту конфету сколько угодно. В первое время почти все фабрики в скобках дописывали на обертке бывшее название производителя, (например, «бывшее товарищество Эйнем»), чтоб покупатели не терялись. Но уникальность пропала: можно было копировать и название, и рецептуру, и обертку.

В первые годы СССР заметно потерялись качество и красочность упаковки. Наладилось дело после войны, стало появляться много достойной упаковки, на «Красном Октябре» тогда главным художником работал Леонид Челноков, ученик Эммануила Андреева. Челноков работал на фабрике всю жизнь, а когда в конце 1990-х предложил оформить авторские права, то в итоге ему много лет пришлось судиться, и авторство так и не удалось отстоять, хотя он нарисовал тысячи оберток и коробок и даже логотип «Красного Октября».

Тогда с авторскими правами вообще было сложно, выросшая Елена Геринас - девочка с «Аленки» - тоже судилась и тоже зря: образ с шоколадки оказался «собирательным». Но важно понимать, что, несмотря ни на что, в СССР все равно выпускали отличный шоколад: этому помогали система ГОСТов и качественные какао-бобы. А вот этикетки некоторых популярных конфет и их история.


Самая популярная из дореволюционных конфет, которая благополучно продолжала выпускаться в СССР, - «Мишка косолапый», выпущенный в 1913 году на фабрике «Эйнем». Обертка «Эйнема» почти не изменилась, только после революции с фантика исчезли шестиконечные звезды. Остальное сохранилось - и рецептура, и название. После 1990-х, когда название «Мишка косолапый» закрепилось за «Красным Октябрем», другие фабрики пытались выпускать свой вариант, один из самых удивительных -конфеты «Брат с севера приехал».


«Раковые шейки» выпускались до революции, причем их тогда выпускали разные фабрики. Это карамель с шоколадной начинкой. До революции раковые шейки (то есть хвосты раков) были деликатесом, и кондитеры таким образом пытались утешить и отвлечь народ от их дороговизны.


«Аленка» была придумана в 1964 году, когда партия обратилась к фабрикам с просьбой сделать шоколад не хуже швейцарского, потому что молочный шоколад был придуман в Швейцарии. «Аленку» выпускали и московские, и региональные фабрики, все имели на это право. Правда, изображения на обертках варьировались.


«Петушок - золотой гребешок» выпускала фабрика Сиу. Так выглядят фантики с разницей в сто лет.

Накануне полета Юрия Гагарина в космос «Красному Октябрю» дали задание нарисовать упаковку для конфет. Чтобы наутро, если Гагарин все же приземлится, всех угощали конфетами из коробки с его портретом. Главный художник «Красного Октября» Челноков накануне весь вечер смотрел телевизор, а потом полночи рисовал. И наутро всех уже угощали конфетами, как и было задумано.


«Добыл я плитку шоколада,/Но мне товарищей не надо./Пред всеми говорю людьми:/ Съем сам - а ну-ка, отними!» Эта конфета была очень популярна в царские времена. На обертке был изображен мальчик в рваных штанах и с битой в руках, у которого кто-то за кадром пытается отнять шоколад. Мальчик этот был безумно популярен, его изображали на открытках, в рекламе - везде. После революции мальчика отменили, сказали, что счастливый советский ребенок не может так выглядеть, и художникам велели нарисовать девочку, у которой шоколад отнимает собачка. В наши дни конфета «А ну-ка, отними!» по неизвестной причине с прилавков исчезла.


После национализации обертки первое время почти не меняли. У нас есть упаковки от дореволюционной конфеты «Русское войско» и упаковка от советской конфеты «Красное войско» - они практически не отличаются. В 1930-е годы на уже советской обертке конфеты еще встречались дореволюционные буквы.


Иоганн Леопольд Динг выпускал у нас свои знаменитые шоколадные яйца с сюрпризом внутри. Говорят, что такие пасхальные яйца делали и Сиу с Абрикосовым, но мы не нашли никаких свидетельств. У нас в музее 12 яиц Динга, все они разного размера и запечатаны. Тринадцатое разбилось, в нем была фарфоровая фигурка царского вельможи. Динг вынужден был эмигрировать, когда начались гонения на немцев.


К шоколаду и конфетам часто прилагались вкладыши, носившие просветительскую функцию. Например, у Эйнема была серия из двенадцати пронумерованных вкладышей в конфеты с памятниками архитектуры, называлась «Наигромаднейшие в мире сооружения».


Многие фабрики выпускали коробки конфет с настольными играми. Вот одна из них - с игрой «Пожар 1812 года».

А «Товарищество Эйнем», например, заказало Карлу Фельдману, автору романса «Ямщик, не гони лошадей», написать «Шоколадный вальс», «Вальс-монпансье», «Танго какао» и «Кекс-галоп», ноты которых бесплатно прикладывались при покупке определенного сорта конфет. Это - ноты «Шоколадного вальса».


Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лев Троцкий - их портреты некоторое время фигурировали на обертках. Предполагалось выпустить конфеты с портретом Иосифа Сталина на обложке, упаковка уже была нарисована к XVII съезду ВКП(б). Но дальше замысла дело не пошло.


Есть легенда, что «Красная Шапочка» появилась случайно. Якобы в 1955 году старшему мастеру шоколадного цеха «Красного Октября» Николаю Виноградову поручили в кратчайшие сроки выпустить большую партию «Мишки косолапого». Для «Мишки» требовался миндаль, а его в таких количествах под рукой не оказалось. Вместо миндаля пришлось использовать арахис. Но пробная партия конфет была принята с восторгом.


Многим фабрикам в 1990-е пришлось перепридумывать названия - после того как крупные московские и санкт-петербургские фабрики оставили за собой раскрученные марки. Так, вместо «Красной Шапочки» стали выпускать «А я к бабушке иду» и «Сказки Шарля Перро». А вместо «Мишки косолапого» - «Брат с севера приехал».


Конфеты «Каракум» были придуманы в 1950-м на «Красном Октябре». Вафельная крошка в начинке отвечала за ассоциацию с песком пустыни. Сначала на обертке были просто пески, потом в 1954 году в пустыне появились три автомобиля и всадник, спустя годы их сменили верблюды.

В Россию шоколад попал при Петре Первом. Он был жидким, очень дорогим, и первое время его пили только на петровских ассамблеях. Довольно быстро дворцы стали оборудовать специальными комнатами для приготовления шоколада, была даже придумана должность кофешенк - человек, ответственный за шоколад, чай и кофе при царском дворе.

Затем шоколад постепенно вышел за дворцовые пределы, и уже в конце XVIII века им торговали уличные лоточницы. Спустя время по всей России стали открываться кофейни, где люди пили горячий шоколад и обсуждали новости. Кроме открыток с изображением этих старых кофеен, других сведений у нас пока нет, собираются по крупинкам. Найти рецепты того периода пока не получается, у нас есть рецепты более поздние - конца XIX века, когда по всей стране уже производили плитки и конфеты.

В 1914 году в Санкт-Петербурге было 170 кондитерских шоколадных производств, в Москве - 213, а по всей России - более 600. Главным достижением кондитерские фабрики считали получение титула «поставщик двора Его Императорского Величества» и возможность рисовать на своей продукции двуглавого орла. Номинацию присуждали дважды в год - перед Пасхой и под Рождество. Давали ее за заслуги и за качество, а если оно падало, то номинацию отнимали; по наследству она не передавалась. В основном поставщиками императорского двора были кондитеры, жившие в России, исключением стал один француз - Антуан Рюмпельмайер, который придумал пирожное «Монблан» и кормил шоколадом русских аристократов в Ницце, за что и получил почетный титул. Самые популярные московские фабрики - «Товарищество Эйнем» и «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» - жестко конкурировали между собой. Абрикосов, например, завлекал в магазины покупателей-мужчин, нанимая на работу в одни магазины только брюнеток, а в другие только блондинок. Эйнем не отставал. Шоколад всегда был элитарным продуктом, его мог себе позволить не каждый - и далеко не каждый день. Если сравнивать упаковки, то сразу видно, какой шоколад где был сделан. Санкт-Петербург был интеллигентным городом, а Москва - купеческой. И московская упаковка гораздо дороже выглядит, чем петербургская. Вообще, в те времена упаковка чаще стоила дороже, чем сами конфеты. Конфеты упаковывались в розовые бархатные шкатулки с атласным дном, в нарядные фанерные коробки с орнаментом ар-деко: вероятно, такие конфеты кавалеры дарили дамам. До революции кондитерской графикой занимались замечательные художники, известно, что к рисованию оберток привлекали Ивана Билибина, Александра Бенуа, Виктора Васнецова. Самый главный дореволюционный фабричный художник - Эммануил Андреев. Это он нарисовал «Мишку косолапого» и многие другие известные обертки.

Нескольким крупным московским фабрикам удалось уцелеть после революции: «Товарищество Эйнем», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей», фабрика «А.Сиу и Ко», на которой к 300-летию дома Романовых было придумано печенье «Юбилейное», крайне популярное в советское время. В Санкт-Петербурге устояла фабрика «Жорж Борман» - участник семи европейских выставок. Кстати, именно Борман первым придумал у нас открытое производство, поставив посреди торгового зала машину, делающую шоколад. Еще он был знаменит тем, что первым в Санкт-Петербурге поставил автомат для питьевого какао. Но быстро его закрыл, потому что люди кидали сразу 30 копеек вместо 15 в надежде получить две порции одновременно, били по автомату; в общем, не получилось. Множество других замечательных фабрик не сохранилось: «Блигкен и Робинсон», «Паровая фабрика кондитерских изделий Динга», «Паровая фабрика кондитерских товаров Яни», «М.Конради». В основном ими владели иностранцы, гонения на которых начались уже в 1914 году с началом Первой мировой войны. Многие побросали свои фабрики еще до революции и уехали. А кого-то расстреляли, как греков-кондитеров Яни.

После революции фабрики национализировали и переименовали. Сначала, правда, им вообще выдали только номера, а названия появились чуть позже. «А.Сиу и Ко» стала «Большевиком», фабрика Сергея Ленова - это «Рот Фронт», «Товарищество Эйнем» - «Красный Октябрь», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» - фабрика имени Бабаева, «Жорж Борман» - фабрика имени Самойловой. Национализированные фабрики работали по старой рецептуре, более того - она стала открытой. Выпускали книги, в которых подробно были прописаны рецепты известных конфет, и практически в каждом городе была своя шоколадная фабрика, которая могла делать эту конфету сколько угодно. В первое время почти все фабрики в скобках дописывали на обертке бывшее название производителя, (например, «бывшее товарищество Эйнем»), чтоб покупатели не терялись. Но уникальность пропала: можно было копировать и название, и рецептуру, и обертку. В первые годы СССР заметно потерялись качество и красочность упаковки. Наладилось дело после войны, стало появляться много достойной упаковки, на «Красном Октябре» тогда главным художником работал Леонид Челноков, ученик Эммануила Андреева. Челноков работал на фабрике всю жизнь, а когда в конце 1990-х предложил оформить авторские права, то в итоге ему много лет пришлось судиться, и авторство так и не удалось отстоять, хотя он нарисовал тысячи оберток и коробок и даже логотип «Красного Октября». Тогда с авторскими правами вообще было сложно, выросшая Елена Геринас - девочка с «Аленки» - тоже судилась и тоже зря: образ с шоколадки оказался «собирательным». Но важно понимать, что, несмотря ни на что, в СССР все равно выпускали отличный шоколад: этому помогали система ГОСТов и качественные какао-бобы. А вот этикетки некоторых популярных конфет и их история.

«Белочка» была сделана впервые на фабрике Жоржа Бормана, которую потом переименовали в фабрику имени Самойловой. В 1990-е годы, когда появились авторские права на изображения и названия, «Красный Октябрь» выиграл почти у всех фабрик изображения и названия, но вот «Белочку» им получить не удалось - «Белочка» досталась фабрике имени Крупской, тоже, как и фабрика имени Самойловой, петербургской.

Самая популярная из дореволюционных конфет, которая благополучно продолжала выпускаться в СССР, - «Мишка косолапый», выпущенный в 1913 году на фабрике «Эйнем». Обертка «Эйнема» почти не изменилась, только после революции с фантика исчезли шестиконечные звезды. Остальное сохранилось - и рецептура, и название. После 1990-х, когда название «Мишка косолапый» закрепилось за «Красным Октябрем», другие фабрики пытались выпускать свой вариант, один из самых удивительных -конфеты «Брат с севера приехал».

«Раковые шейки» выпускались до революции, причем их тогда выпускали разные фабрики. Это карамель с шоколадной начинкой. До революции раковые шейки (то есть хвосты раков) были деликатесом, и кондитеры таким образом пытались утешить и отвлечь народ от их дороговизны.

«Аленка» была придумана в 1964 году, когда партия обратилась к фабрикам с просьбой сделать шоколад не хуже швейцарского, потому что молочный шоколад был придуман в Швейцарии. «Аленку» выпускали и московские, и региональные фабрики, все имели на это право. Правда, изображения на обертках варьировались.

Накануне полета Юрия Гагарина в космос «Красному Октябрю» дали задание нарисовать упаковку для конфет. Чтобы наутро, если Гагарин все же приземлится, всех угощали конфетами из коробки с его портретом. Главный художник «Красного Октября» Челноков накануне весь вечер смотрел телевизор, а потом полночи рисовал. И наутро всех уже угощали конфетами, как и было задумано.

После национализации обертки первое время почти не меняли. У нас есть упаковки от дореволюционной конфеты «Русское войско» и упаковка от советской конфеты «Красное войско» - они практически не отличаются. В 1930-е годы на уже советской обертке конфеты еще встречались дореволюционные буквы.

Иоганн Леопольд Динг выпускал у нас свои знаменитые шоколадные яйца с сюрпризом внутри. Говорят, что такие пасхальные яйца делали и Сиу с Абрикосовым, но мы не нашли никаких свидетельств. У нас в музее 12 яиц Динга, все они разного размера и запечатаны. Тринадцатое разбилось, в нем была фарфоровая фигурка царского вельможи. Динг вынужден был эмигрировать, когда начались гонения на немцев.

Впервые шоколад появился на Востоке. Это уже позднее секрет его производства распространился по всему миру. Сейчас этот продукт любим многими и его производством занимаются тысячи предприятий. Шоколадные фабрики России известны не только в нашей стране, но также пользуются большой популярностью и за ее пределами.

Начало пути

В Европе о шоколаде узнали приблизительно в середине 16 века. А в России он впервые появился лишь спустя несколько столетий. Поначалу это был который готовили и подавали в небольших лавках. Позднее стали появляться целые цеха, и даже заводы по его производству. Первые шоколадные фабрики России начали строить в 19 веке. Наиболее известными были производства, расположенные в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве. В изделия продавались поштучно и на развес. Это давало возможность каждому хотя бы раз попробовать необычное восточное лакомство. Однако привычный в наши дни продукт в виде плиток выпускали в те годы только шоколадные фабрики России, хозяевами которых были иностранцы.

К примеру, немецкая компания «Эйнем», которая впоследствии стала называться «Красный октябрь», или французское общество «А. Сиу и Ко». Это и понятно, ведь тогда в стране не было своих специалистов в этой области. Зато теперь шоколадные фабрики России занимают одно из ведущих мест в мире и отправляют свою продукцию во многие страны Европы, Японию и Америку.

Российские гиганты

Многие из первых предприятий по производству шоколада в стране после революции 1917 года были совершенно неоправданно забыты и прекратили свою деятельность. А среди тех, что остались и работают, по сей день, такие крупные шоколадные фабрики России, как:

1) Фирма Леоновых, которая была основана купцами в 1826 году. Ныне носит название «РОТ ФРОНТ».

2) Товарищество Абрикосова, которое в наши дни больше известно как фабрика «Бабаевская».

3) Предприятие француза Адольфа Сиу. Сейчас его знают как фабрику «Большевик».

4) Фабрика немца Фердинанда фон Эйнема, которая с 1922 года носит гордое имя «Красный октябрь».

Чуть позднее, уже в 20 веке, появились широко известные во времена Союза предприятия:

1) «Ударница», созданная в Москве в 1929 году.

2) Фабрика «Россия» из Самары, которая прежде называлась Куйбышевская. Построенная в 1970 году, она со временем стала одной из крупнейших в Европе. Правда, теперь завод принадлежит компании «Нестле».

Каждое из этих предприятий по сей день узнаваемо и любимо многими россиянами.

Сладкое удовольствие

Но это еще не все шоколадные фабрики России. Список можно продолжить. Каждому ребенку в нашей стране известна продукция под названием «Моя магия». Это и шоколадные яйца, и шары с веселыми сюрпризами, которые выпускает фабрика с необычным названием «ВАВИ-НЕВА». Кроме того, к новогодним праздникам предприятие отправляет в магазины страны фигурки Снегурочки, Деда Мороза, зайца и самые разные елочные игрушки, также сделанные из молочного шоколада. Не менее известны на отечественном рынке предприятия, расположенные в Санкт-Петербурге: «Тоффи» и «Камея». Кроме того, большой популярностью пользуется продукция, выпускаемая на ОАО «Акконд», фабрике «Глобус», ОАО «Феретти Рус», объединении «Славянка».

Россияне с большим удовольствием покупают шоколадные изделия, приготовленные специалистами кондитерских фабрик Воронежа, Сормово и Пензы. Многим с детства знакомы конфеты знаменитой Тульской «Ясной Поляны». Многие из перечисленных заводов продолжают работать самостоятельно, а некоторые присоединились к таким гигантам, как холдинг «Объединенные кондитеры».

Признанные лидеры

У российских производителей шоколада, как и у представителей других отраслей, есть свои признанные лидеры. Они представляют собой элиту отечественной кондитерской промышленности. По мнению специалистов можно выделить всего пять предприятий, которые по праву представляют на мировом рынке шоколадные фабрики России. Рейтинг этих компаний складывается следующим образом:

1) Место признанного лидера занимает концерн «Объединенные кондитеры», доля которого в розничном рынке составляет 20 процентов.

2) Второе место принадлежит компании MARS-RUSSTA, производящей знаменитые батончики «Сникерс», «Баунти», «Марс» и плиточный шоколад «Дав». Ее 15 процентов от общего объема тоже можно считать солидным достижением.

3) Третье место - за компанией «Нестле». Свои 11 процентов она сделала на таких популярных брендах, как «Золотая марка», «Сударушка», «Российский» и «Путешествие». С таким же результатом работает фирма Kraft Foods. Ее бренды Alpen Gold, Milka, Cote D’Or, «Воздушный» и Toblerone тоже не менее известны в нашей стране.

4) На четвертом месте - итальянская компания Ferrero, которую теперь представляет фабрика во Владимирской области. Ее 9 процентов говорят о том, что россиянам нравятся Kinder, Ferrero и Rocher Rafaello.

5) Остальные 34 процента приходятся на долю более мелких производителей.

Однако в последние годы шоколадное производство страны все больше ощущает на себе тенденцию, направленную на консолидацию с объединением мелких производств в мощные концерны.

Краткая история советских конфет

А вы помните конфеты "Красная шапочка", "Мишка на севере", "Аленка", "Кара-Кум? Кто придумывал эти названия и яркие фантики? А какие до этого были конфеты? Обратимся с этим вопросом в музей русского шоколада.

По фантикам от русского шоколада легко изучать вкусы граждан и историю страны: Петр Первый, гномы, пасхальные кролики, Ленин, пухлые девочки и Гагарин, которого не узнать.
В московском Музее истории русского шоколада хранятся тысячи таких оберток, а также розовые бархатные бонбоньерки, ноты шоколадного вальса, книги с дореволюционными рецептами и тонкий фарфор.

Мы отправились в музей, чтобы разобраться в истории русского шоколада, но он оказался временно закрыт, и с одним из его основателей, Марией Головкиной, пришлось встречаться в полевых условиях — на фабрике «Злата Розман», где Мария в свободное от чтения лекций и музейных экскурсий время готовит шоколад по бельгийской технологии, но с соблюдением строгих советских ГОСТов.


Дальше — ее рассказ.
В Россию шоколад попал при Петре Первом. Он был жидким, очень дорогим, и первое время его пили только на петровских ассамблеях. Довольно быстро дворцы стали оборудовать специальными комнатами для приготовления шоколада, была даже придумана должность кофешенк — человек, ответственный за шоколад, чай и кофе при царском дворе.
Затем шоколад постепенно вышел за дворцовые пределы, и уже в конце XVIII века им торговали уличные лоточницы. Спустя время, по всей России стали открываться кофейни, где люди пили горячий шоколад и обсуждали новости. Кроме открыток с изображением этих старых кофеен, других сведений у нас пока нет, собираются по крупинкам. Найти рецепты того периода пока не получается, у нас есть рецепты более поздние — конца XIX века, когда по всей стране уже производили плитки и конфеты.
В 1914 году в Санкт-Петербурге было 170 кондитерских шоколадных производств, в Москве — 213, а по всей России — более 600. Главным достижением кондитерские фабрики считали получение титула «поставщик двора Его Императорского Величества» и возможность рисовать на своей продукции двуглавого орла.
Номинацию присуждали дважды в год — перед Пасхой и под Рождество. Давали ее за заслуги и за качество, а если оно падало, то номинацию отнимали; по наследству она не передавалась. В основном поставщиками императорского двора были кондитеры, жившие в России, исключением стал один француз — Антуан Рюмпельмайер, который придумал пирожное «Монблан» и кормил шоколадом русских аристократов в Ницце, за что и получил почетный титул. Самые популярные московские фабрики — «Товарищество Эйнем» и «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» — жестко конкурировали между собой. Абрикосов, например, завлекал в магазины покупателей-мужчин, нанимая на работу в одни магазины только брюнеток, а в другие только блондинок. Эйнем не отставал.


Шоколад всегда был элитарным продуктом, его мог себе позволить не каждый — и далеко не каждый день. Если сравнивать упаковки, то сразу видно, какой шоколад где был сделан. Санкт-Петербург был интеллигентным городом, а Москва — купеческой. И московская упаковка гораздо дороже выглядит, чем петербургская. Вообще, в те времена упаковка чаще стоила дороже, чем сами конфеты.
Конфеты упаковывались в розовые бархатные шкатулки с атласным дном, в нарядные фанерные коробки с орнаментом ар-деко: вероятно, такие конфеты кавалеры дарили дамам. До революции кондитерской графикой занимались замечательные художники, известно, что к рисованию оберток привлекали Ивана Билибина, Александра Бенуа, Виктора Васнецова. Самый главный дореволюционный фабричный художник — Эммануил Андреев. Это он нарисовал «Мишку косолапого» и многие другие известные обертки.
Нескольким крупным московским фабрикам удалось уцелеть после революции: «Товарищество Эйнем», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей», фабрика «А.Сиу и Ко», на которой к 300-летию дома Романовых было придумано печенье «Юбилейное», крайне популярное в советское время. В Санкт-Петербурге устояла фабрика «Жорж Борман» — участник семи европейских выставок. Кстати, именно Борман первым придумал у нас открытое производство, поставив посреди торгового зала машину, делающую шоколад. Еще он был знаменит тем, что первым в Санкт-Петербурге поставил автомат для питьевого какао. Но быстро его закрыл, потому что люди кидали сразу 30 копеек вместо 15 в надежде получить две порции одновременно, били по автомату; в общем, не получилось.
Множество других замечательных фабрик не сохранилось: «Блигкен и Робинсон», «Паровая фабрика кондитерских изделий Динга», «Паровая фабрика кондитерских товаров Яни», «М.Конради». В основном ими владели иностранцы, гонения на которых начались уже в 1914 году с началом Первой мировой войны. Многие побросали свои фабрики еще до революции и уехали. А кого-то расстреляли, как греков-кондитеров Яни.


«Белочка» была сделана впервые на фабрике Жоржа Бормана, которую потом переименовали в фабрику имени Самойловой. В 1990-е годы, когда появились авторские права на изображения и названия, «Красный Октябрь» выиграл почти у всех фабрик изображения и названия, но вот «Белочку» им получить не удалось — «Белочка» досталась фабрике имени Крупской, тоже, как и фабрика имени Самойловой, петербургской.

После революции фабрики национализировали и переименовали. Сначала, правда, им вообще выдали только номера, а названия появились чуть позже. «А.Сиу и Ко» стала «Большевиком», фабрика Сергея Ленова — это «Рот Фронт», «Товарищество Эйнем» — «Красный Октябрь», «Фабрично-торговое товарищество А.И.Абрикосова сыновей» — фабрика имени Бабаева, «Жорж Борман» — фабрика имени Самойловой.

Национализированные фабрики работали по старой рецептуре, более того — она стала открытой. Выпускали книги, в которых подробно были прописаны рецепты известных конфет, и практически в каждом городе была своя шоколадная фабрика, которая могла делать эту конфету сколько угодно. В первое время почти все фабрики в скобках дописывали на обертке бывшее название производителя, (например, «бывшее товарищество Эйнем»), чтоб покупатели не терялись. Но уникальность пропала: можно было копировать и название, и рецептуру, и обертку.
В первые годы СССР заметно потерялись качество и красочность упаковки. Наладилось дело после войны, стало появляться много достойной упаковки, на «Красном Октябре» тогда главным художником работал Леонид Челноков, ученик Эммануила Андреева. Челноков работал на фабрике всю жизнь, а когда в конце 1990-х предложил оформить авторские права, то в итоге ему много лет пришлось судиться, и авторство так и не удалось отстоять, хотя он нарисовал тысячи оберток и коробок и даже логотип «Красного Октября».
Тогда с авторскими правами вообще было сложно, выросшая Елена Геринас — девочка с «Аленки» — тоже судилась и тоже зря: образ с шоколадки оказался «собирательным». Но важно понимать, что, несмотря ни на что, в СССР все равно выпускали отличный шоколад: этому помогали система ГОСТов и качественные какао-бобы. А вот этикетки некоторых популярных конфет и их история.


Самая популярная из дореволюционных конфет, которая благополучно продолжала выпускаться в СССР, — «Мишка косолапый», выпущенный в 1913 году на фабрике «Эйнем». Обертка «Эйнема» почти не изменилась, только после революции с фантика исчезли шестиконечные звезды. Остальное сохранилось — и рецептура, и название. После 1990-х, когда название «Мишка косолапый» закрепилось за «Красным Октябрем», другие фабрики пытались выпускать свой вариант, один из самых удивительных —конфеты «Брат с севера приехал».


«Раковые шейки» выпускались до революции, причем их тогда выпускали разные фабрики. Это карамель с шоколадной начинкой. До революции раковые шейки (то есть хвосты раков) были деликатесом, и кондитеры таким образом пытались утешить и отвлечь народ от их дороговизны.


«Аленка» была придумана в 1964 году, когда партия обратилась к фабрикам с просьбой сделать шоколад не хуже швейцарского, потому что молочный шоколад был придуман в Швейцарии. «Аленку» выпускали и московские, и региональные фабрики, все имели на это право. Правда, изображения на обертках варьировались.


«Петушок — золотой гребешок» выпускала фабрика Сиу. Так выглядят фантики с разницей в сто лет.

Накануне полета Юрия Гагарина в космос «Красному Октябрю» дали задание нарисовать упаковку для конфет. Чтобы наутро, если Гагарин все же приземлится, всех угощали конфетами из коробки с его портретом. Главный художник «Красного Октября» Челноков накануне весь вечер смотрел телевизор, а потом полночи рисовал. И наутро всех уже угощали конфетами, как и было задумано.



После национализации обертки первое время почти не меняли. У нас есть упаковки от дореволюционной конфеты «Русское войско» и упаковка от советской конфеты «Красное войско» — они практически не отличаются. В 1930-е годы на уже советской обертке конфеты еще встречались дореволюционные буквы.


Иоганн Леопольд Динг выпускал у нас свои знаменитые шоколадные яйца с сюрпризом внутри. Говорят, что такие пасхальные яйца делали и Сиу с Абрикосовым, но мы не нашли никаких свидетельств. У нас в музее 12 яиц Динга, все они разного размера и запечатаны. Тринадцатое разбилось, в нем была фарфоровая фигурка царского вельможи. Динг вынужден был эмигрировать, когда начались гонения на немцев.


К шоколаду и конфетам часто прилагались вкладыши, носившие просветительскую функцию. Например, у Эйнема была серия из двенадцати пронумерованных вкладышей в конфеты с памятниками архитектуры, называлась «Наигромаднейшие в мире сооружения».


Многие фабрики выпускали коробки конфет с настольными играми. Вот одна из них — с игрой «Пожар 1812 года».

А «Товарищество Эйнем», например, заказало Карлу Фельдману, автору романса «Ямщик, не гони лошадей», написать «Шоколадный вальс», «Вальс-монпансье», «Танго какао» и «Кекс-галоп», ноты которых бесплатно прикладывались при покупке определенного сорта конфет. Это — ноты «Шоколадного вальса».


Владимир Ленин, Феликс Дзержинский, Лев Троцкий — их портреты некоторое время фигурировали на обертках. Предполагалось выпустить конфеты с портретом Иосифа Сталина на обложке, упаковка уже была нарисована к XVII съезду ВКП(б). Но дальше замысла дело не пошло.


Есть легенда, что «Красная Шапочка» появилась случайно. Якобы в 1955 году старшему мастеру шоколадного цеха «Красного Октября» Николаю Виноградову поручили в кратчайшие сроки выпустить большую партию «Мишки косолапого». Для «Мишки» требовался миндаль, а его в таких количествах под рукой не оказалось. Вместо миндаля пришлось использовать арахис. Но пробная партия конфет была принята с восторгом.


Многим фабрикам в 1990-е пришлось перепридумывать названия — после того как крупные московские и санкт-петербургские фабрики оставили за собой раскрученные марки. Так, вместо «Красной Шапочки» стали выпускать «А я к бабушке иду» и «Сказки Шарля Перро». А вместо «Мишки косолапого» — «Брат с севера приехал».


Конфеты «Кара-Кум» были придуманы в 1950-м на «Красном Октябре». Вафельная крошка в начинке отвечала за ассоциацию с песком пустыни. Сначала на обертке были просто пески, потом в 1954 году в пустыне появились три автомобиля и всадник, спустя годы их сменили верблюды.