Выпечка         18.11.2023   

Рассказ яблоко сутеев. Сутеев «Яблоко. Находка — Сутеев В.Г

В занятии описаны приемы. используемые в сказкотерапии: беседы с вопросами, извлекающими нравственные уроки, развивающими мышление и воображение, воспитывающими добрые чувства, речевая зарядка и игры, направленные на развитие навыков общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие в средней группе по сказке В.Сутеева «Яблоко»

Цели занятия: Учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки; оценивать поступки героев, учить находить выход из сложной ситуации, устанавливать позитивные межличностные отношения в коллективе, обогащать словарь детей.

1.Чтение сказки (в ходе чтения выставляются картинки героев-зайца, вороны, ежа и медведя).

2.Беседа для усвоения содержания по вопросам:

А) Кто нашел яблоко?

Б)Кто помог сорвать яблоко?

В)Почему яблоко «побежало»?

Г)Почему поднялся шум в лесу?

Д) Кто помог рассудить спор?

Физминутка: Очень любит мишка бурый

Заниматься физкультурой.

Ножками он топает,

Лапками он хлопает,

Приседает, приседает

Потянулся, отдыхает!

3. Нравственный урок

А) Почему лесные жители поссорились? (каждый хотел яблоко себе)

Б) Как медведь помирил всех?(поделил яблоко на всех)

В) Как думаете, понравилось лесным жителям это решение? Почему?

(никого не обидели)

4. Развитие мышления и воображения - Что чувствовали бы герои, если бы медведь силой отобрал яблоко? (лесные жители были бы обижены)

5. Воспитание добрых чувств - моделирование ситуации, обыгрывание отдельных моментов:

Давайте подумаем, как бы вы поступили на месте героев сказки.(Берем игрушки зайца, ежа, вороны и медведя).

Вот заяц увидел яблоко, что он делает(подпрыгивает, затем просит ворону сорвать.

Ворона срывает- яблоко падает на ежа, который убегает.

Заяц говорит, что яблоко его, ворона и еж тоже кричат.(Обыгрывают этот момент подробно:

А) Как называют друг друга, чтобы обидеть? косоглазый зайчище, хитрая воронища, колючий ежище - Речевая зарядка

Появляется медведь, спрашивает, что случилось, лесные жители рассказывают: заяц: « Я нашел яблоко!»; ворона: «Я сорвала»; еж: «Я поймал!» (все кричат)

Медведь предлагает поделить. Ему предлагают тоже кусочек.

Б) Почему? (помог всем быть довольными)

в) Как теперь обращаются друг к другу? (зайчик, зайка-попрыгайка, ловкая воронушка, проворный ежик) – Речевая зарядка

г) Как называется сказка? А как еще можно было бы ее назвать?(шум в лесу, как лесные жители помирились)- Речевая зарядка

6. Развитие навыка общения –Игра «Мы делили апельсин…»

» Яблоко. Сказки и картинки Владимира Григорьевича Сутеева

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит - не допрыгнешь!

Крра-крра!

Смотрит Заяц - на ёлке сидит Ворона и смеется.


Эй, Ворона! - крикнул Заяц. - Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала - упало оно вниз.

Спасибо тебе, Ворона! - сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

Стой, стой! - кричит Заяц. - Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ежик и говорит:

Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

Напрасно спорите, - говорит, - это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

Что такое? Что за шум?

Все к нему:

Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

Кто яблоко нашёл?

Я! - сказал Заяц.

А кто яблоко сорвал?

Как р-раз я! - каркнула Ворона.

Хорошо. А кто его поймал?

Я поймал! - пискнул Еж.

Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

Но тут только одно яблоко! - сказали Еж, Заяц и Ворона.

Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

Как же мы раньше не догадались!

Ежик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

Это тебе, Ворона, - ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ежик себе в рот положил:

Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвёртый кусочек Ежик Медведю в лапу положил:

А это тебе, Михаил Иванович…

Мне-то за что? - удивился Медведь.

А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору...

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит - не допрыгнешь!

Крра-крра!

Смотрит Заяц - на ёлке сидит Ворона и смеётся.

Эй, Ворона! - крикнул Заяц. - Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала - упало оно вниз.

Спасибо тебе, Ворона! - сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало.

Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

Стой, стой! - кричит Заяц. - Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ёжик и говорит:

Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

Напрасно спорите, - говорит, - это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

Что такое? Что за шум?

Все к нему:

Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

Кто яблоко нашёл?

Я! - сказал Заяц.

А кто яблоко сорвал?

Как р-раз я! - каркнула Ворона.

Хорошо. А кто его поймал?

Я поймал! - пискнул Ёж.

Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

Но тут только одно яблоко! - сказали Ёж, Заяц и Ворона.

Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

Как же мы раньше не догадались!

Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

Это тебе, Ворона, - ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:

Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвертый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:

А это тебе, Михаил Иванович…

Мне-то за что? - удивился Медведь.

А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Владимир Григорьевич Сутеев

Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.

В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.

Но как его достать? Яблоко высоко висит - не допрыгнешь!

Крра-крра!

Смотрит Заяц - на ёлке сидит Ворона и смеётся.

Эй, Ворона! - крикнул Заяц. - Сорви-ка мне яблоко!

Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала - упало оно вниз.

Спасибо тебе, Ворона! - сказал Заяц и хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело… и побежало.

Что такое?

Испугался Заяц, потом понял: яблоко упало прямо на Ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.

Стой, стой! - кричит Заяц. - Куда моё яблоко потащил?

Остановился Ёжик и говорит:

Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.

Заяц подскочил к Ежу:

Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашёл!

К ним Ворона подлетела.

Напрасно спорите, - говорит, - это моё яблоко, я его себе сорвала.

Никто друг с другом согласиться не может, каждый кричит:

Моё яблоко!

Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: Ворона Ежа в нос клюнула, Ёж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул…

Вот тут-то Медведь и появился. Да как рявкнет:

Что такое? Что за шум?

Все к нему:

Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.

И рассказали Медведю всё, как было.

Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:

Кто яблоко нашёл?

Я! - сказал Заяц.

А кто яблоко сорвал?

Как р-раз я! - каркнула Ворона.

Хорошо. А кто его поймал?

Я поймал! - пискнул Ёж.

Вот что, - рассудил Медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить…

Но тут только одно яблоко! - сказали Ёж, Заяц и Ворона.

Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.

И все хором воскликнули:

Как же мы раньше не догадались!

Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части.

Один кусочек дал Зайцу:

Это тебе, Заяц, - ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек Вороне отдал:

Это тебе, Ворона, - ты яблоко сорвала.

Третий кусочек Ёжик себе в рот положил:

Это мне, потому что я поймал яблоко.

Четвертый кусочек Ёжик Медведю в лапу положил:

А это тебе, Михаил Иванович…

Мне-то за что? - удивился Медведь.

А за то, что ты нас всех помирил и уму-разуму научил!

И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что Медведь рассудил справедливо, никого не обидел.

Ольга Крикленко

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: учить детей связности, логичности и непрерывности пересказа, используя в качестве наглядной опоры абстрактные модели сказочных персонажей и действия с ними; продолжать учить самостоятельно высказываться на тему из личного опыта, выражать собственное мнение; закреплять образование и практическое применение притяжательных прилагательных; развивать творческие способности детей, мышление, воображение, речевое дыхание.

ОБОРУДОВАНИЕ: загадка, зашифрованная в картинках; колпачок сказочника, корзинка и кусочки цветной бумаги; 4 кубика (большой коричневый, средний серый, средний черный, маленький серый, пластилиновое красное яблоко на ниточке, доска для лепки, сухая веточка («яблоня», стек, кусочек пластилина; пособие к игре «Чей хвост?», зонт, магнитофон с записью веселой музыки; графический план пересказа со стилизованными картинками, корзинка с яблоками.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказки В. Сутеева «Яблоко», беседа по прочитанному, разыгрывание диалогов животных.

1. Оргмомент.

Сегодня я для вас принесла предмет и нарисованную загадку о нём. Давайте отгадаем эту загадку. Этот предмет сделан из веток, нужен, чтобы ходить в лес за грибами и ягодами. Что это? (Корзинка.)

Да, это корзинка. А корзинка эта не простая, а волшебная. Давайте вспомним, в каких сказках есть корзинки. («Красная Шапочка», «Три медведя», «Маша и медведь».)

А у вас есть корзинки? Для чего она нужна вам дома? (Ответы детей.)

2. Составление предложений по двум опорным картинкам.

Сегодня мы с вами вспомним сказку «Яблоко». А кто автор этой сказки? (Владимир Сутеев.) Давайте составим предложение по двум данным картинкам.

Образцы ответов:

«Яблоко и дерево» – На верхушке яблони висело яблоко.

«Заяц и яблоко» – Заяц бежал по лесу и увидел яблоко.

«Заяц и ворона» – Заяц крикнул: «Эй, ворона, сорви мне яблоко!»

«Ворона и яблоко» – Ворона не удержала яблоко, и оно упало вниз.

«Яблоко и еж» – Яблоко упало на ежа.

«Заяц и еж» – Заяц подскочил к ежу: «Отдай моё яблоко!»

«Заяц, ворона и еж» – Заяц, ворона и еж устроили драку.

«Медведь и яблоко» – Четвертый кусок дали медведю: «Это тебе, Михаил Иванович, за то, что нас рассудил!»

Как вы понимаете слово «рассудить»? Это, значит, что сделать? (Вынести решение по какому-либо поводу.) Как медведь остановил драку в лесу? (Он рявкнул.) Как это понять – рявкнул»? (Громко, зло крикнул.)

3. Пересказ сказки.

Помните, я сказала, что принесла волшебную корзинку? Давайте подуем на осенние листья и откроем корзинку. (Дети дуют на «осенние листья».)

Сегодня я хочу показать вам сказку и принесла сказочных персонажей из этой сказки. (Достаётся содержимое корзинки.) Ой, что это? Где же мои куклы? Это, наверное, какой-то злой волшебник подшутил над нами и превратил сказочных героев в кубики. Как вы думаете, кто это? (Показ кубиков разного цвета и размера.)

Знаете, ребята, мне кажется, мы с вами сможем рассказать нашу сказку и с этими заколдованными кубиками. Я начну, а вы продолжите (надевается колпачок сказочника) : «Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья (прикрепляется «яблоня» на доску с помощью пластилина, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко…»

Надевается колпачок ребенку, он продолжает сказку, проводится манипуляция с моделями сказочных героев (кубиками) по сюжету сказки, разрезается «яблоко» стеком. Пересказ проходит по цепочке (колпачок передается рассказчику).


4. ФИЗМИНУТКА «Чей хвост?»

Пока звучит весёлая музыка, «звери» бегают по полянке. Когда музыка замолкает, под «шум дождя» находят себе хвост под зонтом.

Образец ответа: «Я лиса. У меня лисий хвост»

Игра проводится 2-3 раза.


5. Игра «Картинки-невидимки».

Давайте теперь нарисуем нашу сказку. («Рисую» пальцем в воздухе.) Я рисую зайца, который увидел яблоко на дереве. А что мы нарисуем дальше? (Дети «рисуют».)

Как бы вы по-другому рассудили зверей, помогли им поделить яблоко? Как бы вы смогли отблагодарить медведя за справедливость? (Ответы детей.)

6. Итог.

Молодцы! Вы сегодня хорошо помогали мне рассказывать сказку, и я как справедливый сказочник решила вас наградить. Закрывайте глаза и помогайте мне произносить заклинание!

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – я листьями шуршу,

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – чудо, листик, нашурши.

(Меняется пустая корзинка на корзинку с яблоками.)