Выпечка блинов        20.06.2019   

Какие ферменты расщепляют алкоголь в организме и как они работают? Почему якутам нельзя пить алкоголь

Наверное, многие слышали о том, что у коренных жителей севера – например, якутов, ненцев или чукчей – легко формируется алкогольная зависимость. Им, мол, достаточно выпить глоток водки или вина, чтобы «слететь с катушек»… Но откуда берется такая реакция на спиртное?

«Ген Чингисхана»

Существует миф о том, что у представителей всех монголоидных рас якобы не активен фермент, расщепляющий ацетальдегид – токсичное вещество, в которое превращается спирт, попадая в человеческий организм. Но это не совсем так. Такая особенность наблюдается примерно у половины жителей Китая, Японии и Кореи. А вот организм якутов и других коренных северян отличается высокой скоростью накопления ацетальдегида. За превращение спирта в ацетальдегид отвечает определенный ген. И соответствующая вариация этого гена (ее окрестили «геном Чингисхана»), снижающая устойчивость к алкоголю и повышающая его токсическое воздействие на организм, встречается больше всего у японцев и китайцев, у каждого третьего якута, араба или израильтянина, и у одного из десяти россиян.

Собственно, гены влияют вовсе не на склонность к алкоголизму, а на то, как человек будет себя чувствовать после приема алкоголя. В 70-80-х годах прошлого столетия ученые выяснили, что у некоторых представителей монголоидных рас печеночные ферменты перерабатывают спирт в ацетальдегид в 30-100 раз быстрее, чем в организме европейцев, а расщепляется этот токсин очень медленно.

Не знавшие вкуса алкоголя…

Почему же так происходит? Обратимся к истории. В Греции, Италии, Закавказье и других южных регионах культура виноделия развивалась тысячелетиями. Поскольку жители этих мест не только производили спиртные напитки, но и сами их употребляли, то со временем в их организме выработался соответствующий ген устойчивости к алкоголю. В дальнейшем эта особенность стала передаваться по наследству. Наверняка вы замечали, что южане способны выпить довольно много алкоголя и при этом не выглядеть сильно опьяневшими. Мало среди них и хронических алкоголиков.

Что же касается России, то виноделие у нас никогда не было так развито. В Древнюю Русь спиртное чаще всего привозили из далеких краев, или сами варили «бражку». Пили по праздникам или «по случаю»… Эта традиция сохранилась и по сей день. Но, поскольку «ген устойчивости» в организме россиян не такой «мощный», как у представителей южных стран и республик, то шансы спиться у русского человека, по словам специалистов, составляют примерно 50 на 50.

А вот северные народы – это совершенно отдельная история. Дело в том, что до знакомства с русскими они просто не пробовали спиртных напитков. Выращивать виноградники в северных краях проблематично, а получать алкоголь другими способами они как-то не додумались. Поэтому заветная вариация гена у якутов, эвенков и прочих коренных северян встречается редко.

Что же произойдет, если северянин без «гена устойчивости» попробует алкоголь? Конечно, кто-то, испытав потом на себе все прелести похмелья, больше не захочет притрагиваться к спиртному. Но кто-то, испытав эйфорию от опьянения, начнет требовать еще и еще, и не сможет остановиться.

Русские покорители севера, узнав об этой физиологической особенности аборигенов, принялись этим активно пользоваться. Бутылка водки в Сибири превратилась в твердую валюту. Местные охотно обменивали на спиртное меха и полезные ископаемые, они были готовы на все, чтобы заполучить вожделенную «веселящую воду»… Кстати, то же самое происходило и с индейцами во время колонизации Америки – а согласно некоторым этнографическим гипотезам, у них и русских северян общие предки…

Проблема на государственном уровне

За пару веков покорения Севера нужная вариация гена у многих аборигенов, увы, так и не успела сформироваться. Та же Якутия сейчас находится на первом месте в России по числу хронических алкоголиков. И вылечить таких людей практически невозможно. Это превратилось в проблему государственного масштаба и поставило всю нацию под угрозу вымирания. В 2013 году администрация республики Саха даже была вынуждена ввести существенные ограничения на продажу спиртного. Планируется, что в дальнейшем алкогольные напитки можно будет приобрести только в специализированных местах. Ведется активная профилактика пьянства и алкоголизма чуть ли не с раннего детства.

Но при этом нельзя утверждать, что абсолютно все якуты и представители родственных им народов предрасположены к алкоголизму, так как все-таки не каждый из них обладает роковым «геном Чингисхана».

«…представители разных культур относятся к спиртным напиткам по-разному. В европейских обществах пристрастие к алкоголю часто скрывается. Индейцы и эскимосы американского Севера, напротив, склонны завышать количество выпитого, стремясь поддерживать устойчивый стереотип «аборигена под хмельком» . Подобная этнокультурная специфика может существенно искажать реальную картину и в обществах коренных северян Российской Федерации.

Но как бы несовершенна ни была статистика, несомненно, что потребление алкоголя северными аборигенами России очень высоко. Экспертные оценки относительно ситуации в различных регионах (Чукотке, Якутии, Бурятии, Мурманской и Сахалинской областях) весьма близки. В качестве примера приведем данные по одному только Чукотскому автономному округу. Интересующие нас материалы Института терапии СО РАМН получены в период, когда еще можно было ориентироваться на потребление алкоголя из государственных ресурсов. Так вот, в 1991 г. у чукчей и азиатских эскимосов средняя разовая доза приема алкогольных напитков составила 177,6 г у мужчин и 74,3 г у женщин . С учетом частоты употребления спиртного подсчитали, что в среднем за год на одного аборигена Чукотки приходится приблизительно 6 л алкоголя (в пересчете на чистый спирт). При этом в целом по округу через торговую сеть продали по 4,5 л чистого спирта на душу на селения. Значит, на одного условного аборигена приходилось как минимум на четверть больше выпитого спирта, чем на среднестатистического жителя округа. На самом деле разница еще значительнее: по мере роста условной «доли аборигена» объем алкоголя, приходящегося на остальных жителей Чукотки, уменьшается.

Упомянутое исследование проводилось в период антиалкогольной кампании 1985-1991 гг., поэтому указанные объемы потребляемых спиртных напитков не так уж высоки. Действительно, в период свободной доступности спиртного, в 1980 г., среднестатистический житель Чукотки за год выпил существенно больше, т.е. 15 л чистого спирта, в полтора раза превысив этот показатель по РСФСР - 10,5 л .

Приведенные цифры относятся к временам давним, но за прошедшие годы ситуация изменилась, к сожалению, не в лучшую сторону. Соотношения в потреблении алкоголя между представителями разных географических (Россия/Север) и этнических групп (приезжие/аборигены) остались без изменений, а вот общее количество выпиваемых спиртных напитков (в пересчете на чистый спирт) существенно возросло . С 1980 по 1999 г. среднедушевое потребление спиртного в Российской Федерации увеличилось с 10,5 до 14,5 л .

Ориентируясь на эти показатели, можно ожидать, что алкоголизация населения северных регионов, в особенности аборигенных общин, достигла ужасающих масштабов. Огромную проблему представляет пьянство женщин-северянок, среди которых доля пьющих практически так же велика, как и среди мужчин . В результате дети и подростки воспринимают алкогольное поведение членов семьи как обычное, злоупотребление спиртным становится естественной составляющей образа жизни. Так, судя по результатам опроса, проведенного сотрудниками Кольского медицинского колледжа, половина учащихся саамов и коми-ижемцев не видит в бытовом пьянстве ничего плохого. При чем каждый пятый из них употребляет алкоголь хотя бы раз в неделю, а то и чаще. Последствия такого отношения к спиртному поистине катастрофические.

Алкогольный урон коренного населения высоких широт значительно превышает потери даже живущих рядом представителей других этнических групп. Согласно нашим оценкам, злоупотребление спиртным стало причиной 29,3% всех смертей хантов и манси Березовского р-на Ханты Мансийского АО, и 15,3% русских жителей тех же поселков . Травмы, самоубийства и болезни сердца, последовавшие в результате пьянства, вызвали в полтора раза больше смертей среди чукчей и эскимосов, чем среди некоренных жителей Чукотки - 195.8 и 284.9 смертей на 1000 умерших .

Как уже упоминалось, женщины-северянки почти не отстают от мужчин в пристрастии к спиртному. Это отражается и в специфике алкогольных потерь. Смертность от алкоголя женщин ханты и манси в пять раз выше, чем у соседок-русских (соответственно 15,2 и 3,5%). Алкогольные потери среди женщин коренного населения Чукотки в 1980-1994 гг. также в среднем в 2,3 раза превышали показатель, вычисленный для всех женщин округа. В 1994 г. алкоголь стал причиной 18,8% смертей всех женщин Чукотского АО и 42,2% смертей коренных северянок .

…К сожалению, представление о «традиционности» употребления алкоголя северянами поддерживают, сами того не желая, даже врачи-наркологи. В России распространена так называемая η (эта)-форма алкогольной зависимости, при которой употребление спиртного оправдывается, зачастую очень утрированно, национальными обычаями (кто не слышал сакраментального вопроса: «Ты что от водки отказываешься - не русский, что ли? »). Идеи о традиционности снятия напряжения с помощью алкоголя переносятся наркологами и на коренных северян. Основания для таких выводов, на первый взгляд, есть. У аборигенов опьянение часто сочетается с обманом восприятия, напоминающим погружение в транс. Для наблюдателя, принадлежащего к европейской культуре, это может выглядеть как элемент древних обычаев общения с духами. Проблема, однако, в том, что правомерность распространения η-формы зависимости от алкоголя на коренных северян не только не доказана, но даже толком не изучалась . Так что от упоминания об этнических традициях употребления алкоголя северянами лучше воздержаться.

Медико-биологические аспекты проблемы

Широко распространено мнение, будто коренные северяне генетически предрасположены к развитию алкоголизма. … Действительно, некоторые элементы сложной схемы метаболизма спирта (этанола) в организме человека находятся под генетическим контролем. Наиболее изучены в этом отношении два этапа переработки этанола в печени. На первом, проходящем под действием фермента алкогольдегидрогеназы, спирт превращается в токсичный ацетальдегид. Скорость работы алкогольдегидрогеназы определяет аллель ADH1B*47His . Второй этап - расщепление ацетальдегида.

Если ферменты второй группы работают медленно (это обеспечивает аллель ALDH2*2 ), в организме в короткое время скапливается большое количество токсинов. Развиваются признаки отравления: головокружение, учащенное сердцебиение, потливость, тошнота и покраснение кожи лица (характерное внешнее проявление, по которому весь комплекс симптомов и получил название флэш-реакции, «вспыхивания»). Главный эффект флэш-реакции - чувство дурноты, заставляющее многих (к сожалению, не всех - человек, он все превозмогает…) прекратить дальнейший прием спиртного.

Несколько утрируя, можно сказать, что сочетание аллелей ADH1B*47His и ALDH2*2 определяет степень «противности» алкоголя для конкретного человека. У представителей различных этнических и расовых групп их часто ты существенно различаются. Комплексная флэш-реакция наиболее характерна для народов Юго-Восточной Азии - японцев, китайцев, корейцев, среди которых до 76% - носители-аллеля ADH1B*47His, и 24-35% - ALDH2*2.

В обществах с распространенной η-формой алкогольной зависимости о таких народах сложилось вполне определенное представление: «люди там ничего, душевные, но в питии слабы». Действительно, объемы потребления спиртного в странах Восточной Азии существенно ниже, чем в Европе, где аллель ALDH2*2 почти не встречается, а частоты ADH1B*47His варьируют от 0 (коми) до 1-10% (финны, шведы, русские), лишь в редких группах достигая 18% (чуваши).

Разумеется, и в популяциях с высоким носительством интересующих нас аллелей часть индивидов устойчива к действию алкоголя. Таким сочетанием редкого для китайцев генотипа с «атипичным флэшингом» отличался, видимо, Мао Цзэдун: его способность выпить гораздо больше, чем обыкновенный человек, производила на окружавших сильное впечатление…

Генетический контроль метаболизма этанола и межэтнических различий частот соответствующих генов стали активно обсуждать более 30 лет назад . Почти сразу решили, что азиатские частоты аллелей характерны и для коренных народов Севера. Предположение, в общем, логичное: чукчи, эскимосы, ненцы относятся к монголоидной расовой группе, как и китайцы. В популярных изданиях такая точка зрения прочно укоренилась, а слова о «генетической детерминированности метаболизма этанола» стали пони мать как синоним «предрасположенности к алкоголизму». Этого было достаточно, чтобы в европейском обществе сложилась очередная легенда о северных аборигенах.

Справедлива ли она? Видимо, нет. Прежде всего, как мы видели, специфическое для южных азиатов соотношение аллелей отнюдь не определяет тяги к алкоголю - скорее наоборот, оно обеспечивает защиту от чрезмерного употребления спиртного. Во-вторых, как показывают исследования, в том числе и наши, у коренных жителей Арктики частоты аллелей ADH1B*47His и ALDH2*2 вовсе не азиатские .

Напротив, они практически не отличаются от характерных для популяций центральной и северной Европы . Аллель ALDH2*2 у северян отсутствует, а концентрация ADH1B*47His у чукчей и эскимосов достигает лишь 2-3%.

Таким образом, если основываться на чисто генетической стороне вопроса, правильнее всего заключить, что коренные северяне не имеют специфической генетической защиты от алкоголя - так же как русские, коми, финны «и прочие разные шведы». Однако определенной спецификой биохимических процессов усвоения алкоголя коренные жители высокоширотных регионов действительно отличаются. Метаболизм этанола у них замедлен, его концентрация дольше остается высокой, превышающей нормальный для европейцев уровень .

Стройной концепции, объясняющей этот феномен, до сих пор нет. К распространенным в 1970х годах идеям относительно роли эндогенного этанола, вырабатываемого самим организмом (вернее, обитающими в кишечнике человека бактериями), сегодня многие специалисты относятся с осторожностью. Но на данные, свидетельствующие о возможной связи обмена спиртов с характерным для коренных северян белково-жировым типом питания , обратить внимание следует.

Дело в том, что поступление в кровь пищевых жиров запускает цепочку биохимических реакций, в результате которых в крови понижается содержание гормонов стресса - кортикостероидов. Таким образом, традиционный для северян белково-липидный рацион обладает антистрессовым действием , а отказ от него может усилить тягу к алкоголю. Снижение количества жиров в рационе, связанное с переходом к покупной европейской пище, ведет к увеличению концентрации кортикостероидов и соответственно - повышению уровня тревожности, снять которую человек зачастую стремится испытанным алкогольным способом.

К тому же приходящий извне этанол обеспечивает дополнительное поступление энергии (7,1 ккал на каждый грамм спирта), что также способствует снятию напряжения. Эти биологические особенности северян даже при одинаковых частотах аллелей, детерминирующих обмен этанола, могут приводить в группы «проблемно пьющих» и «имеющих алкогольную зависимость» не 9-10% употребляющих спиртное, как это происходит в среднем в России и США, а существенно больше…».

Уже давно замечено, что у народов, населяющих северную часть страны, совершенно нет толерантности к употреблению спиртных напитков. Достаточно выпить пару рюмок водки и начинается устойчивое формирование алкогольной зависимости. В чем же кроется причина, почему народам Севера противопоказан алкоголь? По мнению одних ученых это касается вековых традиций, другие что это проиcходит под влиянием некоторых особенностей организма этих народов?

Медицина придерживается собственной версии. После проведенных обследований, почему человек пьянеет, медики пришли к выводу, что у каждой народности имеются характерные особенности строения организма. На него оказывают влияние факторы:

  • климат;
  • наследственность.

Культурные традиции

Как это не прискорбно, но бытие влияет на сознание и оно ставит в зависимость и здоровье. Тысячи лет в некоторых странах занимались виноделием. В Италии, странах Закавказья и Греции, коренные жители изготавливали вино. Перед обедом выпивали рюмочку. Причем само пьянство не считалось пороком. Постепенно в организме жителей этих стран стал вырабатываться фермент, расщепляющий спирт. Такая особенность передавалась из поколения в поколение.

Южные народы могут наслаждаться вином целый день и оставаться трезвыми. В Италии и Армении очень сложно встретить хронических алкоголиков. Древняя Русь не культивировала виноделие. Поэтому у русских людей, спасительный фермент, функционирует с небольшой мощностью. Спиртные напитки в то время дополняли праздничный стол. Их употребляли ради веселья, ими пытались залить горе.

Не все могут вовремя остановиться. Они продолжают пить уже без всякого повода, просто так. Шанс стать алкоголиком у таких людей находиться в соотношение 50 х 50. А стоит ли так рисковать?

Жители Крайнего Севера пережили героические битвы, они сумели создать собственную самобытную культуру. У них никогда не было алкоголя. Его завезли русские, появившись на их земле. С какой целью это было сделано, и сегодня остается загадкой.

В организме этих людей полностью отсутствовал фермент, расщепляющий алкоголь. Стоило коренному северянину попробовать спиртное и у него мгновенно вырабатывалось стойкое привыкание. Разумно мыслить якуты уже не могли. Они готовы были на все, ради стакана спиртного. Покорители Севера быстро это заметили и начали этим пользоваться в своих целях. Бутылка водки в Сибири превратилась в твердую валюту. За нее можно было получить:

  1. меха;
  2. самоцветы;
  3. золото;
  4. полезные ископаемые.

И сегодня бурятам не стоит употреблять спиртное. Чтобы сохранить свое здоровье им категорически противопоказано употреблять алкоголь. Дело в том, что сегодня в Якутии и Бурятии насчитывается огромное количество хронических алкоголиков. Статистика гласит, на одного жителя приходится литр спиртного.

По сути дела, проблема достигла государственных масштабов. Вылечить от алкоголизма бурят и якут невозможно. Сегодня, этим нациям грозит полное исчезновение. Поэтому в республиках, ограничили продажу спиртного. Теперь запрещается торговля даже пивом начиная с 20 часов вечера и 14 часами дня. В ближайшее время продажа водки будет проводиться в специализированных торговых точках.

Был принят закон «О трезвости», где было рекомендовано проводить профилактику пьянства и в детских садах. Будет уделяться много внимания старшеклассникам, и населению тех районов, где наблюдается высокий уровень безработицы. Возможно такая мера станет спасением небольших северных народов от полного исчезновения.

Одной из главных причин остается ферментное восприятие спиртного, но имеются и другие факторы, оказывающие влияние на уровень опьянения. Эти факторы можно регулировать, они не считаются самыми определяющими. И все же они существуют и игнорировать их наука не вправе.

По мнению ученых, причиной тяги к алкоголю можно назвать генетическую предрасположенность. Даже при хорошей закуске, опьянение наступает быстро, Причиной являются гены человека. Среди факторов, относящихся к опьянению можно назвать:

  1. возраст;

Д ля полного опьянения мужчина должен выпить намного больше спиртного, в сравнении с женским полом. Причина кроется в массе сильного пола и научных данных. Опьянение связано с количеством этилового спирта, попавшего в кровь. На килограмм человеческого тела приходится 0,8 г этилового спирта.

Заметим, что масса тела играет при опьянении большую роль. Полные люди, с большим количеством жира, быстро пьянеют. Причиной является жир, без труда усваивающий спиртное. Влияет на опьянение также высококалорийная пища, поставленная на стол как закуска. Печень не успеет одновременно бороться с алкоголем и обезвреживать жирную пищу. Клетки печени начинают ненормально работать, возникает отравление организма.

Наверное, многие слышали о том, что у коренных жителей севера – например, якутов, ненцев или чукчей – легко формируется алкогольная зависимость. Им, мол, достаточно выпить глоток водки или вина, чтобы «слететь с катушек»… Но откуда берется такая реакция на спиртное?

«Ген Чингисхана»

Существует миф о том, что у представителей всех монголоидных рас якобы не активен фермент, расщепляющий ацетальдегид – токсичное вещество, в которое превращается спирт, попадая в человеческий организм. Но это не совсем так. Такая особенность наблюдается примерно у половины жителей Китая, Японии и Кореи. А вот организм якутов и других коренных северян отличается высокой скоростью накопления ацетальдегида. За превращение спирта в ацетальдегид отвечает определенный ген. И соответствующая вариация этого гена (ее окрестили «геном Чингисхана»), снижающая устойчивость к алкоголю и повышающая его токсическое воздействие на организм, встречается больше всего у японцев и китайцев, у каждого третьего якута, араба или израильтянина, и у одного из десяти россиян.

Собственно, гены влияют вовсе не на склонность к алкоголизму, а на то, как человек будет себя чувствовать после приема алкоголя. В 70-80-х годах прошлого столетия ученые выяснили, что у некоторых представителей монголоидных рас печеночные ферменты перерабатывают спирт в ацетальдегид в 30-100 раз быстрее, чем в организме европейцев, а расщепляется этот токсин очень медленно.

Не знавшие вкуса алкоголя…

Почему же так происходит? Обратимся к истории. В Греции, Италии, Закавказье и других южных регионах культура виноделия развивалась тысячелетиями. Поскольку жители этих мест не только производили спиртные напитки, но и сами их употребляли, то со временем в их организме выработался соответствующий ген устойчивости к алкоголю. В дальнейшем эта особенность стала передаваться по наследству. Наверняка вы замечали, что южане способны выпить довольно много алкоголя и при этом не выглядеть сильно опьяневшими. Мало среди них и хронических алкоголиков.

Что же касается России, то виноделие у нас никогда не было так развито. В Древнюю Русь спиртное чаще всего привозили из далеких краев, или сами варили «бражку». Пили по праздникам или «по случаю»… Эта традиция сохранилась и по сей день. Но, поскольку «ген устойчивости» в организме россиян не такой «мощный», как у представителей южных стран и республик, то шансы спиться у русского человека, по словам специалистов, составляют примерно 50 на 50.

А вот северные народы – это совершенно отдельная история. Дело в том, что до знакомства с русскими они просто не пробовали спиртных напитков. Выращивать виноградники в северных краях проблематично, а получать алкоголь другими способами они как-то не додумались. Поэтому заветная вариация гена у якутов, эвенков и прочих коренных северян встречается редко.

Что же произойдет, если северянин без «гена устойчивости» попробует алкоголь? Конечно, кто-то, испытав потом на себе все прелести похмелья, больше не захочет притрагиваться к спиртному. Но кто-то, испытав эйфорию от опьянения, начнет требовать еще и еще, и не сможет остановиться.

Русские покорители севера, узнав об этой физиологической особенности аборигенов, принялись этим активно пользоваться. Бутылка водки в Сибири превратилась в твердую валюту. Местные охотно обменивали на спиртное меха и полезные ископаемые, они были готовы на все, чтобы заполучить вожделенную «веселящую воду»… Кстати, то же самое происходило и с индейцами во время колонизации Америки – а согласно некоторым этнографическим гипотезам, у них и русских северян общие предки…

Проблема на государственном уровне

За пару веков покорения Севера нужная вариация гена у многих аборигенов, увы, так и не успела сформироваться. Та же Якутия сейчас находится на первом месте в России по числу хронических алкоголиков. И вылечить таких людей практически невозможно. Это превратилось в проблему государственного масштаба и поставило всю нацию под угрозу вымирания. В 2013 году администрация республики Саха даже была вынуждена ввести существенные ограничения на продажу спиртного. Планируется, что в дальнейшем алкогольные напитки можно будет приобрести только в специализированных местах. Ведется активная профилактика пьянства и алкоголизма чуть ли не с раннего детства.

Но при этом нельзя утверждать, что абсолютно все якуты и представители родственных им народов предрасположены к алкоголизму, так как все-таки не каждый из них обладает роковым «геном Чингисхана».

Алкоголизм болезнь которая поражает все национальности, но самый сильный удар она наносит по малочисленным народам Севера. На мой взгляд, в Магаданской области это самая главная угроза для коренных жителей региона с момента распада СССР.
Именно алкоголь в настоящее время убивает людей, ломает судьбы, оставляет детей сиротами. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, посмотреть, что нужно и можно сделать уже сейчас для сведения к минимуму этой угрозы.
Фотография сделана на центральной площади поселка Эвенск, Магаданской области, который является центром Северо-Эвенского национального района.

Наука говорит о наличии взаимосвязи между питанием и склонностью к алкоголизму у представителей коренных народов Севера (КМНС). Физиология проявляется в быстром формировании алкогольной зависимости, и как говорит Всемирная организация здравоохранения у КМНС в организме отсутствуют ферменты, расщепляющие алкоголь. В связи с чем, алкоголь оказывает сильное разрушающее воздействие на головной мозг и быстро формирует алкогольную зависимость.

За тысячелетия проживания на крайнем Севере у КМНС сформировался белково-липидный тип питания, это когда едят очень много мяса и очень много жира. Этот тип питания выработал способность к быстрому заживлению ран, лучшей реакции на антибиотики, а также устойчивости к онкологии. Но отсутствие на протяжении веков в рационе питания углеводов по мнению ученых и приводит к быстрому возникновению алкогольной зависимости.

По данным Сибирского отделения Академии медицинских наук, смертность от алкоголя у КМНС превышает аналогичную у уроженцев средней полосы России и южных территорий в 15-20 раз.

Вот примерно так видит проблему наука. С данной точкой зрения трудно не согласится, но на мой взгляд проблема намного глубже и кроме природной предрасположенности на первом месте стоит социально-экономическая составляющая. При СССР все КМНС были обеспечены работой связанной с их вековым укладом жизни, были колхозы и совхозы в которых выращивали и разводили оленей, добывали биоресурсы и морского зверя, собирали всевозможные лекарственные травы, люди занимались охотой, так как государство обеспечивало их необходимыми ресурсами и выкупало полученные трофеи. Люди были заняты, их таланты и способности были востребованы, да и просто тупо времени выпивать не было. И самое интересное, эта отрасль была рентабельна и приносила прибыль.

Но после развала СССР государству и местным властям стало не до КМНС, совхозы и колхозы развалились, стада оленей пустили под нож. Люди остались без работы, предоставленные сами себе. И вот сейчас по прошествии 20 лет, они сидят в поселках получают пособия, пенсии которые пропивают за несколько дней.
Поселок Эвенск, в районе морского причала.

Чтобы отвлечь людей от пьянства в первую очередь им нужно дать работу, занять любимым делом, дать возможность интересно отдыхать. Люди готовы изменить себя и свою жизнь, нужно только им помочь. И ведь это можно сделать уже сейчас, если не получается с работой постройте в маленьких поселках для всех жителей спортивные площадки, игровые зоны. Ведь там реально этого ничего нет, вообще. Что уж говорит про местных жителей, если мы уже на третий день пребывания в поселке Эвенск сами пить начали. Вот реально все развлечение, это пройти по центральной улице до Охотского моря покидать в него камни. Больше ничего мы там не нашли.

Но ситуацию можно исправить даже сейчас. Представьте, мы находимся в рыболовецкой бригаде примерно в 100 км от поселка Эвенск на реке Гижига, куда добраться можно только на вездеходе по причине отсутствия дорог как таковых (кругом тундра и болота). Вечером из темноты приходит мужчина с мальчиком лет 7-8. Мы их приглашаем попить чаю, и когда он начитает рассказывать потихоньку охреневаем. Итак выясняется, что живут они в селе Верхний Парень, что от нашего места примерно также в 100 км, по национальности коряки. Идут пешком в Эвенск, так как папа хочет, чтоб сын провел лето в детском лагере на горячем минеральном источнике Таватум, подлечился там и поправил свое здоровье. Вдвоем пешком почти 200 км, с собой только нож, соль, кружка, ложки, котелок да леска с крючком.

Ну мы конечно сразу спросили, а как же встреча с медведем не страшно? Он ответил, что если медведь начинает проявлять к ним интерес, он разжигает небольшой костер и подкладывает туда сырую траву, дым всегда отпугивает зверя. Мы спросили, а если дым не отпугнет и медведь пойдет в атаку? Ответ нас кстати также убил дословно примерно так «значит пора иди к верхним людям».

А теперь самое главное для чего я вспомнил эту встречу, мы предложили ему выпить пиво или водки на его выбор, так вот он отказался сказав, что сына в лагерь должен отвести и от греха подальше засобиравшись попросил перевести их на лодке на другой берег реки.

Получается можно значит разомкнуть этот круг, ведь люди пьют от безвыходности, а когда у них есть цель в этой жизни, есть работа, место где можно провести свой досуг, то возможно следующее поколение коренных малочисленных народов Севера будет не пьющими и будет занимать активную жизненную позицию по всем аспектам нашей не простой жизни!!!