Рецепты тортов        12.06.2019   

Что Библия Говорит Об Алкоголе? Что говорит библия об алкоголе


Евангельские христиане баптисты считают, что Библия является единственным источником христианской веры и духовным руководством для верующих относительно спасения, жизни и служения. Однако, Библия была написана не только для верующих 21 века. Поэтому для правильного понимания Библии нам необходимо исследование библейских текстов для того, чтобы понять что они значат для нас сегодня. Один из принципов толкования Писания гласит, что вопрос «Что это значит для нас сегодня?» всегда должен идти после вопроса «Что это означало для них тогда?» Если мы не понимаем, что означал текст когда он был написан, тогда мы не сможем правильно истолковать этот текст и применить его для нашей жизни.

Слово «вино» в русском языке подразумевает алкогольный напиток. Но в иврите оно может обозначать как алкогольный, так и не алкогольный напиток, проще говоря виноградный сок.


Если в русском языке используется только 2 слова «вино» или «сок», то в иврите используется 19 слов. Вот что значит быть винодельческой страной. Из этих 19 слов некоторые могут означать одновременно и алкогольный напиток и сок.

Самое распространенное слово - Yayin . Буквально означает «то, что выжато» и указывает как на вино, так и на сок.

Слово Tirosh - свежевыжатый виноградный сок в своем естественном состоянии. Никогда не означает алкогольное вино, хотя в русской Библии часто переведено как вино.

Слово Shekar - «то, что опьяняет». Алкогольный напиток. В русском языке часто переводится как сикера.

Asis - «то, что выжато». Может означать как вино, так и сок. В русской Библии переведено как «молодое вино» (Ис.49.26) . В Иоил.1.5 контекст говорит о алкогольном напитке, но слово аsis переведено как виноградный сок: «Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших!» В Иоил. 3.18 это слово означает вино, а в Ам.9.13 - виноградный сок.

Chemer - густой сироп виноградного сока. Бродящий или пенящийся сок. Может быть алкогольным Ис.27.2

Наиболее частыми терминами являются - Yayin. Слово Yayin в Ветхом Завета очень часто указывает на опьяняющее вино. В историях с Ноем, дочерями Лота, Навала (1 Цар.25.36-37) или Амнона (2 Цар.13.28) явно показано, что речь идет об алкогольном, опьяняющем вине. В этом смысле мы находим большое количество мест в которых вино (yayin) осуждается. Соломон побуждает даже не смотреть на него: "Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид" (Прит. 23:31-32). Подобное предостережение мы находим и в Пр.20.1: «Вино глумливо, сикера - буйна, и всякий, увлекающийся ими, неразумен». Однако несмотра на все предупреждения народ израильский употреблял опьяняющее вино, так что даже «священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином (yayin), обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются" (Ис. 28:7).

Но всегда ли yayin означает алкогольный напиток? Оказывается нет. В Ис. 16.10 сказано: «Исчезло с плодоносной земли веселие и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда (yayin) в точилах: Я прекратил ликованиe». В этом тексте показано, что выжимаемый в прессе виноград называется yayin. Подобную мысль мы находим в Иер. 48.33: «Радость и веселье отнято от Кармила и от земли Моава. Я положу конец вину в точилах; не будут более топтать в них с песнями; крик брани будет, а не крик радости.» Это же самое слово переведено как вино, хотя мы понимаем, что в точилах не может быть вина. В точилах выжимается виноградный сок, из которого позже будут делать вино.

В Пл. Иер. 2:12 описан голод народа, когда младенцы вопиют к матерям о хлебе и вине: «Матерям своим говорят они: "где хлеб и вино?", умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих.» Трудно предположить, что младенцы просили у матерей алкогольный напиток. Они просили виноградный сок.

Подобная ситуация происходит и с другим еврейским словом Tirosh . Слово Tirosh означает свежевыжатый виноградный сок в своем естественном состоянии. Это слово никогда не означает алкогольное вино, хотя в русской Библии это слово иногда переведено как вино, а иногда, как сок. Например, в Ис. 65.8 «Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение "; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить.» Слово Tirosh в этом тексте переведено как сок.

Иоил. 1.10 «Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина.» То же самое слово tirosh вновь переведено как виноградный сок.

Пр. 3.10 «и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.» Это же самое слово tirosh переведено как «новое вино», хотя из контекста ясно, что речь идет о виноградном соке, так как вино не может переливаться из точила. В точиле выжимается сок.

В Суд.9.13 речь явно идет о соке, поэтому используется слово tirosh. В русском переводе это очевидно: «Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок (tirosh) мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?» Интересно, что в этом тексте о соке сказано, что он веселит.

Вот список мест, в которых в русской Библии стоит слово "вино", хотя в иврите там стоит слово tirosh, и правильнее его нужно было бы перевести как виноградный сок: Быт. 27.28, 37; Чис. 7.13; Вт. 11.13, 12.17; 14.23; 18.4; 28.51; 33.28; 4 Цар.18:32; 2 Пар.31.5; 32.28; Неем.5.11; 10.37; 13.5; Пс.4.8; Ис.36.17; 62.8; Иер. 31.12; Ос. 2.8, 22; 7.14; Иоил.2.19; Зах.9.17

А вот список мест, в которых слово tirosh правильно переведено как сок: Суд. 9.13; Ис.24.7; 65.8; Ос. 9.2; Иоил. 1.10; 2.24; Мих. 6.15; Аг.1.11;

Какой вывод мы можем сделать? В Ветхом Завете слово вино не всегда означает алкогольный напиток. А как же нам знать значение слова? Нужно смотреть на контекст...

Быт 14:18 ...и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино , –..
Чис 6:20 ...После сего назорей может пить вино ...
Чис 28:7 ...на святом месте возливай возлияние, вино Господу...
Втор 7:13 ...и хлеб твой, и вино твое, и елей твой,..
Втор 11:14 ...и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой;..
Втор 32:14 ...и ты пил вино , кровь виноградных ягод...
Втор 32:33 ...вино их яд драконов и гибельная отрава аспидов...
Втор 32:38 ...которые ели тук жертв их [и] пили вино возлияний их?..
Суд 19:19 ...также хлеб и вино для меня и для рабы твоей и для сего слуги...
2Цар 16:2 ...а вино для питья ослабевшим в пустыне...
1Пар 9:29 ...мука лучшая, и вино , и елей, и ладан,..
1Пар 12:40 ...муку, смоквы, и изюм, и вино , и елей,..
2Пар 2:15 ...А пшеницу и ячмень, оливковое масло и вино ,..
Неем 2:1 ...было перед ним вино ...
Неем 2:1 ...И я взял вино и подал царю,..
Неем 5:15 ...отягощали народ и брали с них хлеб и вино ,..
Неем 10:39 ...должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло...
Иов 1:13 ...ели и вино пили в доме первородного брата своего...
Иов 1:18 ...и вино пили в доме первородного брата своего;..
Иов 32:19 ...Вот, утроба моя, как вино неоткрытое:..
Пс 4:8 ...как у них хлеб и вино [и елей] умножились...
Пс 68:13 ...и поют в песнях пьющие вино ...
Пс 74:9 ...ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения,..
Пс 103:15 ...и вино , которое веселит сердце человека,..
Притч 4:17 ...ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения...
Притч 9:2 ...растворила вино свое и приготовила у себя трапезу;..
Притч 9:5 ...идите, ешьте хлеб мой и пейте вино , мною растворенное;..
Притч 20:1 ...Вино – глумливо, сикера – буйна;..
Притч 21:17 ...а кто любит вино и тук, не разбогатеет...
Притч 23:31 ...Не смотри на вино , как оно краснеет,..
Притч 31:4 ...Не царям, Лемуил, не царям пить вино ,..
Притч 31:6 ...Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею;..
Еккл 9:7 ...и пей в радости сердца вино твое,..
Еккл 10:19 ...и вино веселит жизнь;..
Песн 1:3 ...превозносить ласки твои больше, нежели вино ;..
Песн 7:3 ...в которой не истощается ароматное вино ;..
Песн 7:10 ...уста твои – как отличное вино ...
Ис 1:22 ...вино твое испорчено водою;..
Ис 5:12 ...и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их;..
Ис 5:22 ...которые храбры пить вино ...
Ис 22:13 ...едят мясо, и пьют вино :..
Ис 55:1 ...идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко...
Иер 23:9 ...я – как пьяный, как человек, которого одолело вино ,..
Иер 35:5 ...и сказал им: пейте вино ...
Иер 40:10 ...вы же собирайте вино и летние плоды, и масло...
Иер 51:7 ...народы пили из нее вино и безумствовали...
Плач 2:12 ...Матерям своим говорят они: где хлеб и вино ?,..
Дан 1:5 ...и вино , которое сам пил,..
Дан 1:16 ...и вино для питья...
Дан 5:1 ...и перед глазами тысячи пил вино ...
Дан 5:4 ...Пили вино , и славили богов золотых и серебряных,..
Дан 5:23 ...пили из них вино ,..
Дан 10:3 ...мясо и вино не входило в уста мои,..
Ос 2:8 ...А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей...
Ос 2:9 ...и вино Мое в его пору...
Ос 2:22 ...и земля услышит хлеб и вино и елей;..
Ос 4:11 ...Блуд, вино и напитки завладели сердцем их...
Ос 14:8 ...славны будут, как вино Ливанское...
Иоиль 1:5 ...и рыдайте, все пьющие вино , о виноградном соке,..
Иоиль 2:19 ...вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей,..
Иоиль 3:3 ...и продавали отроковицу за вино , и пили...
Ам 2:8 ...и вино , взыскиваемое с обвиненных, пьют в доме богов своих...
Ам 5:11 ...разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить...
Ам 6:6 ...пьете из чаш вино , мажетесь наилучшими мастями,..
Ам 9:14 ...насадят виноградники и будут пить вино из них,..
Авв 2:5 ...как бродящее вино , не успокаивается,..
Зах 9:17 ...Хлеб одушевит язык у юношей и вино – у отроковиц!..

Мф 9:17 ...и вино вытекает,..
Мф 9:17 ...но вино молодое вливают в новые мехи,..
Мф 11:19 ...который любит есть и пить вино ,..
Мк 2:22 ...иначе молодое вино прорвет мехи,..
Мк 2:22 ...и вино вытечет, и мехи пропадут;..
Мк 2:22 ...но вино молодое надобно вливать в мехи новые...
Мк 14:25 ...до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием...
Мк 15:23 ...И давали Ему пить вино со смирною;..
Лк 5:37 ...а иначе молодое вино прорвет мехи,..
Лк 5:38 ...но молодое вино должно вливать в мехи новые;..
Лк 7:34 ...и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино ,..
Лк 10:34 ...и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино ;..
Ин 2:10 ...и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино ,..
Ин 2:10 ...а ты хорошее вино сберег доселе...
Ин 4:46 ...где претворил воду в вино ...
Откр 14:10 ...тот будет пить вино ярости Божией,..
Откр 14:10 ...вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его,..
Откр 18:6 ...в чаше, в которой она приготовляла вам вино ,..

2Мак 15:39 ...Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду,..
2Мак 15:39 ...между тем вино , смешанное с водою,..
3Мак 6:27 ...давать Иудеям вино и прочее потребное для пиршества,..
2Езд 3:10 ...Один написал: сильнее всего вино ...
2Езд 3:18 ...Как сильно вино !..
2Езд 3:24 ...Не сильнее ли всего вино , когда заставляет так поступать?..
2Езд 4:14 ...Не велик ли царь, и многие из людей, и не сильно ли вино ?..
2Езд 4:16 ...из которого делается вино ;..
2Езд 4:37 ...Неправедно вино , неправеден царь, неправедны женщины,..
2Езд 6:30 ...беспрекословно давалась пшеница, соль, вино и масло,..
Иудф 12:1 ...и велел ей пользоваться пищею от стола его и пить вино его...
Иудф 12:13 ...чтобы принять честь пред лицем его и пить с нами вино в веселие...
Сир 9:13 ...друг новый – то же, что вино новое:..
Сир 19:2 ...Вино и женщины развратят разумных,..
Сир 31:29 ...Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино ...
Сир 31:30 ...так вино испытывает сердца гордых – пьянством...
Сир 31:31 ...Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно...
Сир 31:33 ...Отрада сердцу и утешение душе – вино ,..
Сир 31:34 ...горесть для души – вино ,..
Сир 40:20 ...Вино и музыка веселят сердце,

Существует мнение, что умеренное употребление алкоголя не только безвредно для организма человека, но при «правильном подходе» даже полезно для него. Часто утверждения подобного рода можно услышать и среди верующих: «Православная церковь не запрещает!», или «Вино даже Библия рекомендует!». Так как для жизни христиан (не важно какой деноминации) основополагающей книгой является Библия, то давайте вместе проследим упоминания об алкоголе в Святом Писании и разберемся, какое же вино советовал апотол Павел Тимофею «…ради желудка твоего и частых твоих недугов». Следовать будем такому плану: 1. Первое упоминание вина в Библии. 2. Два различных вида вина упоминаемых в Библии. 3. Вино в Новом Завете. 4. Отношение к вину Иисуса Христа. Начнем с самого первого упоминания вина в Билии и возникновении проблемы алкоголизма (9-я глава книги Бытие): И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. (Бытие 9:21) Здесь говорится о том, как Ной после потопа столкнулся с опьяняющей силой вина. Как известно из Писания, потоп уничтожил всех людей, живших в то время, кроме праведника Ноя и его семьи. Поэтому Бог дал повеление ему распространяться по земле, «наполнять» ее, то есть не оставаться на одном месте. Но, как мы видим, Ной ослушался этого поручения: он насадил виноградники, а для того, чтобы они дали именно алкогольное вино, а не виноградный сок, требуется от 3 до 6 лет, и то при самых благоприятных условиях. Как следствие – пристрастие к вину не позволило Ною выполнить волю Господа, оно же привело к проклятию одного из его сыновей – Хама, в довершении ко всему, о жизни Ноя больше не упоминалось как о непорочной жизни, а просто говорилось о количестве прожитых им лет. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь]: "Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же". (Притчи 23:31-35) Далее перенесемся в то время, когда израильтяне вышли из египетского рабства и Бог, желая восстановить доверительные отношения между Ним и Его народом, дал повеление священникам, приносившим Ему жертву: И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея.(Левит 10:8-12) Согласно этому, заметьте, вечному постановлению, можно сделать вывод о том, что же это был за «чуждый огонь» из-за которого «вышел огонь от Господа» и сжег двоих сыновей Аарона – Надава и Авиуда! Приближающиеся к Богу не должны принимать ничего опьяняющего разум, даже в самых малых количествах. Новозаветная жертва Христа сделала для каждого верующего, христианина возможность приблизиться к Богу, войти во Святое Святых. И те кто желает, чтобы присутствие Божье было в их жизни, не могут одновременно употреблять «чуждый Богу огонь». Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. (Притчи 31:6-8) Рассмотрим два различных вида вина, упоминаемых в Библии, но переведенные на русский язык под одним словом - «вино». В оригинальных текстах Библии Ветхого Завета слово «вино» обозначается еврейским словом yayin . При толкованиях значения этого слова, без сомнения, надо руководствоваться контекстом отрывка, чтобы определить, где говорится о броженом вине, а где – просто о виноградном соке. Например, первое употребление вина (yayin ) Ноем – это пример броженого (алкогольного) вина. Второй пример употребления опяняющего вина мы находим в 19-й книге Бытия. Случай, когда из-за вина совершился грех блудодеяния отца с дочерьми. Старшая дочь Лота, боясь остаться без потомства после уничтожения Содома, сказала младшей: Итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. (Бытие 19:32-36) Алкогольная зависимость Лота подтолкнула его дочерей на совершение тяжкого греха, а он сам остаток своей жизни провел в пещере. Часто употребление алкогольного вина приводило к смерти: это и случай с Надавом и Авиудом (см.выше), и смерть детей праведного Иова, которые очень любили пиры и возлияния, и покарание вавилонскому царю Валтасару, что под воздействием алкоголя осквернил сосуды из храма, пив из них вино. Теперь посмотрим на примеры упоминания слова yayin как неброженого вина, т.е. виноградного сока. Когда Давид немного сошел с вершины горы, вот встречается ему Сива, слуга Мемфивосфея, с парою навьюченных ослов, и на них двести хлебов, сто связок изюму, сто связок смокв и мех с вином. И сказал царь Сиве: для чего это у тебя? И отвечал Сива: ослы для дома царского, для езды, а хлеб и плоды для пищи отрокам, а вино для питья ослабевшим в пустыне. (2-е Царств 16:1,2) …Или: Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: "где хлеб и вино ?", умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих. (Плач Иеремии 2:11,12) Здесь мы видим, как, в первом стихе, вино предназначалось для ослабевших, измученных жаждой в пустыне и, как во втором, грудные младенцы просят у своих матерей вина. Думаю, не сложно догадаться, что в обоих случаях речь идет о виноградном соке. Кстати, по класификации Роберта Тичоута (в 1979 году защитил докторскую диссертацию в Даллаской теологической семинарии на тему «Употребление вина в Ветхом Завете») из 141 ссылки на слово yayin в Ветхом Завете 71 раз это слово указывает на неперебродивший виноградный сок и лишь 70 – на броженое вино. Благословения и радость приносит именно виноградный сок, а проклятие и печаль – алкогольное вино. Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы , ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. (1-е Коринфянам 6:10) В Новом Завете «вино» - это уже перевод греческого слова oinos . Оно встречается там 32 раза и его значение, также как и yayin в Ветхом Завете, надо определять в зависимости от контекста. Приведем примеры употребления термина oinos в значении опьяняющего вина: И не упивайтесь вином , от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом… (Ефесянам 5:18) Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем… (Откровение 14:10) Вместе с тем, в Новом Завете есть явные примеры обозначения словом oinos обычного виноградного сока. Самый бесспорный отрывок – 6 стих 6 главыкнигиОткровение: …и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. Образное значение этого стиха состоит в том, что засуха (конь вороной и всадник) должна уничтожить хлебные злаки, но не повредить виноградной лозе (вино) и оливковым деревьям (елей). Широко известно, что их корни находятся намного глубже ячменя и пшеницы. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то идругое. (Матфея 9:17) Во времена жизни на земле Иисуса Христа существовал обычай вливать новое вино в новые мехи, чтобы сохранить и мехи, и вино. Доказательством того что здесь говорится о свежем вине, выжатом из пресса (возможно кипяченом), есть то, что при брожении вина действие газа на самых первых стадиях процесса настолько разрушительное, что никакие мехи (даже стекло!) никогда не смогут выдержать его. Какое же вино рекомендовал апостол Павел Тимофею «…ради желудка твоего и частых твоих недугов»(1-е Тимофею 5:23)? Как мы уже расмотрели выше, греческое oinos в некоторых местах Нового Завета означает виноградный неброженый сок. Про это говорит не только Библия, но и дошедшие до наших дней работы таких людей как Аристотель, Атеней, Проклус и другие памятки «околохристового» периода. В частности, Атеней Грамматист (прим. 200 г. н.е.) рекомендовал в своей книге Banquet сладкое вино для страдающих диспепсией: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой или подогретое…очень хороший для желудка; ибо сладкое вино (oinos) не опьяняет». Как видим, в апостольские времена именно неброженное вино рекомендовалось для лечения желудка, поэтому Павел и рекомендовал его своему ученику. Остается еще один «весомый аргумент» любителей выпить, который звучит так: «На последней Вечере Иисус со своими учениками пил алкогольное вино, которое повелел употреблять до скончания века и назвал его символом своей искупительной Крови». Против такого утверждения есть, по крайней мере, два явных доказательства того, что вино на последней Вечери было безалкогольным. …Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.(Матфея 26:28,29) Фраза «плод виноградный» ясно указывает на тот продукт, что произведен в натуральном состоянии, т.е. только что собран, в этом случае, можете догадаться сами, означает натуральный продукт винограда – обычный сок. Сторонникам же умеренного употребления алкоголя эти слова и здесь видятся как «образное значение броженого напитка», что не имеет за собой никакого обоснования, только желание отображать все в свете своих прихотей. Как выразился Фредерик Лис, применить фразу «плод виноградный» к алкогольному вину, которое является продуктом брожения и разложения «такой же абсурд, как назвать смерть плодом жизни» . Также, можно смело надеяться на то, что в Царстве Отца не будет никаких опьяняющих веществ (кроме наполнения Святым Духом:)). Вторым доказательством служит тот факт, что вино на последней Вечери было пасхальным. Как утверждают многие авторитетные раввинские источники и авторы, на Пасху иудеями не употреблялось никаких броженых напитков, как не могло употребляться и ничего квасного (символ морального разложения). И последнее. Писание говорит, что Его Кровь «очистит совесть нашу от мертвых дел» (Евреям 9:14 ) и чаша, которую принял Христос, названа чашей благословения (см. 1-е Коринфянам 10:16 ). И как, скажите, броженое вино, что отлично подходит для символа разложения и смерти (к примеру, оно создается из экскрементов дрожжевых бактерий) может символизировать чистую и незапятнанную Кровь нашего Господа, пролитой для прощения моих и ваших грехов? Другое дело неброженый виноградный сок с его питательными и благотворными для организма свойствами.

Во время праздничных торжеств многие христиане считают своим долгом «подкрепиться» при помощи различных алкогольных напитков. Однако насколько Священное Писание дает право на увлечение «зеленым змием»?

Случаи с Ноем и Лотом

Первый в истории человечества случай опьянения описан в 10-й главе ветхозаветной Книги Бытия. Согласно библейской хронологии, это произошло спустя некоторое время после всемирного потопа. Пережив со своей семьей чудесное спасение в ковчеге, Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Как показали дальнейшие события, такое увлечение чревато серьезными последствиями даже для праведника.

«И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя, рассказал братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9, 21-25).

Из данного текста становится понятно, что негативный эффект от вина стал неожиданностью не только для самого Ноя, но и для членов его семьи. Это опьянение служит предостережением для всех людей. «Для того и описаны, - говорит Иоанн Златоуст, - не только добродетели сынов, но и прегрешения их, чтобы мы последних избегали, а первым подражали».

От чрезмерного винопития пострадал еще один праведник, о котором рассказывается в 19-й главе Бытия. Речь идет о Лоте, который был вынужден бежать во время огненного дождя, пролившегося на Содом и Гоморру (из-за большого разврата среди местных жителей). Вместе с ним спаслись и две дочери, которые впоследствии решили споить отца с целью забеременеть от него.

«И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли. Итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего» (Быт. 19, 31–36).

Разумеется, сам Лот не злоумышлял против собственной чистоты и целомудрия своих дочерей. Но в то же время он оказался жертвой заговора и угодил в коварно расставленную ловушку. В хитро сплетенные женские сети праведник попался лишь потому, что слишком увлекся вином, причем не один раз. Вот как об этом пишет древнегреческий философ Ориген:

«Настолько он опьянен вином, что и не знает, спал ли с дочерью старшей или младшей. Услышьте, что творит пьянство! Вслушайтесь, каким преступлениям сопутствует опьянение! Услышьте и остерегитесь вы, которые не ставят это зло в вину, а практикуют его. Опьянение обманывает того, кого не обманул Содом: тот, кого не обожгло серное пламя, горит от огня жен».

Потомки родившихся от кровосмешения Лота с дочерьми стали впоследствии известны как языческие народы (моавитяне и аммонитяне) - враги Божьего народа.

Алкоголь или сок?

Как показывает анализ библейских текстов, вино в Священном Писании не всегда имеет то значение, какое вкладывает в него наш современный язык. Дело в том, что это слово использовано при переводе множества древнееврейских, древнегреческих и арамейских выражений: они обозначают не только крепкие напитки, но и виноградный плод, уксус, кислые и сладкие соки.

К примеру, слово «тирош», упоминаемое в Ветхом Завете более 30 раз, означает «свежий виноградный сок». В свою очередь «асис» указывает и на «свежий виноградный сок», и на «молодое вино» (неперебродившее): в Синодальном переводе обозначается как «сок» (Песн. 8, 2), «молодое вино» (Ис. 49, 26), «вино» (Иоил. 3, 18) «виноградный сок» (Иоил. 1, 5, Амос. 9, 13). Слово «шемер» переводится как «сироп» или «сок», «хемер» - «сладкое красное вино», «йяйн» - «вино». А самым крепким алкоголем считалась «сикера».

К примеру, в 12-й главе книги Плач Иеремии упоминается о детях, которые страдали подобно раненым и спрашивали своих матерей: «Где хлеб и вино?». Понятно, что здесь речь идет о виноградном соке, а не об алкогольном напитке. Даже библейский виночерпий, оказывается, может черпать свежевыжатый сок: «И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною; на лозе три ветви; она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды; и чаша фараонова в руке у меня; я взял ягод, выжал их в чашу фараонову и подал чашу в руку фараону» (Быт. 40, 9-11) . Исходя из этого можно сделать вывод: в одних случаях слово «вино» в Библии используется в положительном смысле, в другом - в отрицательном.

Обращаясь к своему сыну Иакову, Исаак говорит: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» (Быт. 27, 28) . В данном контексте вино вместе с другими дарами земли символизирует Божье благословение. Также оно «веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), когда употребляется умеренно - в потребность телу. «Употребляемое же сверх потребности называется блудным, укоризненным и непотребным. Ибо невинно вино, укоризненно же пиянство», -объясняет преподобный Исидор Пелусиот.

Предостережение от излишнего употребления вина неоднократно встречается и в Притчах премудрого Соломона: «Вино - глумливо, сикера - буйна, и всякий увлекающийся ими - неразумен» (Притч. 20, 1). Здесь опьянение рассматривается в качестве неодолимого препятствия к ясности сознания: оно выступает уже как зло, лишающее человека духовной мудрости и нравственного совершенства. Именно поэтому вино и другие крепкие напитки запрещались во время проведения богослужения: когда священники входили в скинию собрания, то не должны быть пьяными, «чтобы не умереть» (Лев. 10, 9).

От Мелхиседека до Христа

Следует отметить, что напиток, сделанный из виноградного плода, также использовали в древности как символ гостеприимства. Так, например, в 14-й главе Бытия упоминается Салимский царь Мелхиседек (священник Всевышнего в Иерусалиме): он встретил с хлебом и вином Авраама, который возвращался после победы над царями-захватчиками.

Эти два главных жизненных продукта - хлеб и вино - еще в глубокой древности были выражением особого почтения (подобно тому, как у нас практикуется встреча с хлебом и солью). В данном историческом факте усматривается и символическое значение, указывающее на связь с новозаветным таинством. Являясь прообразом Мелхиседека, Спаситель на Тайной Вечере установил Евхаристию (святое Причастие): под видом хлеба и вина преподнёс Свое Тело и Кровь.

Учитывая, что новозаветный текст был написан на греческом, то в нем слово «вино» (греч. - «ойнос») может обозначать два различных напитка - безалкогольный или алкогольный. В связи с этим нельзя дать точный ответ на вопрос, который связан с чудом в Кане Галилейской: что именно подали распорядителю пира - виноградный сок или напиток покрепче? Но в любом случае можно сказать, что Господь преобразил воду в вино для явления славы Своей, а не для опьянения людей. Точно так же Он чудесным образом насытил пять тысяч иудеев (пятью хлебами и двумя рыбами) не ради их чревоугодия, а для спасения от чувства голода.

С точки зрения Нового Завета, вино использовали не только для веселья, но и в лечебных целях. Так, в послании к своему ученику Тимофею апостол Павел советует: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1-е Тим. 5, 23) . По мнению Феофилакта Болгарского, здесь дана заповедь о воздержании: пить вино только для подкрепления здоровья, а не ради плотского удовольствия. Выступая против чрезмерного увлечения винопитием, Слово Божие призывает нас к трезвости. Ибо пьяницы «Царства Божия не наследуют» (1-е Кор. 6, 9).

Недуги души

Сегодня пьянство является одной из основных причин высокого уровня смертности, заболеваемости, травматизма и преступности, а также кризиса семьи, снижения уровня нравственности и культуры, утраты уважения к труду.

Будучи обеспокоенной сложившейся ситуацией, Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера. Его излечение невозможно без осознания духовной природы недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой.

Важным средством борьбы с пьянством (как и со всяким грехом) является участие страждущих в церковной жизни, таинствах, молитвах, постах, чтение Священного Писания и творений святых. Утверждая трезвость в обществе, необходимо учитывать исторический опыт взаимодействия Церкви и государства. Это сотрудничество может осуществляться в разработках и реализации образовательных, просветительских и культурных программ, а также в социальной реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

Церковь считает необходимым взаимодействие с общественными объединениями и отдельными энтузиастами в области профилактики алкоголизма. Такое сотрудничество возможно только с теми организациями и движениями, деятельность которых не противоречит православному вероучению и действующему законодательству.

Вконтакте

Суббота, 19 Апр. 2014

Среди исследователей религии и конечно же среди верующих христиан бытуют два главенствующих мнения. Одни утверждают, что Иисус сам пил вино, а поскольку христиане - Его последователи, то о запрете на вино и речи быть не может. Как правило, данную аргументацию они смягчают следующим дополнением: «Но при этом речь не идет, конечно же, о чрезмером его употреблении». Другие говорят: алкоголь вызывает привыкание и действует разрушительно на тело и разум человека, поэтому всякий искренний христианин должен полностью отказаться от его употребления (как пример можно взять «Общество Трезвости» Братца Иоанна Чурикова и похожие движения).

Конечно, между двумя этими полюсами существует множество разнообразных мнений. В этой короткой статье я не смогу сделать полный их обзор, поэтому, руководствуясь Писанием и здравым смыслом, постараюсь оставаться в рамках ключевых принципов, не особо вдаваясь в детали. Сразу же честно признаюсь, что я твердый сторонник лагеря трезвенников! Я считаю, что в библейских текстах, где говорится о том, как Иисус пил вино, речь идет о непереброженном виноградном соке, и вот каковы мои аргументы.

Два типа вина в Библии

Слово «вино» в Библии иногда употребляется по отношению к новому, или свежему, виноградному соку; а еще оно употребляется для обозначения старого, или перебродившего, напитка, содержащего опьяняющий ядовитый алкоголь. Переводчики никогда не пользуются термином «виноградный сок». А в древнееврейском тексте для обозначения этих двух напитков используются разные слова. Слово tîyrôsh употребляется по отношению к новому, неперебродившему, а слово yayin — как правило, по отношению к перебродившему вину, хотя бывают и исключения (см. Ис. 16:10). Однако в Новом Завете для описания обоих напитков используется одно и то же греческое слово — oinis. Но это не должно создавать для нас проблемы. Чтобы понять, о каком напитке идет речь, достаточно рассмотреть контекст данного термина в отрывке. Так что если в отрывке не сказано прямо — молодое вино или старое вино (как в Лк. 5:37-39), то о каком типе виноградного сока идет речь, вполне можно судить по контексту. В качестве одного из простых примером можно привести Мк. 2:22: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые». Под молодым вином явно имеется в виду свежий, неперебродивший, сок. А еще в Ветхом Завете, в Ис. 65:8, мы читаем: «Когда в виноградной кисти находится новое вино, тогда говорят: "не повреди ее, ибо в ней благословение"». Совершенно очевидно, что в этих отрывках речь идет о простом виноградном соке.

Несколько слов по поводу «противоречивых» библейских текстов

Все Писание однозначно и непреклонно выступает против употребления алкоголя, однако человеку свойственно выискивать в тексте любые лазейки, лишь бы оправдать свою тягу к спиртному. В качестве одной из таких лазеек используют свадьбу в Кане Галилейской, где Иисус превратил воду в вино. «Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин. 2:9, 10).

Сторонники употребления алкоголя говорят, что речь здесь, должно быть, идет об алкогольном вине — ведь была свадьба, а какая свадьба без спиртного, правда? Но давайте внимательнее вчитаемся в текст. Для Иисуса заполнили шесть сосудов, каждый из которых был емкостью от 80 до 120 литров. Только представьте, около 700 литров алкоголя! Означает ли это, что Иисус сотворил более 700 литров губительной отравы, чтобы опоить всех гостей и позволить новобрачным начать семейную жизнь с заплетающихся языков и подкашивающихся ног? Ни в коем случае, ведь тогда Он поступил бы вопреки собственному Слову! (см. Авв. 2:15; Лк. 12:46; Еф. 5:18.) Если мы рассмотрим этот отрывок в свете всей Библии, то будем вынуждены сделать однозначный вывод, что Иисус сотворил непереброженое вино — и распорядитель пира похвалил жениха за его отменное качество (см. Ин. 2:4, 6, 10; см. также Мк. 1:24, 2 Цар. 16:10).

Есть в Библии и другие отрывки, которые, на первый взгляд, могут подвести к мысли, что умеренное потребление перебродившего вина по библейским меркам вполне простительно. В нижеследующих абзацах мы обратимся к нескольким стихам, к которым порой прибегают для оправдания употребления броженого вина, тогда как на самом деле ничего подобного в них не говорится.

«И покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое» (Втор. 14:26). Сикера (крепкий спиртной напиток) была осуждена Соломоном как «буйная» (см. Притч. 20:1). А Исаия говорит, что горе тем, «которые с раннего утра ищут сикеры» (Ис. 5:11). Пить крепкие напитки воспрещалось также священникам (см. Лев. 10:9-11) и назореям (см. Чис. 6:2-4; Суд. 13:3-5). Как же так получилось, что Бог определенным образом осуждает употребление крепких напитков в одном месте и явно одобряет в другом? Как и термин «yayin», обозначающий «вино», слово «shekar» («сикера») обозначает целый ряд продуктов, то есть не только крепкий алкоголь, но и сладкий, непереброженый напиток, о котором говорится, например, в Ис. 24:9. Вот какое определение сикере дано в издании «The Popular and Critical Bible Encyclopedia»: «Сладкое вино или сироп. Ароматный, сахаристый напиток или сладкий сироп, особенно финиковый или пальмовый мед»; или: «Финиковое или пальмовое вино в свежем, непереброженом виде». Между прочим, «сахар» и «сидр» образовались от shekar. И поскольку shekar может означать как сладкий, непеброженый напиток, так и опьяняющее зелье, мы должны толковать его значение, исходя из контекста. Стал бы Бог побуждать людей тратить десятину на покупку напитка, который вызывает опьянение, вредит здоровью и подрывает нравственные силы? Разумный вывод здесь может быть только один: речь в этом стихе идет о сладком пальмовом вине в его свежем, непреброженом виде. Даже если вы не признаете такое толкование этого термина, прошу вас иметь в виду, что в данном стихе (Втор. 14:26) ничего не говорится о том, что пить этот напиток хорошо и правильно. Скорее, речь в нем идет о том, как переправлять приношения для Господа на большое расстояние. Моисей рекомендует своим соплеменникам брать с собой деньги, а не перегонять скот и перевозить зерно и вино. Приобрести все необходимое для приношения можно было по прибытии на место. Жертвенных животных можно было съесть, а вино им было велено выливать на землю. «И возлияния при ней четверть гина на одного агнца: на святом месте возливай возлияние, вино Господу» (Чис. 28:7).

А как же тайная вечеря?

Некоторые утверждают, что раз Иисус пил вино на тайной вечере и даже воспользовался им как символом Своей крови, то ничего не может быть плохого в глотке вина — причем выпитого по редкому, но важному случаю. Безусловно, семена Нового Завета были политы вином тайной вечери. Иисус действительно употреблял вино во время тайной вечери, но было бы ошибкой думать, что это вино было перебродившим. «Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:28, 29). Безусловно, здесь Иисус использует новое вино в качестве символа Своего нового завета с Божьим народом. Кроме того, Иисус называет вино «плодом виноградным», тогда как вино, подвергшееся процессу брожения, это такой же «плод виноградный», как йогурт — «плод коровий».

Мы знаем также, что пасхальная трапеза должны была быть лишена всего квасного (см. Исх. 12:19). А закваска как раз и отличается процессом брожения! Если нельзя было есть квасной хлеб, в котором закваска являлась символом греха, то можно с уверенностью сказать, что и вино, послужившее символом крови Иисуса во время тайной вечери, тоже было лишено алкогольного яда. Символом крови Иисуса не могло служить испорченное и забродившее старое вино. Иисус сравнивал Свое чистое учение с молодым вином (Мф. 9:17). А все искаженные учения уподоблены в Библии переброженому вину Вавилона! Вавилон был назван блудницей, с которой «блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:2). И еще один яркий пример: «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему» (Дан. 1:8).

Был ли Иисус пьяницей?

Когда Иисус висел распятый на кресте, римские воины предложили ему переброженное вино, смешанное с миррой. Но едва отведав его и распознав его вкус, Он отказался от него. Если Иисус отверг этот напиток, даже когда Его плоть мучилась от нестерпимой жажды, то разве мог Он пить его в обычной Своей жизни (Мф. 27:34)? (И тут же вдогонку возникает вопрос: а разве можем это делать мы?)

Алкоголь: библейский зал позора

Первое упоминание об алкоголе содержится в Книге Бытие, когда Ной после потопа сделал первый броженый виноградный сок. «И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9:21).

Итак, Ной опьянел и осрамился перед своими сыновьями. Первый опыт употребления нового наркотика закочился тяжелым проклятьем, постигшим потомков Ноя. Лот тоже напился допьяна и потому легко поддался искушению, вступив в кровосмесительную связь с собственными дочерьми. «И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим; а он не знал, когда она легла и когда встала» (Быт. 19:33).

Потомки родившихся от этого кровосмешения стали вспоследствии известны, как моавитяне и аммонитяне, смертельные враги Божьего народа. И в наше время есть немало свидетельств тому, что алкоголь очень часто ведет к таким видам сексуальной распущенности, как прелюбодеяние, изнасилование и инцест. Воистину, когда читаешь библейские истории, связанные со спиртными напитками, возникает вопрос: разве может истинный верующий выступать в их защиту?

Переброженое вино не приносит ничего, кроме горя

Слово «горе» означает глубокое несчастье, бедствие, напасти. Это слово находит в Библии самое широкое употребление; не удивительно, что употребление алкоголя нередко увязывается именно с этим словом!

  • «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (Ис. 5:11).
  • «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Притч. 23:29, 30).
  • «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!» (Авв. 2:15).

Какое еще осуждение винопития нужно верующему? В данном случае действует весьма безопасное и простое правило: «Если есть сомнения, лучше перестраховаться».

Вопрос здоровья

«Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20). От болезней печени до язвы желудка и слабоумия — перечень недугов, связанных с употреблением алкоголя, почти бесконечен. Алкоголь — это яд, поражающий центральную нервную систему. Большинству людей известно, что даже умеренное употребление алкоголя разрушает клетки мозга. Если человек минут десять подержит во рту немного крепкого спиртного, его ротовая полость покроется мелкими волдырями. Если затем завязать ему глаза и дать поочередно попробовать различные напитки — скажем, воду, уксус или молоко — то он не сможет отличить один от другого. Данный эксперимент со всей определенностью показывает, что алкоголь — это не только сильное раздражающее средство, но и наркотик .

Думаю, даже убежденные сторонники алкоголя будут вынуждены признать, что его употребление отнюдь не прославляет Бога в нашем теле; напротив, алкоголь медленно разрушает тело и разум, а это прямое нарушение шестой заповеди. Употребление алкоголя — это такое же медленное самоубийство, как и курение табака. Существует бесконечное разнообразие напитков, полезных для тела и ума.

Самое смертоносное вещество на земле

Авраам Линкольн говорил: «Спиртное — это раковая опухоль на теле человеческого общества, пожирающая его жизненные силы и угрожающая самому его существованию». И я вполне с этим согласен, ведь алкоголь приносит нашему обществу столько бедствий, катастроф и несчастий! Даже если бы Библия сохраняла по этому поводу полное молчание, все равно тысячелетняя история человечества несет в себе такое множество наглядных уроков, что иного мнения быть не может: спиртное таит в себе чрезвычайный вред . Впрочем, Писание говорит об алкоголе, причем говорит немало и со всей определенностью.

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же"» (Притч. 23:29-35).

А пророк Иеремия говорил, что Бог наполнит «винные меха» для опьянения жителей земли им на погибель (см. Иер. 13:12-15). Разве не происходит то же самое и в нашей стране, где повсюду зазывная реклама, направленная на самых юных и уязвимых ее граждан? Стоит ли удивляться, что в обществе, привыкшем веселиться с помощью алкоголя, употребление спиртного поощряется даже среди самых юных его членов? Пророк Михей тоже предостерегал о лжецах и лжепророках, пропагандирующих вино и крепкие напитки: «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь и сказал: "я буду проповедывать тебе о вине и сикере", то он и был бы угодным проповедником для этого народа. Мих. 2:11». Таковые и сегодня учат «умеренному» винопитию, но история показывает, что умеренность и наркотики, вызывающий привыкание, — несовместимые понятия.

Вопрос любви

«Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).

Учитывая, что каждый седьмой из тех, кто пьет вино, становится пьяницей или алкоголиком, как может верующий поддерживать производство алкоголя, которое приводит к падению такое большое количество людей? Согласно Зигу Зиглеру, примерно каждый шестнадцатый из тех, кто берет в руки стакан со спиртным, впоследствии становится алкоголиком! Скажите, вы лично сели бы в самолет, если бы знали, что у вас один шанс из шестнадцати упасть вместе с ним и разбиться насмерть? (На самом деле, вероятность разбиться в пассажирском самолете — один шанс на миллион, но даже при таких пропорциях находятся люди, которых не затащишь в самолет. И при этом эти же самые люди безбоязненно берутся за бутылку!)

А вот еще один общеизвестный факт: в течение следующих суток алкоголь станет причиной почти половины из всех…

  • Убийств
  • Дорожных аварий
  • Несчастных случаев
  • Тюремных заключений
  • Случаев домашнего насилия
  • Случаев рождения детей-инвалидов

Кроме того, алкоголь в той или иной мере причастен к четверти всех самоубийств. Имея перед собой эту ужасающую статистику, каждый здравомыслящий гражданин, а верующий тем более, должен проникнуться глубоким убеждением в недопустимости употребления этого наркотика, ответственного за мощную волну горя и несчастья, захлестнувшую чуть не весь мир. Если мы по-настоящему любим наших ближних и Бога, как мы можем отстаивать употребление алкоголя в любых его формах? Павел сказал, что лучше не есть мяса и не пить вина и не делать ничего, что может послужить камнем преткновения для ближнего. Имея вокруг нас столько алкоголиков, борющихся с этой страшной зависимостью, мы ни в коем случае не должны подавать им повод для преткновения своим собственным непоследовательным отношением к винопитию.

Большой соблазн

«Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7).

Уже давно доказано, что даже небольшое количество алкоголя снижает реакцию человека и ослабляет его способность к самоконтролю. Другими словами, алкоголь подрывает решимость верующего сопротивляться искушению. Зачем же верующему облегчать дьяволу его задачу? Многие мужчины и женщины просыпаются после бурной ночи с обильными возлияниями и обнаруживают, что они нарушили седьмую заповедь и навеки омрачили свою жизнь и доброе имя. Вот почему Петр увещевает нас: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8). Дьявол и так уже протянул к нам свои руки. Зачем же помогать ему, подрывая алкоголем данную нам Богом способность к сопротивлению?

Помните, что Иисус, даже когда висел на кресте, страшно страдая от жажды, отказался пить вино, предложенное палачами. «Дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить» (Мф. 27:34). Когда на чашу весов было положено искупление мира, Он не стал рисковать Своим ясным сознанием, не приняв ни единого глотка одурманивающей жидкости, которая могла хотя бы немного облегчить Его страдания. Ожидает ли Он от нас чего-то меньшего?

Потускневшее свидетельство

Верующие, употребляющие алкоголь, наносят вред тому свидетельству, которое они несут внешнему миру — как, впрочем, и своим собратьям по вере. Причем более всего от этого ущербного свидетельства страдают дети. Посудите сами, что подумает ребенок, который видит, как его мать или отец сначала молятся, а потом через какое-то время выпивают пару банок пива.

Иисус резко осуждает подобное лицемерие: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:6). Бог повелевает нам: «Выйдите из среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» (2 Кор. 6:17). Но когда верующий начинает пить алкоголь, он показывает тем самым, что не отделился от мира. Многие верующие гадают, почему Бог не использует их для какого-нибудь большого дела. Бог не станет поручать двоедушному ученику ничего великого. Для удивительных свершений Бог употребляет только чистые сосуды.

Вино в день Пятидесятницы

В день Пятидесятницы, когда апостолы исполнились Духа Святого, зеваки сказали: «Они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). В данном случае употреблено греческое слово gleukos, которое может означать либо новое непереброженое вино, либо «сусло», сладкий перекипяченный виноградный сок. Эти зеваки насмехались над посвященными учениками, говоря: «Они опьянели от виноградного сока». Это говорит о том, что ученики были известны своим полным воздержанием от алкоголя! Как же нам не следовать их очевидному примеру?

Немного для желудка

Павел также говорит Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5:23).

Многие считают, что Павел рекомендует Тимофею алкогольное вино. Однако предположение это неверно по нескольким причинам: во-первых, здесь используется слово oinos, а мы уже увидели, что оно может означать как перебродивший, так и неперебродивший виноградный сок. Кроме того, есть исторические свидетельства, указывающие на употребление неброженого вина в медицинских целях в древнем мире. К примеру, Афиней (280 г. н. э.) советует употреблять неперебродивший виноградный сок при расстройствах желудка.

Кроме того, Тимофей, должно быть, вел назарейский образ жизни и пил только воду. Павел посоветовал ему употреблять немного виноградного сока, благотворно влияющего на организм, а это говорит о том, что Тимофей был абстинентом и его нужно было уговаривать, чтобы он принимал хоть немного нового вина. Переброженое вино может привести к возникновению и усугублению язвы желудка. Павел ни в коем случае не стал бы рекомендовать старое вино для лечения желудка. Выше в том же послании Павел указывает Тимофею, что епископы должны быть трезвенниками (nephalion) (1 Тим. 3:2, 3). Апостол не стал бы убеждать Тимофея пить алкогольные напитки, ранее, в том же письме, запретив их употребление церковным руководителям (1 Тим. 3:8).

Прочие медицинские показания

«Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою» (Притч. 31:6). Здесь идет речь о «погибающих» (obed) и «огорченных душою» (marei naphesh).

Оба эти термина на еврейском языке указывают на отчаянное, безнадежное положение. Другими словами, здесь описывается ситуация, когда человек умирает в жестоких муках. Евреи давали спиртное в подобных случаях, и мы находим, что и Христу на кресте было предложено «вино со смирною» (Мк. 15:23), но Он отказался. В этом отрывке отнюдь не одобряется обычное употребление алкоголя, но говорится о его использовании в медицинских целях как наркотика для тех, кто пребывает предсмертных муках, так же как сейчас дают морфий с теми же целями.

Умеренное употребление алкоголя

«Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы» (1 Тим. 3:8).

В этом стихе как будто говорится о допустимости умеренного винопития, однако мы должны учитывать библейский контекст, где Бог одобряет умеренное употребление того, что полезно, и полное воздержание от того, что приносит вред. Имея это в виду, мы можем сделать единственно логичный вывод о том, что Павел говорит об умеренном употреблении хорошего, неперебродившего вина. Об умеренности в том, что приносит пользу, говорится в нескольких библейских отрывках. Например, мед, здоровый, естественный продукт, тоже нужно употреблять в умеренных количествах: «Нехорошо есть много меду» (Притч. 25:27).

Чревоугодие в еде или питье, даже если речь идет о чем-то полезном, недвусмысленно осуждается Библией (см. Втор. 21:20; Притч. 23:21), а Иисус упоминает его как один из главных грехов людей, истребленных потопом (Мф. 24:48). Обжорство и пьянство были в Римской империи весьма распространенным явлением. Далее, мы должны помнить, что одной из обязанностей дьякона было посещение верующих на дому. Гостей в то время, как и сейчас, часто угощали виноградным соком. Дьяконы должны были проявлять умеренность даже в употреблении виноградного сока, чтобы никто не обвинил христиан в чревоугодии. Таким образом, самое правдоподобное истолкование этого стиха заключается в том, что Павел запретил дьяконам пить слишком много неперебродившего виноградного сока.

Вывод

Как ни печально, прошли уже века и века, а грех Ноя по-прежнему разрушает человеческие семьи. Неужели мы так ничему и не научились? Умеренное употребление алкоголя противоречит нормам Божьего Слова. Им соответствует только полное воздержание. Каждый алкоголик начинает свой гибельный путь с небольших доз спиртного. Церковь ни в коем случае не должна поощрять первый шаг на этом пути, допуская в своих рядах умеренное винопитие. Она должна придерживаться четких библейских норм!!! Отношение Бога к алкоголю вполне очевидно. Алкоголь несвят и нечист. Употребление спиртных напитков может привести лишь к попранию установленных Богом высоких нравственных норм.