Выпечка из слоеного теста        08.05.2019   

Боевой стиль вин чунь. История и легенды стиля Вин-Чунь

История китайских воинских искусств прослеживается уже полторы тысячи лет. Она полна древними традициями, документальными рассказами о мастерах, невероятными историями и поэтичными легендами. Это мир, многочисленные сверкающие грани которого притягивают своей заманчивой красотой.

В многовековой глубине родилась легенда о девушке с поэтичным именем Вин Чунь, переводимом на русский язык как «Цветущая Весна». Имя нежного юного создания, сравнимого с прелестным цветком, навечно и тесно связано с целым направлением в боевом искусстве, которое носит ее имя – Вин-Чунь. Неполные родословные стиля, приводимые в книгах и передаваемые из уст в уста, изобилуют несовпадениями, приоткрывая взглядам учеников лишь отдельные ветви его генеалогического древа, корни которого скрыты в тени веков, а крона теряется в семейных кланах китайских и вьетнамских мастеров, пряча Истину под покровом Времени.

Впервые о Вин-Чунь узнали 300 лет назад, во времена правления маньчжурской династии Цин (1644-1911). Маньчжуры, правившие Китаем, проводили политику кровавых расправ, что приводило к народным восстаниям в разные годы правления.

Манчжуры в то время составляли лишь 10% всего населения и, чтобы удержаться у власти, они проводили политику кровавых расправ, взращивая страх и злобу в сердцах людей. Коренные китайцы вынуждены были подчиняться несправедливым законам, попиравшим их права и унижавшим достоинство. Для них были закрыты высокие государственные посты, создавались преграды в продвижении по служебной лестнице. Чтобы обезличить китайский народ и духовно опустошить растущее поколение, манчжурские правители запретили занятия боевыми искусствами. Хранителем духовной китайской культуры стал священный храм Шаолинь. Никакие жестокости и запреты не могли сломить дух гордых обитателей Шаолиня. Подобно ветру, разжигающему огонь, несправедливость манчжурских правителей разжигала в их сердцах желание бороться за свободу народа. Монастырь Шаолинь стал центром подготовки народных бойцов для будущего восстания. К стенам Шаолиня стекались выжившие в сражениях монахи. Манчжурские правители ненавидели монастырь, потому что именно он давал силы народу восставать против несправедливости и насилия, и был символом непокорности и надежды в борьбе против иноземного господства.

Для обучения традиционным методом борьбы необходимо было 10-15 лет. Пятеро монахов, собравшись вместе, обсудили и отобрали самые эффективные технические приемы для экспериментального обучения, которое сокращалось до 5-7 лет. Они тщательно выбирали учеников. Новый метод еще не успел распространиться, как войска маньчжуров начали карательную операцию Шаолинь, ставший символом воли и независимости китайцев. Их целью было уничтожение мастеров кунг-фу. Монахи и ученики стойко боролись и отразили все наступления армии императора, однако труднее всего было устоять против подлости и коварства. Группа предателей подожгла Южный Шаолинь, находившийся на горе Цзяляньшань в провинции Фуцзянь, и открыла ворота монастыря отряду генерала Чан Ван Хоа. Манчжуры беспощадно подавили сопротивление, уничтожили сотни монахов и спалили мятежный монастырь дотла. Армия захватчиков жестоко подавила сопротивление, потопив его в крови, но пятерым монахам удалось спастись. Их имена: Ти Тин Тин Сы (Добрая Воля), Миу Хин Лао Сы(Бессмертная Кошка), Бат Ми Лао Сы(Белая Бровь), Фун Дао Дык Сы(Вежливость-Образованность) и Нгу Май Лао Ни(Цветок Май – Пять лепестков). Нгу Май ушла в храм Бат Хак (Белый Журавль) на горе Дай Лю Сы (Большая гора) провинции Ты Сюэн. Она всем сердцем скорбела по разрушенному монастырю и погибшим братьям. Но, несмотря на боль, поселившуюся в ее душе, бесстрашная и мудрая женщина продолжала упорно совершенствовать технику единоборства. Она также не забывала и о манчжурах, которые хотели убить ее, ни на минуту не покидала ее мысль о задуманном новом стиле. Нгу Мэй решила самостоятельно создать более совершенный стиль боевого искусства, взяв за основу шаолиньский комплекс упражнений, который преподавал настоятель Чжишань. После разгрома Шаолиня он перебрался в провинцию Кантон и стал обучать монахов в монастыре «Света сыновней почтительности» (Гунсяосы).

В это время жил человек по имени Ним Ний. Его жена умерла и он остался со своей единственной дочерью Ним Вин Чун (Вечная Весна). Они ушли в провинцию Ты Сюэн и открыли там лавочку. Ним Ний обещал выдать свою дочь за человека по имени Лыэн Бак Чу. Но девушка была так прекрасна, что один влиятельный чиновник захотел силой взять ее в наложницы. Ним Ний не мог оказать сопротивление столь богатому и влиятельному господину, и Вин Чун, не желая становиться его женой, бежала из дома в монастырь Бат Хак. Там она встретилась с Нгу Мэй. Вин Чун поведала монахине о своем горе. Нгу Мэй прониклась сочувствием к девушке, не испугавшейся гнева влиятельного чиновника, и решила взять ее в ученицы. Нгу Мэй увела Вин Чун в горы, чтобы помочь скрыться и стала обучать ее боевым искусствам.

Рассказывали, что однажды Нгу Мэй случайно стала свидетельницей кровавого боя журавля и змеи. Змея обвила своим телом длинные ноги птицы и пыталась ужалить, а журавль, используя сильные крылья и острый клюв, бил ими змею. Они сражались, стоя на одном месте, нанося друг другу молниеносные и точные удары. Эта сцена была столь впечатляющей, что навсегда отпечаталась в памяти монахини и не оставляла ее в покое. Тренируясь, она стала подражать то ловкой змее, то отважной птице, и вскоре разработала систему боевой техники, соединившей движения журавля и змеи. В течение трех лет эта техника также была передана Вин Чун, любимой ученице Нгу Мэй.
После смерти монахини в 1726 году Вин Чун продолжала совершенствовать свои тело и душу. Однажды она пошла в лес и услышала грозное рычание хищников. Осторожно раздвинув ветви, она увидела, что сражаются тигр и леопард. Они дрались на узкой тропе в ущелье из-за добычи, лежавшей на склоне горы. Тигр был бесстрашен, мужественен и жесток, а леопард – хитер, ловок и гибок. Оба зверя вынуждены были держаться близко друг к другу из-за опасности сорваться со скалы в пропасть, и применяли короткие шаги, быстрые удары, увертываясь от лап противника.

Это сражение тигра и леопарда натолкнуло Вин Чун на мысль о создании еще двух стилей единоборств. Когда, вернувшись в храм, Вин Чун совместила техники змеи, журавля, тигра и леопарда, она поняла, что, наконец, пришло время исполнить заветную мечту своей учительницы Нгу Мэй и создать новый стиль, предназначенный для гибкого и ловкого тела женщины. После долгих исканий была создана совершенная техника, соединившая в себе ценности школы Шаолинь с новыми образами животных. По преданию существует 5 символов этой техники: дракон, змея, тигр, леопард и журавль. Также это соответствует пяти лепесткам распустившегося цветка Мэйхуа, всегда напоминая о первом Учителе, и подразумевает пять основ восточной философии: Великодушие, Преданность, Благопристойность, Ум, Вера, и пять состояний бойца: Твердость, Мягкость, Сообразительность, Спокойствие и Смелость.

Вин Чун выработала особый тип нанесения ударов, при котором не требуется большой физической силы. Удар кулаком наносился по прямой от центра груди, а блоки выполнялись в виде подставок и наложений ладоней на атакующие конечности противника. Она создала и новую тактику боя – близко подходила к противнику, лишая его, таким образом, возможности «разогнать» свой удар и воспользоваться превосходящей физической силой, а чтобы сковать передвижения и удары ногами нападающего, она училась особым образом подставлять свои ноги под ноги противника и наносить удары в область голени.

Вскоре Вин Чун вернулась в отцовский дом, что стоял у горы Лунь Тай. Там она вновь встретила слуг влиятельного чиновника, не оставлявшего надежды сделать ее своей наложницей. Это был первый случай, когда Вин Чун пришлось применить боевую технику, чтобы постоять за себя, и она без труда победила.

После этого отец с дочерью вернулись в Кантон, где Вин Чун стала женой Лыэн Бак Чу, ожидавшего ее все эти годы. Вскоре муж стал первым учеником Вин Чун, и она передала ему все свои знания боевых искусств. Когда она умерла, Лыэн Бак Чу решил увековечить память о своей единственной и любимой жене, назвав ее именем самую совершенную боевую технику.

Лыэн Бак Чу передал секреты Вин-Чунь человеку по имени Лян Лан Кваю, который сделал своим учеником Хуан Хуабао. Тот был актером гуандунской оперной труппы «Красная Джонка» и часто путешествовал с гастролями в разных частях страны. Благодаря этому однажды он повстречался с учеником по имени Лян Эрди. Они подружились и стали обмениваться своими знаниями по боевым искусствам. Примерно в середине XIX века Хуан Хуабао и Лян Эрди покинули актерскую труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня.

Этот человек, из весьма достойной семьи, являлся владельцем аптеки и был хорошо образованным человеком. Дело его процветало, и пациенты были очень довольны его деятельностью. Все свободное время Лян Цзянь уделял литературе и занятиям боевыми искусствами. Но ему не очень нравились стили, в которых упор делался на физическую силу. Он хотел изучить какую-нибудь систему, эффективность которой зависела бы только от техники.

Лян Цзянь позаимствовал все самое лучшее из шаолиньских методов, отбросив их недостатки, а в многочисленных поединках проверил их реальный боевой эффект, за счет чего обогатил и развил Вин-Чунь, усилив его боевые возможности.

Лян Цзянь не имел официальной школы и преподавал Вин-Чунь прямо в своей аптеке. Он посвятил свою жизнь изучению тайн Вин-Чунь и достиг столь высокого уровня владения техникой, что среди мастеров и знатоков боевого искусства был удостоен звания «Короля Вин-Чунь». Из-за того многие бойцы бросали ему вызов и в ходе многочисленных боев он смог выявить сильные и слабые стороны Вин-Чунь.

Лян Цзянь воспитал несколько учеников, в числе которых были и его сыновья Лян Чун и Лян Бик. Среди его учеников был один способный юноша по прозвищу «Ва – Деревянные руки». Это прозвище он получил, потому что его руки были сильными и твердыми как дерево. Часто во время тренировок он ломал «руки» деревянному манекену (мокчжон).

Рядом с аптекой Лян Цзяня находилась лавка по обмену денег. Ее владельцем был Чэнь Ва Шунь по прозвищу «Ва – Меняла», который, зная, что Лян Цзянь был прекрасным специалистом стиля Вин-Чунь, хотел поступить к нему в ученики. В то время нельзя было изучить кунг-фу за деньги, как это распространено сейчас, и Чэнь Ва Шунь глубоко сомневался, что мастер станет его обучать. Поэтому, когда он заканчивал работу, то на цыпочках пробирался к аптеке Лян Цзяна и через щель в двери наблюдал за тем, как тот обучает своих учеников. Лян Цзянь был для него кумиром, и с каждым днем Чэнь Ва Шунь восхищался им все больше и больше. Однажды он собрался с духом и решился обратиться к Лян Цзяну со своей просьбой. Как он и ожидал, мастер деликатно отказал. Это разочаровало Чэнь Ва Шуня, но он не утратил надежды.

Однажды, когда Лян Цзянь отсутствовал, «Ва – Деревянные руки» привел в аптеку Чэнь Ва Шуня. Когда сын аптекаря Лян Чун узнал, что этот человек изучал стиль Вин-Чунь, подглядывая сквозь щель в двери, он ужасно рассердился и решил продемонстрировать Чэнь Ва Шуню технику «липких рук» в весьма жесткой форме. Однако тот, не рассчитав своих сил, нанес Лян Чуну такой удар ладонью, что тот упал прямо на любимое кресло Лян Цзяна, да так неудачно, что отломил у него одну ножку. Испугавшись, что учитель разгневается и накажет их за это, молодые люди решили не рассказывать о своем поединке. И вот когда Лян Цзянь вернулся домой и хотел отдохнуть на своем любимом кресле, оно вдруг перевернулось, и удивленный мастер грохнулся на пол. Лян Цзянь решил выяснить, что здесь произошло в его отсутствие. Тогда Лян Чун рассказал ему все в подробностях. Выслушав рассказ сына, Лян Цзянь спросил «Ва – Деревянные руки», каким образом Чэнь Ва Шунь мог изучить Вин-Чунь. И Ва объяснил, что кое-чему он сам научил его, а все остальное тот сам усваивал, подсматривая через дверную щель. Лян Цзянь попросил Ва найти и привести к нему своего друга. «Ва – Деревянные руки», вспомнил, что обучать без разрешения учителя ему было запрещено, поэтому, думая, что их могут наказать за такое нарушение, он посоветовал своему другу скрыться. Когда «Ва – Деревянные руки» вернулся один, Лян Цзянь был очень удивлен, почему с ним нет Чэнь Ва Шуна. В конце концов, Лян Цзянь догадался, что ученик не правильно его понял. Тогда он объяснил, что хотел всего лишь посмотреть, что усвоил его друг из стиля Вин-Чунь и каковы его способности. «Ва – Деревянные руки» этому очень обрадовался, быстро нашел своего друга и привел к мастеру. Оценив талант Чэнь Ва Шуна, мастер сразу же согласился взять его к себе в ученики.

После смерти Лян Цзяня его сыновья Лян Бик и Лян Чун, отправились в Гонконг. Их товарищ – одноклассник, Чэнь Ва Шунь, остался в Фошане и начал обучать стилю Вин-Чунь.

Отец Ип Мэна был гонконгским бизнесменом, и сын был вынужден помогать ему. В Гонконге Ип Мэн повстречал Лян Бика и вскоре стал его учеником. Чэнь Ва Шунь перед своей смертью назначил своим преемником Ип Мэна, который начал преподавать Вин-Чунь в Гонконге в возрасте 56 лет. Так возникла гонконгская ветвь Вин-Чунь.

По мере распространения славы Ип Мэна росло и число его учеников. Один из его учеников был Брюс Ли.

Современные представления о Вин-Чунь связывают с гонконгской ветвью, основанной Ип Мэном, вьетнамской ветвью, основанной Тэ Конгом и китайской ветвью, возглавляемой Лян Гуанманем, за которыми следует целая плеяда мастеров, развивающих это боевое искусство во многих странах

Основатель:

Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением ушу . Бой в Вин-чунь основан на принципах, которые постигаются учеником от тренировки к тренировке. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Зачастую бой завершается ударами колен и локтей. Упражнение «липкие руки» (chi sao, 黐手 чи сао) позволяет бойцу отлично ориентироваться в бою на близких дистанциях. Существуют и ножевые техники, они тесно связаны в единое целое с техникой рук и приёмами без оружия. Вместе с «липкими руками» изучаются броски и захваты.

Краткая история стиля

Легенды традиционно связывают происхождение стиля с монастырём Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь . Согласно одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны («вэнчуньтан» на кантонском диалекте). Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Вечная Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй (Ng Mui).

Однако, в 1930-40-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10 000 лет здравствовать императору династии Цин!» - приключенческий роман, описывающий, как один из будущих императоров Китая якобы инкогнито странствовал по южному Китаю и попадал во всякие переделки), а Чжишань, Умэй и прочие - просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о Южном Шаолине географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности и т. д. и т. п.

Более-менее достоверная история стиля прослеживается лишь с конца XVIII века, когда этот стиль попал в труппу гуандунской оперы «Красная джонка». В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера - Хуан Хуабао и Лян Эрди - покинули труппу и переехали в Фошань, где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как «юнчунь ван» («король винчуня»). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После того как оставил свой бизнес, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.

Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Ман на кантонском диалекте) изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге, где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь (Ип Ман) принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где преподают преимущественно ученики Ип Мана, а также представители других ветвей Вин Чунь.

Вьетнамское направление винчунькуэн ведет своё начало с 1939 года от Жуань Цзиюня (Нгуен Тэ Конга), легендарного китайского мастера, приехавшего в Ханой по приглашению Ассоциации Китайских эмигрантов во Вьетнаме и который воплотил в жизнь принцип боевого китайского искусства, гласящий: «четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней», что означает: «слабое усилие нейтрализует атаку».

Известные сегодня ветви стиля

  • Ип Ман винчунькуэн (кулак вечной весны Е Вэня, Ип Мана на кантонском наречии).
  • Леун Тин основатель Международной WingTsun ассоциации IWTA
  • Фуцзянь вэнчунькуэн (кулак вечной весны из провинции Фуцзянь).
  • Фунг Сю-Чин вэнчунькуэн (кулак вечной весны Фэн Шаоцина).
  • Футсао винчунькуэн (кулак восхваления весны рук Будды). Говорят, что это направление содержит элементы Южного Богомола и внутренних систем семьи Фу.
  • Гулао винчунькуэн (кулак восхваления весны деревни Гулао). Иногда этот стиль называют Пяньсань винчунькуэн (кулак восхваления весны с корпусом, повернутым боком).
  • Хайбань винчунькуэн (кулак восхваления весны из оперы).
  • Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Хуан)).
  • Хунг суэнь винчунькуэн (кулак восхваления весны Красной Джонки (семьи Ху)).
  • Чжи Шим вэнчунькуэн (кулак вечной весны Чжишаня).
  • Цзю Вань винчунькуэн (кулак восхваления весны Цзю Ваня).
  • Ли Шинг винчунькуэн (кулак восхваления весны Ли Шина).
  • Леунг Ган-Мун винчунькуэн (кулак восхваления весны Лян Гуанманя).
  • Малайский вэнчунькуэн.
  • Наньян винчунькуэн (кулак восхваления весны стран Юго-Восточной Азии).
  • Пань Нам вэнчунькуэн (кулак вечной весны Пэн Наня).
  • Пао Фа Льен вэнчунькуэн (кулак вечной весны Лю Дашэна).
  • Вьетнамский винчунькуэн.
  • Юэнь Кай-Сань винчунькуэн (кулак восхваления весны Жуань Цишаня).
  • Тхеу Лам Фат Сон Вин Сюань Куен (шаолиньский кулак прекрасной весны из города Фошань)

Технические особенности стиля

Существует распространенное заблуждение, что отличительной чертой вин-чун являются упражнения «чи-сао» («chi-sau») - «липкие руки», благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы. Аналогичные упражнения существуют практически во всех направлениях традиционного китайского у-шу, только называются по-разному. Например в Тайцзы цюань называние этого упражнения туйшоу. В настоящее время чи-сао возведено чуть ли не в абсолют и даже проводятся соревнования по чи сао. Но на самом деле чи сао это всего лишь одно из множества существующих упражнений в винчунь. На самом деле отличительной особенностью винчунь является больший акцент на принципы боевых искусств таких как текучесть, слияние, компактность, искусства в безыскусности и т.п…

С другой стороны, именно упражнение «чи-сао» вырабатывает навыки быстрого нахождения варианта пути для атаки или защиты и атаки. Все дело в том, что большое количество техник, нарабатываемых учеником-новичком, даже при периодических учебных спаррингах, создает в голове мешанину: при отражении атаки он теряется в том, какую связку ему применить и заканчивается все, как правило, «маханием кулаками», о какой-либо технике говорить в таком случае не приходится. Именно упражнение «чи-сао», как длительное действо в контакте с партнером, вырабатывает навыки разбиения мостов, наведения мостов, атаки, контратаки, контроль центра тяжести и перемещения.

Бой бойцы вин-чун ведут на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а ещё лучше - локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Удары ногами используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.

Из оружия в наиболее популярной сегодня версии Е Вэня изучают длинный шест и т. н. «ножи-бабочки» (два ножа, у каждого из которых ширина лезвия сравнима с гардой). В других версиях встречаются и другие виды оружия, вплоть до меча-цзянь и буддийских четок.

В версии Е Вэня изучается три комплекса без оружия - «начальная идея», «поиск рук» и «бьющие пальцы». В других версиях имеются и другие комплексы. Вьетнамский винчунь, к примеру, подчеркивая свое легендарное южношаолиньское происхождение, практикует комплексы пяти животных.

Для подготовки к реальному бою помимо упражнений «чи-сао» используются многочисленные разновидности парных упражнений, а также тренировки на специальном манекене («деревянном человеке»).

Современное состояние

В настоящее время Вин Чун занимаются тысячи человек, поэтому обычно в каждой школе вводится система аттестации, различающая адептов стиля по уровню мастерства. Однако в самом Китае ещё сохранилось положение, когда сертификаты о прохождении того или иного уровня обучения выдаются преимущественно для предъявления за пределами Китая.

Школы Вин Чунь

  • Общероссийская Общественная Организация Федерация России Юн Чун Цуань (Вин Чун). Мартынов Валерий Васильевич
  • Международная ассоциация WingTsun IWTA головной офис Гонконг
  • International Wing Chun Organization - Международная Организация Вин Чун
  • Представительство Всемирной Ассоциации Традиционного Винг Чунь Кунг Фу в Украине и по СНГ
  • Международная федерация традиционных боевых искусств Вин Чин Кунг фу. Генеральное представительство в Российский федерации
  • Международная федерация традиционных боевых искусств Вин Чин Кунг фу. Региональное представительство в городе Уфа
  • SAMUEL KWOK WING CHUN ASSOCIATION 郭思牧咏春国术会 - Ассоциация Вин Чунь Кунфу Самуэля Квока в России
  • Stephen Chan’s Wing Chun Association - Wing Chun Tak Kwoon 詠春德館 - Представительство Ассоциации Вин Чун Стивена Чана в России

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Вин-Чунь" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вин. Вин Чун Страна … Википедия

    Содержание 1 2 Отличия от других боевых искусств 3 Наследники Вин Чун Куен Пай 3.1 См. также … Википедия

Вин Чунь (Винчун, юнчунцюань) – название стиля кунфу, переданного в Южном Китае женщиной по имени Им Вин Чунь (yim wing chun). Согласно легенде, Им Вин Чунь изучила это искусство от монахини буддистки Нун Нг Муи (nun ng mui), известной ее навыком в бою на вершине "шеста цветущей сливы".

Сегодня трудно проверить легенды о Вин Чун ь. Происхождение было приписано Им Вин Чунь, Нг Муй и даже содружеству шаолиньских монахов, которые искали более быстрый способ развить высшее мастерство кунфу, чтобы свергнуть династию Цин. Принято считать, что стилю Вин Чунь более двухсот лет.

Через какое-то время возникли различные ветви стиля Винчунь. Лучший известный сегодня стиль называют "стилем Ип Мана" или "гонконгским стилем" Вин Чунь. Однако, даже прямые ученики Ип Мана имеют много различий. Ип Ман сам неоднократно изменял обучение за время его жизни. Некоторые ученики предпочли его ранние обучение и сохранили его, в то время, как другие провели собственные исследования и предпочитают то, что они обнаружили сами. Таким образом, сегодня существует много стилей Вин Чунь. Кроме ветви Ип Мана существуют и многие другие.

Наиболее известными из этих других ветвей являются:

  • Юэн Кай Шань (yuen kay shan) Вин Чунь,
  • “Красная Джонка" Вин Чунь,
  • По Лай Фа (po lai fa (?) Вин Чунь,
  • Пан Нам (pan nam) Вин Чунь

и несколько других ветвей в китайской провинции Фуцзянь (fatsan) и некоторых других частях Китая.

Согласно мастеру Ван Киу (wang kiu), ученику первого поколения у последнего мастера Ип Мана, Вин Чунь называется "Ортодоксальный Шаолинь" в Северном Китае и "Вин Чунь" на Юге, потому что Им Вин Чунь представила стиль там. "Ортодоксальный Шаолинь" означает, что Вин Чунь основан на хороших движениях из различных боевых искусств Шаолиня. Мастер Ван Киу также полагает, что стиль Богомола и Син-И являются искусствами, связанными с Вин Чунь, так как многие их принципы и движения весьма похожи.

Великий мастер Ип Ман обучил несколько групп учеников и различных частных учеников. Признанные старшие из первых учеников, которым он преподавал:

  • Леун Шеун (leung sheung), первый ученик,
  • Лок Ю (lok yiu), второй ученик,
  • Цуй Шань Тин (tsui shan tin), третий ученик.

Леун Шеун, Лок Ю и Цуй Шань Тин помогли мастеру научить многих других. Наиболее известными учениками Ип Мана были Вон Шун Леун в Гонконге и легендарный Брюс Ли, который переехал в США в 1959 году. На Брюса Ли особенно сильно повлияли два старших ученика Ип Мана, которыми он восхищался – Вон Шун Леун и Вильям Чеун. Оба они до сих пор преподают во всём мире. Вон Шун Леун был, возможно, наиболее известным мастером Вин Чунь из-за многочисленных схваток вызова, которые он выиграл против представителей многих популярных стилей кунфу.

Когда Ип Ман умер, не было никакого законного преемника, названного им, который должен был возглавить стиль. Многие из его учеников добились больших достижений в искусстве, поэтому, по политическим причинам, был создан специальный комитет, который должен был наблюдать за будущим развитием. Некоторые ученики откололись и сформировали их собственные организации. Организация “Вин Чунь Леуна Тина" – это самая большая отдельная рганизация кунфу в мире. Организация традиционного Вин Чунь, которую возглавляет Вильям Чеун следует за ней. После сильной политической конкуренции между различными учениками Вин Чунь в конце 1960 – 1980-х годов гонконгский комитет Вин Чунь и несколько шифу во всём мире снова пытаются объединить семейство Вин Чунь.

Об искусстве Вин Чунь

Вин Чунь кажется одним из самых простых стилей китайского кунфу. Три комплекса движений без оружия охватывают всю суть этого искусства. Вин Чунь также использует длинный шест (некоторые ветви используют копье) и популярные ножи–бабочки из Южного Китая. Тренировочная программа состоит из форм, упражнения “липкие руки", комплекса упражнений с деревянным манекеном, тренировки с ударным мешком и, наконец, свободного спарринга.

На самом деле в “простых" формах Вин Чунь заключено большое количество знаний. Первая форма называется "Форма Малой Идеи". Эта форма содержит почти полное теоретическое обоснование стиля. Последующие формы увеличивают или добавляют что-то к концепциям первой формы. Однако, первая форма содержит корни всех более поздних техник. Значение "Формы Малой Идеи" состоит в том, что она подобна семени, которое содержит все знания, необходимые, чтобы сделать ваше кунфу хорошим. Когда семя должным образом лелеют, оно должно превратиться в здоровое растение. Точно так же, когда первую форму тщательно отрабатывают, то ваше кунфу будет сильным.

Почему Вин Чунь популярен?

Согласно мастеру Ван Киу, Вин Чунь есть драгоценный камень среди боевых искусств. Имеются другие хорошие боевые искусства, но даже среди них Вин Чунь выделяется. Стиль является простым, изящным, эффективным и приятным для практики.

Привлекательность стиля Вин Чунь в его простоте и глубине. Китайская игра го, шахматы, музыка и математика знают, что несколько хорошо выбранных концепций могут создать богатство выражения, которое можно исследовать всю жизнь. Это имеет место в Вин Чунь. Некоторые отрицают этот стиль, как слишком простой, в то время как другие находят достаточно глубины для изучения всю жизнь.

Экономия действия, осуществленного через теорию центральной линии, является ключевой идеей в Вин Чунь. Если действие простое и эффективное, то это – хороший Вин Чунь. Сложные внешне эффектные движения не являются частью Вин Чунь. Однако, удар с расстояния в два сантиметра, “липкие руки" с завязанными глазами и деревянный манекен достаточно впечатляющи и многих привлекают к этому искусству.

Книги о Вин Чунь всегда подчёркивают, что Вин Чунь – искусство женщины. Это означает, что грубая сила не должна использоваться. Правильная позиция, ощущение, тайминг и стратегия заменяют грубую силу. Сегодня есть женщины ростом чуть выше полутора метров и весом около пятидесяти килограммов, которые могут победить намного более сильных мужчин ростом под два метра и весом более ста килограммов. Это означает, что хорошие навыки могут компенсировать разницу в размерах. Это было первоначальной целью стиля Вин Чунь.

Наличие многих оригинальных тренировочных идей позволяет подготовить учеников Вин Чунь за относительно короткий период времени. К таким идеям относятся тренинг с деревянным манекеном и Чи Сау или "липкие руки". Сегодня многие боевые искусства используют некоторые из этих идей в своих тренировках.

Что такое Чи Сау Вин Чунь?

Чи Сау – “фирменная марка" Вин Чунь, которая буквально означает "липкие руки" или "цепляющиеся руки". В принципе это неправильное определение, так как бойцы Вин Чунь не пробуют хватать или придерживать руки противника. Вместо этого Чи Сау даёт повышенное ощущение понимания, которое делает контактный рефлекс лучшим и более острым, чем у людей, незнакомых с такой практикой. Многие боевые искусства избирают своей стратегией нанесение удара и последующее отступление. Стратегия Вин Чунь состоит в том, чтобы маневрировать и действовать на короткой дистанции. Вин Чунь заполняет промежуток между стратегией “ударил и беги" и борьбой в захвате.

Другие боевые искусства также пробуют включить своего рода Чи Сау в программы их обучения. Однако, с точки зрения Вин Чунь, они часто упускают цель упражнения. Только сохранять две руки в контакте с партнёром, и “приклеиваться" к противнику независимо от положения его рук – плохая идея. Этот вид свободной игры руками не ведёт к хорошим результатам. Цель Чи Сау скорее в том, чтобы почувствовать ошибки центральной линии, которые встречаются резкими контратаками.

Вин Чунь тренинг

Тренинг в Вин Чунь продолжается в логичном порядке шаг за шагом. Первая форма Вин Чунь даёт все основные принципы искусства. Вторая форма учит, как сократить промежуток между вами и вашим противником. Деревянный манекен учит, как наносить мгновенный удар. “Липкие руки" учат, что делать, если контакт нарушается.

Ученики часто спрашивают, имеет ли Вин Чунь то или иное движение? Бойцы Вин Чунь не ограничиваются в использовании движений. Достижение эффективного результата – вот главная задача. Вин Чунь использует удары кулаком, ладонью, пальцами, ребром ладони, ногами, локтями, плечами, головой, коленями и бёдрами. Подсечки и другие формы нарушения равновесия противника также являются частью искусства. Удары, которые используют на короткой дистанции, составляют арсенал Вин Чунь. Вин Чунь характеризуется короткими взрывными атаками рук, низкими ударами ногами и одновременными нападением и защитой.

О различных ветвях Вин Чунь

Все ветви Вин Чунь практикуют одни и те же формы и те же самые тактические и стратегические принципы. Различия заключаются в применениях этих форм и принципов, в углах техник, в типе ощущения и в используемой силе. Некоторые школы верят, что грубый и жесткий подход в начале, и более мягкий подход позже, есть путь развития. Другие школы не соглашаются и предпочитают мягкий подход с самого начала. Кеннет Чун написал хорошую статью для Интернет относительно этого мягкого подхода. По сути термин "мягкий" является неверным, потому что техники Вин Чунь не могут быть “слишком сильными и мягкими". Касание Вин Чунь может быть мягким или жёстким, но всегда липким и чувствительным. Действия рук минимальны, хотя на короткой дистанции сила весьма важна. Все ветви стиля подчёркивают эти идеи.

Для чего нужен деревянный манекен?

Деревянный манекен заменяет человека на тренировке. Конструкция деревянного манекена такова, что почти все техники Вин Чунь можно отрабатывать на нём. Первое и главное: манекен позволяет отработать позицию. Деревянные руки манекена расположены под фиксированными углами к его телу. Это делает движения ученика очень точными. Все пути вступления в контакт с противником и все последующие движения могут быть выполнены с манекеном. Комплекс техник с деревянным манекеном преподаётся в большинстве школ Вин Чунь. После этого ученик свободно импровизирует. Все техники из комплекса с деревянным манекеном могут выполняться с партнёром. Манекен особенно ценен для обучения, когда у вас нет никакого партнёра. Чи Сау и спарринг также необходимы, чтобы развить чувствительность и тайминг.

Манекен также используется как тренировочное устройство в дополнение к мешку с песком для тренинга ударов на короткой дистанции кулаками, ладонями, пальцами и ногами. Преимущество манекена перед мешком с песком состоит в том, что приёмы защиты стиля могут также быть отработаны на нём. В идеале манекен изготавливают в соответствии с размерами пользователя. Правильно изготовленный манекен способствует отработке правильной позиции, обеспечивает правильный угол руки, правильное перемещение и правильное развитие силы. Другие боевые искусства не могут получить максимальную выгоду от деревянного манекена Вин Чунь без понимания этих концепций.

Вин Чун происходит от грозной китайской династии Чинг, правившей около 250 лет назад. В те времена 90 процентов населения Китая (Ханы) находились под властью 10 процентов (Манчу).
Когда все виды оружия были запрещены манчу, ханы начали подготовку революционной армии, владевшей искусством кунг-фу. Храм Шаолинь стал убежищем, где проводились подготовительные тренировки классического стиля, на овладение которым уходило от 15 до 20 лет.
Для развития новой формы боевого искусства, на овладение которым уходило бы меньше времени, пятеро величайших мастеров Китая встретились и обсудили достоинства каждой из разнообразных форм кунгфу. Взяв у каждого стиля наиболее эффективные технологии, они развили программы тренировок, которые могли бы создать мастера боевых искусств за промежуток времени от пяти до семи лет, то есть за треть первоначального времени. Но храм Шаолинь был захвачен и сожжен манчу и тренировки не успели начаться.
Монахиня Нг Муи была единственной оставшейся в живых из пяти великих мастеров. Она передала свои знания девушке-сироте, которую она назвала Вин Чун. Это имя значит "надежда на будущее". В свою очередь Вин Чун поделилась своими знаниями с мужем Леонг Бок Чо.
С течением времени стиль приобрел известность под названием Вин Чун.
Техника этой борбы всегда передавалась ограниченному количеству тщательно отобранных учеников.
Около ста лет назад Леонг Джун стал одним из избранных учеников обучавшихся Вин Чун. У него было два сына Леонг Бак и Леонг Чен. Они жили в цветущем китайском городе Фатшан. Будучи знаменитым мастером боевых искусств, он также был владельцем магазина лекарственных трав. Люди очень уважали его как благородного человека и ученого, который никогда не хвастался своими способностями в кунг-фу.
Чан Ва Сун, меняла, был соседом Леонг Джуна. Он был высоким сильным человеком и восхищался мастерством своего соседа в Вин Чун. Когда Леонг Джун решил не учить искусству боя никого, кроме своих сыновей, сосед стал следить за ним каждый день, в то время когда Леонг Джун вел тренировки у своих сыновей. Скоро Леонг Джун заметил, что Чан следит за ним и стал специально показывать упрощенные версии движений.
Пристрастие Чана к шпионству тронула Леонг Джуна и он принял соседа к себе в ученики. Несмотря на это Леонг Джун продолжал показывать Чану лишь упрощенную версию, так как боялся, что после его смерти Чан будет оспаривать звание Великого Мастера Вин Чун у его сыновей. Так как Чан был очень высоким, крепким и сильным мужчиной, сыновья Леонг Джуна не смогли бы победить его, если бы он знал настоящую версию Вин Чун.
Подозрения Леонг Джуна были не напрасными. После его смерти и смерти его сына Леонг Чена, Чан выгнал второго сына из Фатшана. Леонг Бак поселился в Гонконге.

Чан Ва Сун сразу же начал обучать других упрощенной версии Вин Чун. Он обладал огромной популярностью, но за много лет выбрал себе лишь 11 учеников.
Некоторое время спустя к нему пришел двенадцатилетний мальчик Ип Ман и, дав Чану 300 кусков серебра, попросил Чана сделать его своим последним учеником.
Вначале Чан решил, что мальчик украл деньги у родителей. Он отвез Ип Мана домой и рассказал все его родителям. Выяснилось, что Ип Ман не украл деньги, а сам скопил их. Восхищенный преданностью мальчика, Чан сделал его своим последним учеником.
В течение четырех лет Ип Ман изучал систему Вин Чун Чана и после смерти учителя переехал в Гонконг. В возрасте шестнадцати лет он уже обладал репутациейпрекрасного мастера боевых искусств. Друзья Ип Мана по боевым искусствам познакомили его с эксцентрич-ым пожилым человеком, который был прославленным мастером кунг-фу. Ип Ман кинул вызов этому человеку и позорно проиграл бой. Старик оказался Леонг Баком, сыном Леонг Джуна, единственным кто владел настоящей версией Вин Чун. После знакомства Леонг Бак рассказал Ип Ману историю упрощенной версии и принял его своим единственным учеником.
Ип Ман изучал подлинную версию Вин Чун в течение четырех лет. С новыми знаниями он вернулся в Гонконг, победил всех, кто был старше его и стал Великим Мастером Вин Чун. Все последователи кунг-фу уважали его способности, но он никогда не брал себе учеников.
В 1948, когда к власти пришли коммунисты, уехал в Макао, оставив все свое состояние в Китае. В Макао он жил в крайней бедности, пока не встретил Леонг Шана, мастера кунг-фу, который привез его в Гонконг и стал заботиться о нем.
У Леонг Шана была школа кунг-фу в помещении ресторана рабочего союза в Гонконге. Там у Ип Мана была маленькая комнатка. Каждую ночь после закрытия ресторана в рабочем союзе проводились занятия по кунг-фу. Ип Ман часто наблюдал за занятиями и беззлобно посмеивался над неадекватностью стиля преподавания Леонг Шана.
Однажды ночью в 1951, Леонг Шан разозлился на неуважение Ип Мана. Чтобы поучить его, Леонг Шан бросил ему вызов. Несмотря на то что Леонг Шан был выше, крупнее и моложе, он не был серьезным противником для Ип Мана. Ип Ман с легкостью победил его.
После этой победы над Леонг Шаном Ип Ман открыл всем, что он является Великим Мастером Вин Чун и сделал Леонг Шана своим первым из нескольких, всегда тщательно отбиравшихся учеников.

Что общего у Вин Чун с оперой «Красная Джонка».
Версии происхождения.
«Как» и «Зачем».


Винчункуен или венчункуен (оба варианта на путунхуа звучит одинаково - "юнь - чхунь - тсюань") - это вид китайского боевого искусства. Техника ВинЧун включает в себя различные способы рукопашного боя и методы боя с оружием.
Известно, что впервые школы с таким названием появились в начале XVIII века в округе Гуаньчжоу провинции Гуаньдун. ВинЧун был популярен среди актеров гуандунской оперы из труппы "Красная Джонка". Сегодня ВинЧун является ведущим стилем в г.Фошань.

Существуют две официальные версии происхождения стиля.

Самая популярная называет создательницей ВинЧун дочь минского генерала Люй Сэйлян, известную как монахиня У Мэй ("Пять Слив"). Она нашла прибежище в монастыре Байхэсы ("Обитель Белого Журавля") в горах Далянь, на границе провинций Юннань и Сычуань. Её ученицей была дочь продавца тофу по имени Ян Юнчунь (Ян "Поющая Весна"). Муж Ян Юнчунь, торговец солью из Шаньси Лян Бочоу, изучил технику своей жены и открыл свою школу на севере Гуаньдуна, в деревне Наньсянь. В память о жене он назвал свою школу "винчункуен" ("кулак Поющей Весны").

По другой версии ВинЧун был создан шаолинским наставником Чжи Шанем на основе "обновленной" версии шаолиньцюань. Стиль, которому он обучал актера гуандунской оперы «Красная Джонка» Хуан Хуабао, назвался "венчункуен" ("кулак вечной весны"), по имени одного из залов Шаолиня - Юнчуньтай ("Павильон Вечной Весны"). Хуан Хуабао поделился своими знаниями с собратьями по ремеслу - актерами Лян Эрди и Дахуамянь Цзинем, а в начале 1870-х вернулся в родной город Фошань, где и открыл школу ВинЧун. Большинство мастеров XX века являются учениками его фошаньских учеников - полицейских Фэн Сяоциня и Хо Баоцюаня, а также доктора Лян Цзяня, которого за непревзойденное мастерство называли "Винчунван".

В китайском понимании, "предок-первоисточник" стиля - явление абсолютно необходимое, так как он гарантирует "истинность" на пути духовного роста. В реальности каждая школа - плод коллективного творчества, включающий опыт многих и многих поколений мастеров. На этом непростом пути возможно одновременное сосуществование, как истинного искусства, так и упрощеных "тупиковых" направлений.

Кроме общепринятых легенд о происхождении стиля, существуют ещё несколько "непопулярных" версий, в которых создателями техники ВинЧун называются другие мастера.
В полном смысле этого слова, основателем ВинЧун можно было бы назвать легендарного эмэйского монаха Мяо Шуня ("Бессмертная Кошка"), учителя отца Ян Юнчунь - Ян Эра. На основе эмэйского стиля шиэрцзя ("двенадцать застав") и техники гуаньсийского байхэцюань ("кулак белого журавля") он создал медитативную форму сяонаньтоу или СиуЛимТао ("малая идея"), которая является основой ВинЧун.

Другим возможным источником ВинЧун называют Мяо Цуйхуа. Она была дочерью шаолиньского мастера Мяо Хина, ученицей У Мэй, женой мастера винчун Фун Да, и матерью легендарного героя Фон Сайюка. Мяо Цуйхуа, также известна как создатель принципа Шуан До (Двойных Ножей). В этой версии ВинЧун изначально был рассчитан на работу ножами, и лишь затем развился в технику безоружного боя.

Чжан У, который обучал актеров «Красной Джонки» также вполне может быть назван создателем этого стиля.
В отличие от всех вышеописанных возможных источников ВинЧун, Чжан У - реальная личность, чьё существование подтверждено документально. В юности он выступал в пекинской опере как певец и ведущий актер в батальных сценах. Чжан У некоторое время жил в районе Хэншань в Хунани, где овладел стилями цзиньганчжан ("алмазная ладонь"), танланцюань("кулак богомола"), тайцзицюань и инчжаопай ("когти орла"), тренируясь у мастера И Чэня (принадлежавшего к 22-му поколению монахов Шаолиня).
Где-то между 1723 и 1736, Чжан У переехал в Фошань, в провинции Гуандун. В Фошане Чжан У стал известен как "Тан Сао У", что означает "Сухорукий". Из-за частичного паралича его левой руки он не мог использовать никаких "размашистых" боевых техник. Чжан У обьединил актеров оперы «Красной Джонки» (известных также как "Послушники Грушевого Сада") в ассоциацию "Хунхуахуйгуан" ("Союз Красного Цветка"), в которой он преподавал традиционные "Восемнадцать искусств гуандунской оперы".
Более вероятно, что Чун преподавал актерам «Красной Джонки» северные военные искусства, чем что-то подобное ВинЧуну. Однако, его влияние на «Красную Джонку» бесспорно, и его наследие сыграло немалую роль в том, что в конечном счете стал известным как ВинЧун.

Если о "первоисточнике" ВинЧун можно лишь догадываться, то его техническое содержание вполне доступно для анализа. Естественно, ВинЧун возник не на пустом месте, из одного лишь созерцания боя журавля со змеей (или лисицей). В каждой ветви ВинЧун называются иные стили, из которых он произошел.
Чаще всего его связывают непосредственно с шаолиньской традицией. Такой подход вообще весьма характерен для южнокитайских школ. Северные стили (а шаолиньцюань "южным" никогда не был) основаны на непривычных для южан двигательных стереотипах и считаются более "древними", то есть в китайском понимании - более "качественными". Однако современный шаолинпай менее всего напоминает ВинЧун, даже в его самом "формализованном" виде.
Другой "базовой" для ВинЧун школой называют юнчуньбайхэцюань ("кулак белого журавля уезда Юнчунь"). Для жителей провинции Гуаньдун, исповедующих стили "южного кулака" (хунцзя, цайлифо, баймэй), оригинальный фуцзяньский стиль "журавля" также был чем-то экзотическим. Традиционный для байхэцюань сброс силы методом "встряхивающейся собаки" мог быть заменен на более привычный гуаньдунцам резкий "складывающийся" импульс.
Еще одним источником "узкой" техники ВинВун считают переработку формы боя копьем "южного богомола". На это есть свои основания. В так называемом "боковом" ВинЧун из деревни Гулао бой ведется в манере, довольно напоминающей стиль "богомола", с "вязкой рук", короткими подшагиваниями и глубокими выпадами. Атаки и защиты выстраиваются по шести "окнам", что очень напоминает фехтовальную схему.
Вероятнее всего, ВинЧун не возник в одночасье из какой-то одной определенной школы, а представляет собой компиляцию из множества стилей. Методика тренировки ВинЧун имеет свои параллели в тайцзицюань, ицюань, танланцюань. Сочетание коротких "мечей-бабочек" с длинным шестом характерно для хунцзяцюань (кант."хунгар").
В действительности, сегодня существует только два принципиально различных стиля ВинЧун - "уступающий" и "отражающий". Впрочем, не существует школы ВинЧун, декларирующей свой стиль как "жесткий" или "силовой". "Жесткость", как и "мягкость", - понятия относительные. Существует принципиальное отличие в методах приема и выдачи импульса атаки.
Самый распространенный путь - применить "пружинную" силу, наподобие распрямляющегося прута (роль которого выполняет поясница).
Другой способ - это использование "пустой" силы, основанной на "проваливании" противника в момент завершения им атаки, за счет смещения своего центра тяжести по спирали.
Несмотря на всю свою мировую популярность, "уступающий" ВинЧун медленно исчезает. И дело даже не в отсутствии желающих получить знания или нежелании их дать. Просто этот процесс требует многолетних планомерных тренировок "из рук - в руки". Большинство же рассчитывают на сиюминутный результат. Таких "юзеров" становится всё больше и больше, а истинных мастеров - наоборот. Атакующий "динамический" ВинЧун сегодня активно вытесняет старое "выжидательное" направление. Такой стиль более прост в обучении и легче адаптируется к различным соревновательным правилам. Древний принцип ВинЧун "уступить - значит победить" означает, что лишь то, что давая противнику "первое слово", можно "узнать" его и "понять".
В более широком понимании, ВинЧун - не только боевое искусство, но, прежде всего духовная практика, дающая ответ не только на вопрос "как", но и на вопрос "зачем".

吴梅大師 )

Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением ушу . Бой в вин-чунь основан на принципах, которые постигаются учеником от тренировки к тренировке. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Зачастую бой завершается ударами колен и локтей. Упражнение «липкие руки» (chi sao, 黐手 чи сао) позволяет бойцу отлично ориентироваться в бою на близких дистанциях. Существуют и ножевые техники, они тесно связаны в единое целое с техникой рук и приёмами без оружия. Вместе с «липкими руками» изучаются броски и захваты.

Краткая история стиля

Легенды традиционно связывают происхождение стиля с монастырём Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь . Согласно одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны («вэнчуньтан» на кантонском диалекте). Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Поющая Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй (Ng Mui).

Однако, в 1930-1940-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10 000 лет здравствовать императору династии Цин!» - приключенческий роман, описывающий, как один из будущих императоров Китая якобы инкогнито странствовал по южному Китаю и попадал во всякие переделки), а Чжишань, Умэй и прочие - просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о Южном Шаолине географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности и т. д. и т. п.

Более-менее достоверная история стиля прослеживается лишь с конца XVIII века, когда этот стиль попал в труппу гуандунской оперы (англ.) «Красная джонка». В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера - Хуан Хуабао и Лян Эрди - покинули труппу и переехали в Фошань , где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как «юнчунь ван» («король винчуня»). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После того как оставил свой бизнес, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.

Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Ман на кантонском диалекте) изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге , где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где преподают преимущественно ученики Ип Мана, а также представители других ветвей Вин Чунь. В силу этого, Винчунь не внесен в реестр боевых искусств.

Вьетнамское направление винчунькуэн ведет своё начало с 1939 года от Жуань Цзиюня (Нгуен Тэ Конга), легендарного китайского мастера, приехавшего в Ханой по приглашению Ассоциации китайских эмигрантов во Вьетнаме и который воплотил в жизнь принцип боевого китайского искусства, гласящий: «четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней», что означает: «слабое усилие нейтрализует атаку».

Технические особенности стиля

Существует распространенное заблуждение, что отличительной чертой вин-чун являются упражнения «чи-сао» («chi-sau») - «липкие руки», благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы. Аналогичные упражнения существуют практически во всех направлениях традиционного китайского у-шу, только называются по-разному. Например в Тайцзы цюань название этого упражнения туйшоу. В настоящее время чи-сао возведено чуть ли не в абсолют и даже проводятся соревнования по чи сао. Но в действительности чи сао это всего лишь одно из множества существующих упражнений в винчунь. Отличительной особенностью винчунь является больший акцент на принципы боевых искусств таких как текучесть, слияние, компактность, искусства в безыскусности и т. п.

С другой стороны, именно упражнение «чи-сао» вырабатывает навыки быстрого нахождения варианта пути для атаки или защиты и атаки. Все дело в том, что большое количество техник, нарабатываемых учеником-новичком, даже при периодических учебных спаррингах, создает в голове мешанину: при отражении атаки он теряется в том, какую связку ему применить и заканчивается все, как правило, «маханием кулаками», о какой-либо технике говорить в таком случае не приходится. Именно упражнение «чи-сао», как длительное действо в контакте с партнером, вырабатывает навыки разбиения мостов, наведения мостов, атаки, контратаки, контроль центра тяжести и перемещения.

Бой бойцы вин-чун ведут на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а ещё лучше - локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Удары ногами используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.

Из оружия в наиболее популярной сегодня версии Е Вэня изучают длинный шест и так называемые «мечи-бабочки» (два тесака, у каждого из которых ширина лезвия сравнима с гардой)-(которые Е-Вень тоже постоянно носил с собой). Причём, по словам Вильма Чэна (в его книге), родным оружием для Винчун являются мечи-бабочки, а шест дракона был внесён в Винчун из другого стиля. В других версиях, помимо мечей-бабочек, встречаются и другие виды оружия, вплоть до меча-цзянь и буддийских четок.

В версии Е Вэня изучается три комплекса без оружия - «начальная идея», «поиск рук» и «бьющие пальцы». В других версиях имеются и другие комплексы. Вьетнамский винчунь, к примеру, имеет парный комплекс выполняемый вдвоём, а также подчеркивая своё легендарное южношаолиньское происхождение, практикует комплексы пяти животных.

Для подготовки к реальному бою помимо упражнений «чи-сао» используются многочисленные разновидности парных упражнений, а также тренировки на специальном манекене («деревянном человеке»).

Современное состояние

В настоящее время Вин Чун занимаются тысячи человек, поэтому обычно в каждой школе вводится система аттестации, различающая адептов стиля по уровню мастерства. Однако в самом Китае ещё сохранилось положение, когда сертификаты о прохождении того или иного уровня обучения выдаются преимущественно для предъявления за пределами Китая.

См. также

Напишите отзыв о статье "Вин-чунь"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вин-чунь

– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
Взорванный словом интригантка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.
– Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос.
– Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться.
– Николинька, я тебе растолкую, ты уйди – вы послушайте, мама голубушка, – говорила она матери.
Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась.
Графиня тяжело захлипав спрятала лицо на груди дочери, а Николай встал, схватился за голову и вышел из комнаты.
Наташа взялась за дело примирения и довела его до того, что Николай получил обещание от матери в том, что Соню не будут притеснять, и сам дал обещание, что он ничего не предпримет тайно от родителей.
С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее чем когда нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна.
Соня была печальна и от разлуки с Николаем и еще более от того враждебного тона, с которым не могла не обращаться с ней графиня. Граф более чем когда нибудь был озабочен дурным положением дел, требовавших каких нибудь решительных мер. Необходимо было продать московский дом и подмосковную, а для продажи дома нужно было ехать в Москву. Но здоровье графини заставляло со дня на день откладывать отъезд.
Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее. Письма его большей частью сердили ее. Ей оскорбительно было думать, что тогда как она живет только мыслью о нем, он живет настоящею жизнью, видит новые места, новых людей, которые для него интересны. Чем занимательнее были его письма, тем ей было досаднее. Ее же письма к нему не только не доставляли ей утешения, но представлялись скучной и фальшивой обязанностью. Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Она писала ему классически однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки.
Здоровье графини все не поправлялось; но откладывать поездку в Москву уже не было возможности. Нужно было делать приданое, нужно было продать дом, и притом князя Андрея ждали сперва в Москву, где в эту зиму жил князь Николай Андреич, и Наташа была уверена, что он уже приехал.
Графиня осталась в деревне, а граф, взяв с собой Соню и Наташу, в конце января поехал в Москву.

Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.