Рецепты булочек        10.05.2019   

В каком году появилось первое пиво. Русское медовое пиво. История пивоварения в Европе

Первое упоминание об особом «ячменном соке», производимом в баварском городке 1айзенфельде, относится к 736 г. Спустя почти 30 лет старейшая в мире «пивная грамота» засвидетельствовала поставку этого напитка из Гейзингена на Дунае в аббатство Сен-Галлен. В южной 1ермании пивоварение в Средние века находилось в руках монастырей, разработавших процесс низового брожения и получавших значительные доходы от продажи пива.

Родом из Месопотамии Баварцы склонны считать, что именно они придумали «жидкий хлеб», чтобы кружкой крепкого питья облегчать себе тяготы поста. Но они ошибаются. Первыми начали варить пиво шумеры. Уже в III тыс. до н.э. оно было в Месопотамии популярным народным напитком. В Древнем Египте всякий мужчина выпивал в день не менее двух кружек пива.

Чистое и беспримесное

Через посредство римлян пиво попало к германцам, которые сочли его напитком богов. В XVIII в. пиво было так популярно, что производилось на всей территории Германии, правда, по разным строго соблюдавшимся региональным правилам. Борясь с фальсификацией, баварский герцог Вильгельм IV издал в 1516 г. закон о чистоте пива, ставший с 1906 г. обязательным для всей Германской империи. Закон предписывал при варке пива ничего не использовать, кроме солода, хмеля и воды; о дрожжах в нем не упоминается, поскольку природа брожения была тогда неизвестна. И хотя с 1987 г. рынок открыт также для соевого, рисового и прочего подобного пива, немцы по-прежнему предпочитают отечественный «ячменный сок», выпивая в среднем 110 литров любимого напитка в год,

  • 1759 г.: Артур 1иннес открыл первую в Ирландии пивоварню. Его темное крепкое пиво получило название «стаут».
  • 18б4 г.: в Амстердаме семейство Хейнекен приобрело пивоварню, существующую с 1592 г.
  • 1888 и Ральф и Уильям Фостер в австралийском Мельбурне выпустили в продажу свое первое пиво.
  • 1895 г.: открыла торговлю пивоварня Будвайзер.

История пива берет начало с древнейших времен и уходит корнями в первые цивилизации Ближнего Востока. Пиво наверняка самый древний вид алкогольных напитков, первые упоминания о нем насчитывают десять тысяч лет. Спустя такую бездну времени можно только предполагать, как появилось пиво. Однако очевидно, что культура пивоварения тесно связана с культурой земледелия, и пиво существует примерно с тех самых пор, как люди научились перерабатывать зерна злаков в хлеб.Скорее всего, пиво появилось случайно. На территории современной Сирии и Ирана археологами обнаружены древнейшие глиняные сосуды большой емкости с узким горлом, в которых, судя по всему, хранили зерно. Наверняка в такие сосуды иногда попадала дождевая вода, в теплом климате зерно прорастало, и начинался процесс брожения.

Известно, что около шести тысячелетий назад между Тигром и Евфратом существовала мощная и во многом загадочная цивилизация шумеров. Их высокоразвитая культура и создала первое в истории пивоварение.

Шумеры растирали зерна ячменя и спельты (вид злака, от которого произошла пшеница) в каменных жерновах, заливали их водой, добавляли душистые травы и подвергали это сусло брожению. Спустя некоторое время получался вкусный освежающий напиток, который был отдаленно похож на то, что сейчас мы называем пивом. Пивоварение поддерживали крупные землевладельцы, которые снабжали пивоварни зерном и мельницами для его размалывания, глиняными сосудами для брожения, поставляли прочее необходимое сырье.

В Вавилоне существовали смешанные сорта пива из спельты и ячменя, кроме того, вавилоняне первыми начали осознанно применять проращивание солода. В пиво добавляли различные приправы, однако хмель не применялся. Быть может, он был неизвестен древним вавилонянам, возможно также, что его просто не хотели использовать. Поэтому пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус, без привычной для нас хмелевой горечи.

Уже в те времена пиво становится выгодным товаром. Появляются центры коммерческого пивоварения, так, в месопотамском городе-государстве Ур пиво производили профессионально, на продажу.

Благодаря археологическим исследованиям на юго-западе Персии стало известно, как обращались с пивом около 3500 лет назад. При раскопках города Сузы были обнаружены большие шарообразные глиняные сосуды, которые закапывались под полом домов. Эти огромные пивные кувшины накрывались сверху керамической плитой с отверстием посредине.

Через отверстие пиво либо вычерпывали, либо вставляли туда специальную трубку, и пили непосредственно через нее. Предполагается, что пить пиво через трубочку приходилось из-за обильной пены на поверхности, в которой были взвешены частицы дробленого солода, а также из-за осадка на дне сосудов. Трубочкой удавалось тянуть пиво из срединной части кувшина, где не было твердых частиц.


Процесс употребления пива через трубочку запечатлен на многочисленных наскальных рисунках той эпохи. Археологам удалось даже выяснить, что в зажиточных домах такие емкости для пива устанавливались под полом помещений, предназначенных для мужских собраний, из чего следует, что пивоварением и потреблением пива уже тогда занимались мужчины. В то время как кулинария была женской стезей.

Кстати, в конце прошлого века пивоваренный завод «Hoepfner» в Карлсруе (Германия) решил поэкспериментировать, используя историческое наследие древних цивилизаций. На протяжении нескольких месяцев испытывались различные комбинации зерновых и пряностей, после чего в соответствующем ассирийскому стилю заведении «Nacht von Susa» («Ночи в Сузах») интернациональной публике, в том числе профессионалам, были представлены три сорта пива, приготовленного по рецептам древних шумеров и вавилонян. Отзывы были самые разные - от самых негативных до восторженных. Все дегустаторы сошлись в одном - шумерское и вавилонское пиво совершенно не похоже на тот напиток, который мы называем пивом сейчас.

Пиво «отметилось» и в знаменитом ныне Кодексе Хаммурапи. Великий вавилонский царь Хаммурапи, подчинивший себе Месопотамию и Ассирию, среди прочего установил правила, связанные с производством и употреблением пива. В 1902 году под Сузами была найдена двухметровая колонна из черно-зеленого диорита с многочисленными клинописными параграфами законов. Знаменитая находка хранится в Лувре. Этот древнейший свод законов, получивший название Кодекса Хаммурапи, составлен примерно за 1700 лет до Рождества Христова.

Кодекс Хаммурапи содержит два параграфа, посвященные производству и продаже пива. Первый параграф устанавливал предельные цены на пиво (в перерасчете на зерно), был направлен против злоупотреблений торговцев, и гласил «если трактирщица поднимет цену за пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна и это будет доказано, тогда следует бросить ее в воду».

По всей видимости, с тех пор как до сведения широкой общественности был доведен этот параграф древнего закона, и пошла юмористическая поговорка «губит людей не пиво, губит людей вода». Второй параграф воплощал в себе заботу древних вавилонян о фальсификаторах, которых полагалось до смерти упаивать собственным же варевом. Там же было указано, что за политические дискуссии среди посетителей питейных заведений хозяева последних могли поплатиться жизнью. Помимо сведений об этих устрашающих мерах, Кодекс Хаммурапи также сообщает, что в те времена почти все лекарства либо растворяли в пиве, либо запивали пивом.

Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами и в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, пиво теряло большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство, и пиво вскоре стало народным напитком, одним из основных продуктов питания.

Древнеегипетский иероглиф, обозначающий трапезу, в буквальном переводе звучит как «хлеб и пиво», т.е. тесная связь между питанием, хлебом и пивом существовала уже в те древние времена. Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

Древнеегипетское пиво, которое называлось «хек», было сладким и крепким. Египтяне приправляли его ядовитой мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. Кроме того, в разные сорта пива добавляли шафран, анис и другие пряности.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до Новой Эры. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Примерно в 1250 году до Новой Эры фараон Рамсес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

Торговлю пивом запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек, однако древнеегипетская антиалкогольная кампания не возымела особого успеха. Народ продолжал пить пиво. А пивовары были в Египте настолько уважаемы, что фигурки, изображавшие представителей этой профессии, помещали в захоронения.

Несмотря на то, что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов (даже Рамсесу II) на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать производство пива налогами, хотя производство других видов сельскохозяйственной продукции исправно обкладывалось невыносимыми поборами.

Первой до этого додумалась знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте с 69 по 30 годы до Новой Эры.

Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен первый налог на алкогольные напитки.

Из Египта пиво пришло в Эфиопию, а оттуда - на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в IX-VII веках до Новой Эры изготавливали крепкое пиво. С Кавказа пиво попало в Европу. Скифы делали пиво из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры. Галлы в I веке Новой Эры делали напиток, весьма похожий на пиво, который сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. Примерно к этому же времени восходят свидетельства римлян об употреблении ирландцами напитка из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

Как известно, древние греки и римляне пили преимущественно вино и о пиве знали не много. Более того, пиво они считали напитком варваров. Грекам еще в эпоху Аристотеля было известно об употреблении пива народами северной и центральной Европы.

Ко II веку Новой Эры центром пивоварения в Европе становятся германские земли, о чем сообщил первый «иностранный корреспондент» Римской империи Публий Корнелий Тацит, автор знаменитого трактата «О германцах».

Тацит говорил о пиве как о жутком, зловещем напитке. Впрочем, судя по всему, Тацит был прав. Известно, что германцы использовали для приготовления пивного сусла все, что им казалось подходящим, например, дубовую кору, листву ясеня и бычью желчь. Такие необычные добавки применялись вплоть до наступления эпохи христианства. Более того, некоторое время монахи даже продолжали эти сомнительные эксперименты, используя для производства пива можжевельник, чернику и грибы.

Тацит пришел к выводу, что с германцами можно покончить не только огнем и мечом, но и стимуляцией местного производства пива, что говорит о высокой степени развития военной науки в Древнем Риме. Для того времени очевидное для нас понятие геноцида - путем инициирования деградации народа посредством массового внедрения алкоголя в повседневную жизнь какой-либо национальной общности - было внове.

От германских земель технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию. Да и своим названием европейское пиво обязано древним германцам. В старонемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово «bior», в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое «bier» или английское «beer».

Хотя в том или ином виде пиво существовало во многих странах с незапамятных времен, именно хмель произвел в пивоварении подлинную революцию. Хмелеводство началось в Европе в эпоху великого переселения народов. Кстати, хмель был известен еще в Древней Руси, откуда, вполне возможно, и попал в центральную Европу.

Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в европейскую валюту, на первых порах, впрочем, не вполне конвертируемую, так как в Англии до XV века хмель был запрещен к употреблению.

Надо отметить, что средневековое пиво далеко не всегда было безвредным для здоровья. Входившие в его состав галлюциногенные алкалоиды могли вызывать видения, и это служило поводом для множества суеверий. Вплоть до конца XVI века в Европе практиковалось сожжение «пивных ведьм», которых обвиняли в порче пива, хотя, конечно, дело было в несовершенстве технологии.

Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю.

Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.

Вопрос о том, почему пивоварение в Европе развивалось именно в монастырях, имеет вполне конкретный, но все же несколько комический ответ. Для благочестивых монахов производство хорошего и крепкого пива стало вопросом жизни и смерти, ведь как иначе они смогли бы выдержать долгие посты? И ладно бы еще в теплой Италии, но в холодной и суровой Германии обойтись без источника высококалорийного питания, разрешенного к употреблению в постные дни, было просто невозможно!

Несмотря на доводы оголодавших монахов, правила соблюдения поста для северных братьев во Христе не облегчались. Так появились первые сорта крепкого пива, тогда же родилось выражение «пиво - это жидкий хлеб». Пиво было настоящим счастьем для монахов, потому что клерикальный принцип гласил «жидкость не нарушает поста». От Папы, который наверняка изменил бы этот принцип, положение пива в рационе монахов мудро утаивалось.

Однако в IX веке пиво было почти запрещено для монахов, но одному из церковных иерархов пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком, в результате чего было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами, даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день, не считая полулитра вина. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.

Немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. Только в 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские власти, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена.

Пиво того времени уже вполне можно было сравнить с нынешним. Однако тогда его варили на открытом воздухе, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжами, вызывающими спиртовое брожение, пользоваться не умели, брожение протекало самопроизвольно. В результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Помимо монастырей, в средние века стали появляться и муниципальные пивоварни, а пивовары объединились в гильдии. На территории нынешней Чехии, в Пльзене и Чешских Будейовицах, коммерческое пивоварение началось не позже XIII века. В начале XV века пивоварня в Чешских Будейовицах снабжала пивом королевский двор Богемии. Тогда-то у местного пива и появился девиз «пиво королей». Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии пиво (точнее, его разновидность - английский эль) стало главным национальным напитком к концу XIV века.

К XIII веку в северной Германии варили уже довольно неплохое пиво и притом гарантированно безвредное для здоровья. В ганзейских городах наблюдался настоящий бум пивоварения, а пик этого бума - в Бремене. К концу XV века в Гамбурге действовало около 600 пивоварен.

При ратушах Гамбурга и Любека существовали пивные и винные погреба. Пиво было основной статьей экспорта и поставлялось во многие страны Европы и даже Средиземноморья. Немецкое пиво пили и в русских городах - Новгороде и Пскове. В обратном направлении ганзейцы везли русский мед (пивной напиток), а позже стали импортировать хмель.

Огромную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл принятый в 1516 году баварский закон о строгом соблюдении рецептуры пива. Этот закон, названный Reinheitsgebot (заповедь чистоты), непреложно устанавливал, что пиво можно варить только из ячменя (позже - ячменного солода), хмеля и чистой воды. Поскольку дрожжи в то время еще не были известны, процесс брожения оставляли на волю случая.

Закон отличался суровостью - тех, кто разбавлял и подделывал пиво, строго штрафовали, а самых отпетых - и вовсе топили в собственном пиве. Reinheitsgebot действует в Германии по сей день, являясь старейшим законодательным актом в мире, регламентирующим производство продуктов питания и защищающим права потребителя.

Еще одной важной вехой в истории пивоварения было открытие в XIX веке Луи Пастером дрожжевых грибов - одноклеточных организмов, ответственных за брожение.

В 1881 году датчанин Эмиль Кристиан Хансен впервые получил чистую культуру пивных дрожжей, что открыло перед пивоварами новые возможности, которыми они с блеском воспользовались - в современном мире пиво является самым массовым и популярным алкогольным напитком, не знающим себе равных по объему производства и ассортименту.

Задумывались ли вы как появился всеми любимый пенный напиток пиво ? В каком месте нашей планеты впервые сварили пиво ? Сегодня пиво — один из самых популярных напитков на Земле. В этой статье Вы узнаете много нового и интересного об истории происхождения пива.

Как гласит одна из легенд , которая датируется 4000 г до н.э. , шумерский повар забыл на солнцепеке тесто для хлебных лепешек. Какого же было его удивление когда он обнаружил на тесте следы дрожжевого брожения — это была та самая основа пива, его предок и прародитель.

Есть и другие повествования. Одно из них рассказывает о больном человеке, который не мог нормально жевать и глотать хлеб, и ему приходилось его размачивать в воде. е предание гласит, что больной человек размочил в кувшине с водой кусочек хлеба, так как ему было больно глотать твердую пищу. По неизвестным причинам хлеб был забыт. Спустя некоторое время из хлеба образовалась «хмельная каша», съев которую, тот мужчина почувствовал странные ощущения. После выздоровления он попробовал повторить этот процесс. Таким вот, случайным образом, шумеры стали создателями пива.

Как готовили пиво в древности?

Шумеры — это народ, который во всех отношениях был хорошо развит. Им были известны несколько рецептов пива, они делали его из разных видов пшеницы или ячменя . Один такой рецепт сохранился до наших дней: вначале пекли лепешки , после чего их размачивали в воде , стимулирую брожение. В результате получался мутный напиток , который быстро портился, но обладал прекрасным пивным вкусом. Шумерские женщины более всего любили пить пиво, приготовленное из двузернянки – сорта пшеницы, который считается первой культурой, выращиваемой человеком. Также в него добавляли различные пряности и . Мужчинам же нравилось горьковатое пиво, приготавливаемое из ячменя.

О древнем пиве стало известно благодаря письменности

Шумеры все свои изобретения и события фиксировали в произведениях письменной культуры того времени. Так стало известно, что в Месопотамии пиво уже вовсю и повсеместно использовался жителями. Древнейший пенный напиток также упоминается в «Эпосе о Гильгамеше», который считается одним из самых старых литературных произведений в Вавилоне, его возраст около 4000 тысяч лет!

Где еще любили и готовили пиво?

Несколько позже, рецепт пива дошел до других стран. Пиво полюбилось, например, древними египтянами , и тому есть масса свидетельств на настенной живописи и в древних письменах. На территории современной ФРГ были найдены амфоры для пива, датируемые 800 годами до н.э. В Германии пиво варили, как правило, женщины.

История пива берет начало с древнейших времен и уходит корнями в первые цивилизации Ближнего Востока. Пиво наверняка самый древний вид алкогольных напитков, первые упоминания о нем насчитывают десять тысяч лет. Спустя такую бездну времени можно только предполагать, как появилось пиво. Однако очевидно, что культура пивоварения тесно связана с культурой земледелия, и пиво существует примерно с тех самых пор, как люди научились перерабатывать зерна злаков в хлеб.

Скорее всего, пиво появилось случайно. На территории современной Сирии и Ирана археологами обнаружены древнейшие глиняные сосуды большой емкости с узким горлом, в которых, судя по всему, хранили зерно. Наверняка в такие сосуды иногда попадала дождевая вода, в теплом климате зерно прорастало, и начинался процесс брожения.

В Вавилоне существовали смешанные сорта пива из спельты и ячменя, кроме того, вавилоняне первыми начали осознанно применять проращивание солода. В пиво добавляли различные приправы, однако хмель не применялся. Быть может, он был неизвестен древним вавилонянам, возможно также, что его просто не хотели использовать. Поэтому пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус, без привычной для нас хмелевой горечи.

Уже в те времена пиво становится выгодным товаром. Появляются центры коммерческого пивоварения, так, в месопотамском городе-государстве Ур пиво производили профессионально, на продажу.

Пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус


Благодаря археологическим исследованиям на юго-западе Персии стало известно, как обращались с пивом около 3500 лет назад. При раскопках города Сузы были обнаружены большие шарообразные глиняные сосуды, которые закапывались под полом домов. Эти огромные пивные кувшины накрывались сверху керамической плитой с отверстием посредине.

Через отверстие пиво либо вычерпывали, либо вставляли туда специальную трубку, и пили непосредственно через нее. Предполагается, что пить пиво через трубочку приходилось из-за обильной пены на поверхности, в которой были взвешены частицы дробленого солода, а также из-за осадка на дне сосудов. Трубочкой удавалось тянуть пиво из срединной части кувшина, где не было твердых частиц.



Процесс употребления пива через трубочку запечатлен на многочисленных наскальных рисунках той эпохи. Археологам удалось даже выяснить, что в зажиточных домах такие емкости для пива устанавливались под полом помещений, предназначенных для мужских собраний, из чего следует, что пивоварением и потреблением пива уже тогда занимались мужчины. В то время как кулинария была женской стезей.

Кстати, в конце прошлого века пивоваренный завод «Hoepfner» в Карлсруе (Германия) решил поэкспериментировать, используя историческое наследие древних цивилизаций. На протяжении нескольких месяцев испытывались различные комбинации зерновых и пряностей, после чего в соответствующем ассирийскому стилю заведении «Nacht von Susa» («Ночи в Сузах») интернациональной публике, в том числе профессионалам, были представлены три сорта пива, приготовленного по рецептам древних шумеров и вавилонян. Отзывы были самые разные — от самых негативных до восторженных. Все дегустаторы сошлись в одном — шумерское и вавилонское пиво совершенно не похоже на тот напиток, который мы называем пивом сейчас.

Пиво «отметилось» и в знаменитом ныне Кодексе Хаммурапи. Он содержит два параграфа, посвященные производству и продаже пива. Первый параграф устанавливал предельные цены на пиво (в перерасчете на зерно), был направлен против злоупотреблений торговцев, и гласил «если трактирщица поднимет цену за пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна и это будет доказано, тогда следует бросить ее в воду».

Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами и в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, пиво теряло большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство, и пиво вскоре стало народным напитком, одним из основных продуктов питания.

Кодекс Хаммурапи содержит два параграфа, посвященные
пиву


Древнеегипетский иероглиф, обозначающий трапезу, в буквальном переводе звучит как «хлеб и пиво», т. е. тесная связь между питанием, хлебом и пивом существовала уже в те древние времена. Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

Древнеегипетское пиво, которое называлось «хек», было сладким и крепким. Египтяне приправляли его ядовитой мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. Кроме того, в разные сорта пива добавляли шафран, анис и другие пряности.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до Новой Эры. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Примерно в 1250 году до Новой Эры фараон Рамсес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

Торговлю пивом запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек, однако древнеегипетская антиалкогольная кампания не возымела особого успеха. Народ продолжал пить пиво. А пивовары были в Египте настолько уважаемы, что фигурки, изображавшие представителей этой профессии, помещали в захоронения.

Несмотря на то, что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов (даже Рамсесу II) на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать производство пива налогами, хотя производство других видов сельскохозяйственной продукции исправно обкладывалось невыносимыми поборами.

Из Египта пиво пришло в Эфиопию, а оттуда — на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в IX—VII вв. еках до Новой Эры изготавливали крепкое пиво. С Кавказа пиво попало в Европу. Скифы делали пиво из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры


Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры. Галлы в I веке Новой Эры делали напиток, весьма похожий на пиво, который сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. Примерно к этому же времени восходят свидетельства римлян об употреблении ирландцами напитка из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

Как известно, древние греки и римляне пили преимущественно вино и о пиве знали не много. Более того, пиво они считали напитком варваров. Грекам еще в эпоху Аристотеля было известно об употреблении пива народами северной и центральной Европы.

Ко II веку Новой Эры центром пивоварения в Европе становятся германские земли, о чем сообщил первый «иностранный корреспондент» Римской империи Публий Корнелий Тацит, автор знаменитого трактата «О германцах».

От германских земель технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию. Да и своим названием европейское пиво обязано древним германцам. В старонемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово «bior», в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое «bier» или английское «beer».

Хотя в том или ином виде пиво существовало во многих странах с незапамятных времен, именно хмель произвел в пивоварении подлинную революцию. Хмелеводство началось в Европе в эпоху великого переселения народов. Кстати, хмель был известен еще в Древней Руси, откуда, вполне возможно, и попал в центральную Европу.

Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в европейскую валюту, на первых порах, впрочем, не вполне конвертируемую, так как в Англии до XV века хмель был запрещен к употреблению.

Средневековое пиво могло вызывать галлюцинации


Надо отметить, что средневековое пиво далеко не всегда было безвредным для здоровья. Входившие в его состав галлюциногенные алкалоиды могли вызывать видения, и это служило поводом для множества суеверий. Вплоть до конца XVI века в Европе практиковалось сожжение «пивных ведьм», которых обвиняли в порче пива, хотя, конечно, дело было в несовершенстве технологии.

Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю.

Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.



Однако в IX веке пиво было почти запрещено для монахов, но одному из церковных иерархов пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком, в результате чего было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами, даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день, не считая полулитра вина. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.

Немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. Только в 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские власти, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена.

Пиво того времени уже вполне можно было сравнить с нынешним. Однако тогда его варили на открытом воздухе, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжами, вызывающими спиртовое брожение, пользоваться не умели, брожение протекало самопроизвольно. В результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Помимо монастырей, в средние века стали появляться и муниципальные пивоварни, а пивовары объединились в гильдии. На территории нынешней Чехии, в Пльзене и Чешских Будейовицах, коммерческое пивоварение началось не позже XIII века. В начале XV века пивоварня в Чешских Будейовицах снабжала пивом королевский двор Богемии. Тогда-то у местного пива и появился девиз «пиво королей». Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии пиво (точнее, его разновидность — английский эль) стало главным национальным напитком к концу XIV века.

К XIII веку в северной Германии варили уже довольно неплохое пиво и притом гарантированно безвредное для здоровья. В ганзейских городах наблюдался настоящий бум пивоварения, а пик этого бума — в Бремене. К концу XV века в Гамбурге действовало около 600 пивоварен.

Важную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл баварский закон


При ратушах Гамбурга и Любека существовали пивные и винные погреба. Пиво было основной статьей экспорта и поставлялось во многие страны Европы и даже Средиземноморья. Немецкое пиво пили и в русских городах — Новгороде и Пскове. В обратном направлении ганзейцы везли русский мед (пивной напиток), а позже стали импортировать хмель.

Огромную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл принятый в 1516 году баварский закон о строгом соблюдении рецептуры пива. Этот закон, названный Reinheitsgebot (заповедь чистоты), непреложно устанавливал, что пиво можно варить только из ячменя (позже — ячменного солода), хмеля и чистой воды. Поскольку дрожжи в то время еще не были известны, процесс брожения оставляли на волю случая.

Закон отличался суровостью — тех, кто разбавлял и подделывал пиво, строго штрафовали, а самых отпетых — и вовсе топили в собственном пиве. Reinheitsgebot действует в Германии по сей день, являясь старейшим законодательным актом в мире, регламентирующим производство продуктов питания и защищающим права потребителя.

Еще одной важной вехой в истории пивоварения было открытие в XIX веке Луи Пастером дрожжевых грибов — одноклеточных организмов, ответственных за брожение.



В 1881 году датчанин Эмиль Кристиан Хансен впервые получил чистую культуру пивных дрожжей, что открыло перед пивоварами новые возможности, которыми они с блеском воспользовались — в современном мире пиво является самым массовым и популярным алкогольным напитком, не знающим себе равных по объему производства и ассортименту.

История пива в царской России

Прорыв в пивоварении произошел уже в эпоху Петра I, когда он привез из Европы пивоваров и солодовщиков. Этот момент очень интересен, с точки зрения истории пива. Дело в том, что именно славяне когда-то передали народам Европы знания по использованию хмеля. А вот при Петре I, произошел «ответный ход». Видимо, традиция Востока отставать от Запада заложена в человечестве глубже, чем на генетическом уровне. В 1715 году была построена пивоварня во Львове (сейчас это территория Украины), которая явилась, по сути, первым серьезным пивоваренным заводом в стране.

Петр I привез из Европы пивоваров и солодовщиков


В 1775 году, в эпоху Екатерины Великой, в Санкт-Петербурге появляется завод Александра Невского. Для своего времени это был самый крупный завод. Ежегодно здесь варилось и разливалось 1,7 млн. литров пива! Приблизительно в это же время построили Калинкинский пивзавод, который специализировался на варении элитных сортов. На рубеже XVIII−XIX веков на первый план выходят московские пивоварни, которых было аж 236! Они были небольшими частными, в отличие от крупных заводов Санкт-Петербурга. А еще в это время очень славилось калужское пиво, которое варили по технологии верхового брожения. Так что калужский эль известен на Руси как минимум 110 лет.



Следующей датой в истории пива в России будет вторая половина XIX века. Это тот период в мировой истории, когда была изобретена паровая машина, которая сразу же нашла свое применение во многих отраслях. В 1848 году объединились Калинкинский пивзавод и завод Александра Невского. Так возник гигант, на котором варили уже 3,3 млн. литров пива в год. Этот завод существует и сегодня, только с 1923 года он стал заводом Степана Разина. В 1863 году построили первый совместный российско-германский завод «Бавария», который стал поставщиком императорского двора. Еще через 9 лет был основан знаменитый завод «Нева», который сегодня принадлежит компании Балтика. В 1876 году построили и запустили Трехгорный пивоваренный завод в Москве, мощностью 7 млн. литров пива в год. Все это продолжалось до первой мировой войны, пока не ввели сухой закон.

Пиво в СССР и современной России

Дальше история пива продолжилась уже в СССР, а именно в 30-е гг., когда были переоснащены и реконструированы все пивоваренные заводы. Великая отечественная война приостановила развитие пивоварения, а вот после неё пиво вновь стало очень популярным напитком. У СССР даже был собственный пивной бренд — Жигулевское!



Следующий этап истории пива — это уже времена современной России. После развала СССР заводы были приватизированы, кроме того возникли совершенно новые компании, такие как Балтика, например. Дальше начинается огромная работа по приучению населения России к употреблению пива. Это делалось через совершенно невероятные рекламные бюджеты. В результате, за 30 лет работы, пиво стало самым популярным напитком, уровень его потребления вырос в десятки раз. Такой лакомый рынок не мог не заинтересовать мировые компании. Постепенно они стали приходить к нам и занимались скупкой отечественных брэндов. Сегодня у нас практически не осталось независимых производителей в стране, зато, можно уверенно говорить, что современное российское пиво — это часть мирового рынка, при чем часть весьма немаленькая.

Каждый из нас знает, что такое современное пиво. Однако мало кто задумывается, что у этого хмельного напитка есть богатая история. Историки считают, что пиво является наиболее древним на нашей планете спиртным. В связи с этим не стоит удивляться, что у него даже были боги.

История пива золотой нитью проходит через века и континенты. Она объединяет расы и народы. Я считаю, что все любители пенного напитка должны ее знать. Ведь недаром считается: тот, кто знает историю – лучше понимает современную жизнь.

Конечно, то спиртное, которое наши предки именовали пивом, мало похож на современные лагеры, эли и стауты. Это был достаточно грубый и примитивный алкоголь со специфическим ароматом и вкусом. Но согласитесь, что в такой ситуации еще интереснее узнать, как из этого древнего неприглядного хмельного напитка родилось современное пиво.

Где и как все начиналось?

По мнению историков, начиналось все еще 7 тысяч лет до нашей эры в географическом регионе, который по праву считается одной из колыбелей человечества – Месопотамии. Это земли на Ближнем Востоке, лежащие в долине рек Тигр и Евфрат. Именно здесь родина пива.

Первыми жителями Месопотамии, которым удалось создать развитую цивилизацию были шумеры. Они же были первыми в истории пивоварами. Об этом свидетельствуют обработанные глиняные таблички, на которых мы можем увидеть, процесс приготовления пива.

Конечно, то первое пиво варили по весьма оригинальному рецепту. Однако уже в нем можно отчетливо различить начало долгого и славного пути, которой за 9 тысяч лет удалось проделать пивоварению.

Шумеры делали пиво из не пророщенного ячменя и еще одного злака полбы. Хмеля в него, они не добавляли. В результате получали алкогольный напиток крепостью 3-4 градуса.

Когда шумерская цивилизация сошла с исторической арены, ее место занял великий Вавилон. Великий город много дал человечеству. В том числе вавилоняне пересмотрели и доработали шумерскую пивную рецептуру. Они научились делать солод. Другими словами, вавилоняне варили пиво из пророщенного ячменя.

Египетская цивилизация во всем шла своим путем. Пиво в стране фараонов также делали по-своему. В частности, они первыми придумали готовить пенный напиток из пшеницы.

Русский вклад

Без России история пива могла бы сложиться совершенно по-другому. Не верите? Значит, пришло время еще раз испытать чувство гордости за наших предков. Ученые утверждают, что именно в Древней Руси впервые стали готовить пиво с хмелем. Уже из нашей страны эта хмельная рецептура попала в Европу.

Еще одной особенностью пивоварения на Руси было использование меда. Старинное русское пиво было не только хмельным, но и медовым. Это делало напиток не только более вкусным, но и дорогим. В те времена пасек на Руси еще не было. Мед добывался бортниками. В таких условиях его было мало и стоил он крайне дорого. Поэтому настоящее медовое пиво было уделом высшего сословия – князей.

История не сохранила свидетельств о привязанности к пиву наших царей. Но когда на смену Рюриковичам пришли Романовы, а Русь стала именоваться Россией пенный напиток опять стал почитаем в самых высоких императорских кругах.

Император Петр I знаменит не только строительством Санкт-Петербурга, но и своей неуемной любовью к пенному напитку. Однако ни для кого не секрет, что этот российский государь высоко оценивал успехи европейской цивилизации. Вот и пиво он предпочитал пить голландское.

Его дочь Елизавета I также во многом продолжала смотреть на запад. Правда, пенным напиткам из Голландии она предпочитала английские портеры. Но не стоит думать, что пиво для наших императоров возили из Европы. При дворе были открыты пивоварни, оборудованные по последнему слову техники.

Императрица Екатерина II в том числе известна тем, что во время ее правления в столице Российской Империи был основан первый пивоваренный завод Александра Невского. Это событие датировано 1795 годом. После этого стали открываться и другие предприятия.

Многие люди почему-то считают, что самым старым пивом в России является Жигулевское. Это, конечно, не так. Его стали выпускать лишь в 1881 году на Самарском пивоваренном заводе. Правда, называлось оно тогда Венское.

Горячие скандинавские парни

В древности на территории современных скандинавских государств жили отчаянные и бесстрашные викинги. Их любимым напитком то же было пиво. В песнях скальдов оно упоминается как брага Одина.

Скандинавские пивовары понятия не имели о хмеле. Вместо этого растения, они добавляли в пенный напиток хвойные иголки. Вкус у этой браги был весьма сомнительный, зато в ней было много витаминов B и C. Такое спиртное считалось напитком воинов, которое было способно спасти от любых хворей в далеких военных набегах.

Пили викинга очень много. Умение потреблять большое количество пива почиталось у них наравне с воинской доблестью. Роль сосудов для питья играли огромные полые внутри рога. Мало кому известно, но именно от викингов мы взяли традицию наливать «штрафную» порцию алкоголя опоздавшему гостю.

А как насчет Германии

Мы привыкли считать немецкое пиво своеобразным эталоном и знаком качества. Однако в древности все было совсем по-другому. Немецкие пивовары использовали крайне сомнительные рецепты. В частности, при производстве пенного напитка они использовали галлюциногенные грибы и желчь животных. Стоит ли удивляться тому, что благородные римляне считали германцев немытыми варварами.

Происхождение того самого немецкого пива, как ни странно, связано с Христианством. В феодальной раздробленной Германии чуть ли не единственными центрами пивоварения были монастыри. Многие монахи посвящали свою жизнь не только служению Господу, но и усовершенствованию рецептуры производства пива. В подтверждение своих слов могу предложить вам взглянуть на этикетку всемирно известного пивного бренда – Franziskaner (Францисканер). На ней изображен монах. А сами францисканцы были одним из самых известных монашеских орденов.

Уже много позже пивоварение вышло из-за стен монастырей и стало светским занятием. Период расцвета этого промысла пришелся на XV столетие. Чтобы вы могли представить себе масштабы происходящего, скажу, что только в славном городе Гамбурге было открыто 600 пивоварен.

Дела английские

На Туманном Альбионе пиво наряду с виски является культовым напитком. Правда, знают его там под другими названиями. Например, английский эль , стаут, портер.

Сейчас уже сложно сказать, когда на Британских островах начали делать эль. Скорее всего, это случилось в те давние времена, когда эти земли заселялись первыми людьми.

Тогда английские эли также были весь специфическими. Основу их вкуса составляли мед и вереск. Шишечки хмеля пивовары стали использовать только с XV столетия.

Портеры и эли в Англии пили все. Начиная от самых бедных простолюдинов, заканчивая королями и членами их семей. Так, по приданию король Генрих VIII начинал каждый день достаточно своеобразно. Уже за завтраком он употреблял галлон пенного напитка. В переводе в привычную нам метрическую систему его объем равен 4,5 литрам. Как его день складывался дальше мы можем только догадываться. Достоверной информации в книгах на этот счет нет.

В XVI веке на Туманном Альбионе появляется удивительная профессия, которая олицетворяет мечту многих современных мужчин. Дегустатор пива. Думаю, что его профессиональные обязанности пояснять никому не нужно.

Кто был богом пива?

Этот вопрос не имеет короткого и однозначного ответа. Все дело в том, что каждый древний народ имел собственное божество, которое покровительствовало пивоварам и прочим любителям пенного напитка. Давайте с ними познакомимся.

В славянской, а, значит, и в древнерусской традиции был бог Корс. Иногда его называли Корсунь. В честь него наши далекие предки устраивали настоящие пивные поединки. Победителя доставалось уважение мужчин и любовь женщин. Правда, чаще всего воспользоваться ими он уже не мог.

В древней Греции за хмельные дела отвечал бог Дионис. Конечно, прежде всего он был поклонником вина, что делать национальный колорит. Но в то же время от кружечки пенного напитка он то же никогда не отказывался.

Во Фракии поклонялись Вакху. Кстати, потом его включили в свой пантеон и римляне. Это был очень веселый, кутящий и разгульный бог. Главное, что для этого не нужны никакие доказательства. Достаточно вспомнить слово вакханалия и все сразу встанет на свои места.

Если снова вернемся в Месопотамию, то встретимся там с Нинкаси. Согласно мифам, эта шумерская богиня пива преподнесла своим почитателям секрет изготовления пенного напитка.

Викинги поклонялись богу грома Тору. Непосредственно он не был богом хмельного напитка. Но мифы говорят, что из всех скандинавских божеств Тор больше всех любил выпить. Поэтому его можно назвать покровителем любителей пива.

В чешской мифологии мы столкнемся с богом Радегастом. Он, как и скандинавский Тор покровительствовал воинам. Но также Радегаст отвечал за гостеприимство. А какое чешское застолье может обойтись без пива.