Быстрая выпечка        14.04.2019   

От распутина до путина

Отменена госмонополия и отпущены цены на алкоголь. Теперь любое предприятие может выпускать водку. Дефицит главного национального напитка количественно преодолен, качество вызывает большие сомнения

Борьба за трезвость уничтожила прежние водочные бренды - давно не важно, какая водка, лишь бы была. Дело доходит до бутылок без этикеток: неизвестно, что за жидкость и кто ее выпустил. При таком состоянии рынка государство отказывается от своей монополии и устанавливает акцизный налог в 80%, при котором легальное производство бессмысленно. Океаны контрафакта разливаются подпольно, в том числе - на официальных заводах, платящих акциз с видимой части айсберга своей продукции.

Поддельную водку именуют «паленой» или «палевом». Изредка она может быть и вполне пристойной, чаще, конечно, попадаются суррогаты. Технический спирт, разбавленный водой, - это еще счастливый случай. Центром изготовления «палева», развозимого по всей России, считают Осетию, хотя посильную лепту вносят все регионы. За коньяк в коммерческих палатках выдают разбавленный спирт с примесью жженого сахара, разлитый в пивные бутылки.

Проще и надежнее разбавлять дома самим. Лидер продаж-92 - спирт «Royal», в обиходе - «Рояль». Королевское происхождение сомнительно, хотя на этикетках иногда указано: Голландия. Разведенная остывшим кипятком пополам литровая бутылка 96-градусного «Рояля» дает четыре пол-литра вроде бы водки.

Первый опыт создания нового бренда - водка «Распутин». Она считается немецкой. Во всяком случае, в телерекламе ее эмблемный бородатый мужик, оживая, говорит с утрированным немецким акцентом. Гришка с «пояска» на горлышке указывает на своего близнеца на большой этикетке, объясняя, что на настоящей бутылке «Распутина» - два его портрета: «фферху и фнизу».

Упоминаемые в тексте феномены

Борьба за трезвость 1985

Первый всесоюзный проект, затеваемый Горбачевым, — «искоренение алкоголизма». Подобные кампании уже бывали (см. «Борьба с пьянством», 1972), но ни одна не начиналась так круто. Запретительные меры дадут судорожный эффект на полгода-год, но долгосрочно поспособствуют лишь экономическому кризису

С бутылочной этикетки смотрит сыгравший роковую роль в судьбе царской семьи Романовых Григорий Распутин. Легендарный провидец, интриган, политический авантюрист, убитый в 1916 году, накануне февральской революции в России. Неоднозначная личность на этикетке немецкого напитка свидетельствует об особом отношении к российской истории и её деятелям. Водка создана в 1989 году на немецком предприятии в самом северном городе страны, находящемся на расстоянии 500 метров до датской границы - Фленсбурге. Владельцем марки является компания Dethleffsen.

Дизайнерская этикетка имеет оригинальную защиту от фальсификации: изображённый на ней Распутин подмигивает, если смотреть на бутылку под определённым углом.

Даже шутка такая была в девяностых: если Распутин начинает подмигивать без наклона бутылки - значит, ты уже выпил достаточно.


Григорий Распутин

О производителе

История компании началась в 1738 году, когда немецкий предприниматель Кристиан Детлефсен обосновался на берегу Балтийского моря и стал заниматься поставками крепкого алкоголя из Америки и Европы. Прошло почти 150 лет, пока его наследники решили, что дистрибьюторство - это не единственное дело, которым они хотят посвятить себя. И построили дистиллерию Diederich Dethleffsen. В ассортименте выпускаемой продукции - бренди и ром, горькие настойки и водка.

Линейка Rasputin полностью укомплектована в 1995 году - тогда в ней, кроме классического напитка, появились «Цитрон», «Гранберри», «Престиж», «Магик».

Несмотря на устоявшиеся традиции дистилляции, Dethleffsen до сих пор покупает для этой водки спирт-сырец, ректификует, фильтрует и разбавляет. Притом, рецептура по добавляемым ароматизирующим ингредиентам хранится в секрете.

Ежегодно выпускают около миллиона бутылок напитка, который успешно продают в Австралии, Монголии, Израиле и России. Rasputin редко пьют чистым из-за отчётливого привкуса жжёного сахара, обычно добавляют лёд или ледяную воду.

Виды водки Распутин

Rasputin Magic (40%) . Водка с резковатым ароматом жжёного сахара, с довольно жёстким, обжигающим вкусом и неожиданно-карамельным послевкусием.

Rasputin Prestige (40%). Аромат напитка мягкий, цитрусовый, сладковатый. Вкус сбалансированный и достаточно мягкий, с оттенками карамели и цукатов. Послевкусие жёсткое, с привкусом жжёного сахара.

Rasputin Citron (40%). Пикантный аромат с нотами гвоздики и лимона. Умеренно жёсткий вкус с цитрусовыми тонами. Бармены называют напиток слишком насыщенным для употребления чистым, поэтому настоятельно рекомендуют при подаче лёд.

«До первой звезды нельзя», «Жила-была фирма „Сэлдом“», «Я не халявщик, я партнер»… ОУ предлагает вспомнить эти и другие классические рекламные кампании, известные даже тем, кто не смотрел телевизор в первой половине 1990-х.

1. «Обращайтесь на Московский вентиляторный завод»

Московский вентиляторный завод. 1991 г.

Реклама Московского вентиляторного завода, появившаяся летом 1991 года – перед самым августовским путчем, – стала первым и последним ярким рекламным роликом, снятым в СССР и транслировавшимся уже после его развала. После того как в 1987 году директором на убыточное предприятие пришел бывший секретарь райкома КПСС Александр Миронов, «Мовен» стал флагманом в своей нише, обеспечивая 80 % потребностей СССР в вентиляторной технике. На пике этого успеха и решено было снять рекламный ролик, в съемках которого приняли участие далекие от рекламы люди: музыку создал композитор Владимир Матецкий, а стихи к песне написала сценарист Марина Собе-Панек. В 1993-м «Мовен» выпустил второй музыкальный ролик, а в январе 1995 Миронов был застрелен на пороге своего кабинета. В 1997 году преступление было раскрыто: заказчиком оказался управляющий персоналом завода Михаил Прошин.

2. «Жила-была фирма „Сэлдом“, и решила она сделать себе рекламу»

Фирма «Сэлдом». 1991 г.

Одно из первых произведений студии «Видео Интернешнл» стало знаменитым потому, что ничего конкретного поначалу не рекламировало. Как рассказывал бывший министр печати РФ и сооснователь «Видео Интернешнл» Михаил Лесин, заказчик хотел распродать скопившуюся на складах электронику. Однако вместо того чтобы прямо сказать о сфере деятельности компании, было решено снять серию из нескольких роликов, первые из которых вообще не сообщали ничего конкретного, кроме названия «Сэлдом». Идея серии принадлежала Владимиру Перепелкину – одному из первых профессиональных копирайтеров, который пришел в рекламу из КВН. Серия принесла фирме «Сэлдом» известность, и она благополучно существовала несколько лет – до кризиса 1998 года.

3. «Я не халявщик, я партнер»

«МММ». 1992 г.

Снятая Бахытом Килибаевым, сценаристом фильма «Игла», серия рекламных роликов «МММ» выходила с 1992 по 1994 год и многими воспринималась как сериал, в котором параллельно развивались истории разных людей, самым знаменитым из которых стал москвич Леня Голубков. Ролики транслировались на волне интереса к мексиканским сериалам, поэтому приглашенной звездой кампании стала Виктория Руффо, исполнившая главную роль в сериале «Просто Мария». Сам Сергей Мавроди, по свидетельству тех, кто принимал участие в съемках, неоднократно призывал делать все «для простых людей, не для умных». Однако еще до старта кампании, в 1992-м, именно Мавроди профинансировал первый фильм Килибаева – мистический триллер «Гонгофер». Саундтрек фильма был написан группой «Ноль», которая тоже соприкоснулась с «МММ»: самый известный клип группы «Иду, курю» также был снят на деньги «МММ».

4. «Если вы переворачиваете его, я вам подмигиваю»

Водка «Распутин». 1993 г.

Немецкая водка «Распутин» продавалась в России с 1992 года и благодаря масштабной рекламной кампании приобрела огромную популярность. Все ролики были озвучены русской речью с утрированным немецким акцентом, и несмотря на то что «Распутин» стоил дороже российской водки, продажи росли быстрыми темпами. Тем не менее самый знаменитый ролик с подмигивающим Распутиным был последней попыткой компании Berentzen-Gruppe AG удержаться на рынке. Огромное количество подделок подорвало доверие к марке, и голографическая этикетка была одной из попыток остановить эту волну. В 1996 году немцы прекратили поставки водки «Распутин» в Россию, а в 2010 году появились сообщения о том, что Berentzen-Gruppe AG планирует начать выпуск водки «Распутин» в Брянске. Впоследствии компания вообще отказалась от этой марки, и в настоящий момент среди «русских» продуктов у Berentzen-Gruppe AG осталась лишь водка Puschkin, но она не поставляется в Россию.

5. «Так ведь пост, матушка, до первой звезды нельзя»

Банк «Империал». 1995 г.

Снятая Тимуром Бекмамбетовым рекламная кампания банка «Империал» продолжалась 5 лет и началась с того, что Бекмамбетов познакомился с председателем банка Сергеем Родионовым. Родионов хотел снять интеллигентную имиджевую рекламу, рассчитанную в первую очередь на высокопоставленных чиновников. Всего с 1992 по 1997 год было снято 18 роликов, рассказывающих о разных исторических людях и эпохах. В роликах было задействовано множество известных актеров, а закадровый текст к ранним сюжетам читал Иннокентий Смоктуновский. Ролики «Империала» неоднократно завоевывали призы на международных фестивалях рекламы, получив, в частности, «Золотую медаль» Кинофестиваля в Хьюстоне в 1995-м. В 1998 году банк был лишен лицензии, но Бекмамбетов продолжил сотрудничество с Родионовым, сняв серию рекламных роликов для другого его банка – «Славянский». В 2005 году банк «Империал», ставший когда-то первым банком России, начавшим выпускать карты VISA с рублевыми счетами, был объявлен банкротом.

6. «Дура ты, и муж твой дурак, хоть и помер»

«Русский проект» «ОРТ». 1996 г.

Так называемый «Русский проект», снятый режиссером Денисом Евстигнеевым и показанный на канале «ОРТ» в 1995–1997 годах, стал первой заметной социальной рекламой на российском телевидении. В 19 роликах снялись многие знаменитые актеры: Нонна Мордюкова, Олег Ефремов, Александр Збруев, Никита Михалков, Владимир Гостюхин, Олег Табаков, Лев Дуров, Римма Маркова, Вахтанг Кикабидзе, Галина Волчек, Леонид Куравлев, Алексей Булдаков, Владимир Машков, Евгений Стычкин и другие. Идея серии принадлежала Константину Эрнсту, назначенному генеральным продюсером «ОРТ» в 1995-м, и Денису Евстигнееву. Автором сценария стал Петр Луцик – один из лучших сценаристов 1990-х, известный по фильмам «Дети чугунных богов», «Окраина», «Лимита» и «Дюба-дюба». Поначалу многие зрители были уверены, что ролики – лишь часть какой-то коммерческой рекламной кампании. Константин Эрнст впоследствии вспоминал: «Хотелось сказать, что мы одна страна, мы вместе, нам нужно что-то делать и мы любим друг друга. Вот такая наивная была установка».